Август. Закат лета. Прошли неистовые грозы. Раздумья. Грезы...
И вот. Восхитительный, противоречивый и яркий в экспрессии Emil Nolde (Эмиль Нольде), он же Ханс Эмиль Хансен (1867 - 1956) при рождении. Признанный мировой лидер акварелистки.
Родился в многодетной семье небогатого фермера на пограничных северный землях Дании и Германии. Воспитывался в строгих протестантских заповедях. Был с детства знаком с лишениями, тяжелым трудом и бедностью. Учился ремеслу резчика, работал на реставрации храмов.
С ранних 1900-х начал потихоньку пробовать себя в живописи, акварели. Познакомился с Мунком.
Успех пришёл к нему в 1910-1912 годах после выставок в Гамбурге, Эссене.
Знаете, что придумал этот пытливый сын крестьянина? На одолженные (!) деньги он печатает серию открыток: это были его рисунки знаменитых Швейцарских гор: каждая как оживший, улыбающийся или сердитый великан, беззубая старуха или лукавая красавица… Открытки имели успех у туристов. Это было начало.
Потом был Мюнхен, год в Париже, увлечение Мане и импрессионизмом. А главным событием для него стала встреча с участниками-земляками арт объединения «Мост», где он задержался впрочем всего на год.
Он вообще задерживался где-либо не на долго (спойлер). Мятежный.
Но этот период, связанный с «Мостом», стал для Нольде толчком, чем-то системообразующим. Мистический мост. Он ведь верил в мистику.
Нольде что-то понял и вынес свое из тех встреч, общения с другими пассионариями-искателями своего творческого пути. Талантливый, упорный протестант, твёрдо верящий в собственные силы. Похоже, похоже!
Он не боялся перемены мест, был открыт и смел. В 1913 году он отправился к Новой Гвинее, тогда германской колонии, в составе демографической экспедиции, проехал по России, Японии, Китаю, многим азиатским странам и островам – и привез из путешествия больше 80 картин. Вот вам и сын крестьянский!
Он взял псевдоним Нольде на двоих – для себя и жены, актрисы Ады Вилструп, которая разделила с ним долгие годы нищеты, болезней и переездов, а потом – признания и известности.
Он любил северогерманские земли, где прошли его детство и юность, всей душой. Пограничные датско-германские земли. Морские пейзажи завораживали его. Небо, меняющее форму и краски, волновало. Небо на севере - это всегда особая стихия. Связь с этой землей предков у него была мистическая.
Мастер неожиданных сочетаний и цветовых решений.
Как вам такой морской пейзаж?!
Видеоряд (почти!) к ‘в бананово-лимонном Сингапуре, в бури, когда поет и плачет океан’...
Эмиль Нольде продолжает работать и выставляться. В Германии тем временем социальная атмосфера накаляется: страсти, споры, навешивание клейм.
Тысячи работ Хольде были конфискованы, затем проданы за копейки или уничтожены после передвижной выставки в Германии в 1937. ‘Дегенеративное искусство’ - таков был вердикт. Такое категоричное время.
Кого-то это бы сломило навсегда. Но не нашего героя.
В своём доме, построенном по собственному проекту, на холме в Зеебюле он продолжал писать небольшие акварели. Он даже закапывал их в землю!? Эти работы потом назовут «ненаписанными картинами».
Всего Нольде написал около 1300 акварелей.
Следует заметить, что Нольде был сторонником нацистского гитлеровского режима.
Что побудило его писать в конце 1930-х пропагандистские работы, антисемитские? Нужда? Запрет на профессию как «дегенеративного» художника? Эго? Убеждения?.. Трудно сказать.
Фактом остаётся обращение художника к самому Геббельсу с просьбой пересмотреть вердикт по его творчеству. Похоже, обращение имело эффект.
В начале 1940-х его акварельные пейзажи охотно приобретались высшими кругами Рейха. У Нольде появились высокопоставленные покровители.
А вот гротескные работы мастера режим всё-таки не выдержал? Получается так. Но это так, к образу амбивалентного автора. Интрига. Из песни слова не выкинешь…
Популярность его вспыхнет с новой силой в 1946-1947 гг.
Он прожил странную жизнь, не задерживаясь нигде надолго, периоды алкогольного и наркотического исступления сменялись духовными поисками и религиозными откровениями.
… А фантастический пейзаж в цветах ультра совершенен в своей простоте, зовёт к грезам. Лимонным грезам.
***
Вместо эпилога
В 1957 году, сразу после смерти художника, был создан Фонд Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле.
Здесь в доме художника, что на высоком холме, открылся его музей. Фонд организует ежегодные сменные выставки произведений художника. Музей Нольде посещает около 100 тысяч человек в год.
Жизнь Эмиля Нольде, лишённого когда-то права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.
©️ 2021 Мила Тонбо