Иногда хочется остановить мгновение, чтобы потом вспоминать, как это было. Но творчество советского фотографа Семена Моргенштерна, известного под псевдонимом Мишин, напоминает, что искусство – не только способ запечатлеть настоящее для будущего, но и инструмент для выражения чувств.
Выступления клоунов – не просто смешное представление. В каждом присутствует философская мысль. Засмеешься, а потом задумаешься. И репризы клоунской пары Маковского и Ротмана были такими.
Кроме эффектных трюков, в них была заложена мысль. Маковский и Ротман – играющие, думающие и ищущие клоуны, которые умели завоевывать пространство зала и внимание зрителей.
В конце 60-х мы жили в маленьком городке. Однажды к нам приехала на гастроли цирковая труппа. Весь следующий месяц мы были клоунами и дрессировщиками, жонглерами и наездниками.
Но мое воображение больше всего поразили девушки-акробаты. Кстати, им я обязан увлечением акробатикой. Увидев на снимке девушек из московской группы Титова, вспомнил об этом случае.
Никогда не понимал, что особенного в искусстве жонглера. Подбрасывай да лови разные предметы. Потом попробовал и понял, как это трудно даже с двумя предметами.
Думал, получится сразу, но тренироваться пришлось несколько месяца. Интересно, сколько пришлось трудиться Майе Рубцовой – виртуозному жонглеру советского цирка.
Однажды я оказался за кулисами сцены. Сестра выступала в составе танцевального коллектива, а я помогал с занавесом. В нашем доме культуры его открывали вручную.
Тогда и увидел, как тяжело дышат девушки после выступления, мгновение назад ослепительно улыбавшиеся залу. Жаль, фото не подписано, но известно, что эта девушка выступала в ансамбле дагестанского танца. Интересно, что скрывалось за этой улыбкой.
Для танцевальных коллективов в советское время эталоном была «Березка». На снимке запечатлены участницы ансамбля «Воронежские просторы». В таких национальных костюмах все девушки были красавицами, но их профессионализм никогда не вызывал сомнений.
Шуточные сюжетные танцы я особенно любил. В них кипела жизнь, они были понятны зрителю. На фото – сюжетный танец ансамбля «Огоньки». Один кадр – а сколько динамики и настроения.
Какая живая фотография. И лица – настоящие. Позирует абхазский ансамбль «Шаратын». Вижу снимок не первый раз и восхищаюсь мастерством фотографа. Интересно, настоящие ли косы у этих горянок.
Какое разнообразие культур было в Союзе. Какие прекрасные танцы нам посчастливилось посмотреть. А костюмы – произведение искусства, как, например, у этой солистки бурятского ансамбля. Рад, что застал время, когда можно было наблюдать это великолепие не только на фотографиях.
Друзья, а какие выступления артистов радовали вас? Пишите, будем ностальгировать вместе!