Здравствуйте читатели! Возвращаясь к теме советского кино о Великой Отечественной войне, нельзя не вспомнить фильмы о разведчиках, где в этом качестве выступают женщины. С одной стороны, женщина вызывает меньше подозрения, с другой, она, по известному выражению, - "слабый пол".
Хотя как пол может помешать человеку быть патриотом своей Родины? На ум и характер он не влияет, а физическая сила разведчику не так уж и нужна, больше - выдержка и артистизм. В общем, хорошо, что Советская власть уравняла мужчин и женщин в правах. Она воспитала настоящих героинь, которые многое сделали для своей страны, а кинематограф снял нам интересные фильмы о девушках-разведчицах.
"Я - Береза" 1964 г.
В Москве проходит фестиваль молодежи и студентов. В толпе, наполненной юношами и девушками разных стран, журналист, в войну служивший фронтовым корреспондентом, узнает в красивой женщине средних лет бывшую разведчицу, работавшую под позывным "Береза".
Когда-то он был среди тех, кто встретил девушку по возвращении с задания, а после войны написал о ее подвиге, не раскрывая имени героини. Встреча побуждает Елену поделиться воспоминаниями, не вошедшими в опубликованный материал.
Она, дочь профессора из "бывших", якобы из симпатий к оккупационному режиму оставшаяся на захваченной территории, служила переводчицей в комендатуре. Также девушка вела курсы русского языка, которые покровительствовавший ей генерал создал для немецких офицеров.
Разведчица собирала сведения о продвижении воинских эшелонов и состоянии системы ПВО. Немцы понимали, что бомбежки советской авиации проходят слишком эффективно, но фройлен Элен оставалась вне подозрения.
Елена Белецкая передавала информацию через связного - сапожника, но он был вычислен разведкой противника и вынужден скрыться. Ей уже негде было хоть немного отдохнуть от своей роли.
Отвращение к тем, с кем она была вынуждена общаться, презрение, которым ее обливали оставшиеся под оккупацией люди, постоянный контроль над собой вызвали чудовищное нервное напряжение. Елене часто мерещилась слежка, казалось, что она раскрыта.
В этот сложный для нее период времени в руки врага попал советский лейтенант - летчик со сбитого бомбардировщика. Генерал, заинтересованный в раскрытии местоположения аэродрома, с которого производились бомбежки, решил привлечь для работы свою протеже. Кто сможет лучше переубедить пленного как не бывшая советская комсомолка, перешедшая на сторону немцев?
Фильм, снятый по мотивам рассказа Бориса Полевого "Мы - советские люди", сосредоточен на моральной тяжести работы разведчика, вынужденного выглядеть предателем в глазах своего народа. Недаром более всего поражает пленного лейтенанта угроза тем, что молчание не сохранит ему честного имени.
Он не может надеяться, что клевета не сработает - сам только что поверил фальшивым документам, сфабрикованным на погибшего товарища. Это, по-моему, самый неоднозначный эпизод сценария. Понятно, что наши - хорошие, немцы - плохие. Однако, оказывается, что "хорошие" наши, как и сам лейтенант, привыкли не сомневаться в измене при малейшем подозрении.
В картине играют известные советские актеры: Владимир Ивашов (летчик), Николай Крючков ("Левко"), Феликс Яворский (журналист), но его звезда - Наталья Фатеева в роли Елены Белецкой ("Березы").
Это, я думаю, самая сильная роль в фильмографии Фатеевой. Обычно советский кинематограф больше использовал ее прекрасные внешние данные, здесь же, актрисе удалось показать психологические переживания своей героини.
"Марианна" 1967 г.
Где-то на территории оккупированной Украины, недалеко от линии фронта, находится немецкий аэродром. С него взлетают самолеты для бомбежек в глубоком советском тылу. Воздушная разведка не может прорваться в район предполагаемого расположения объекта. Наши бомбардировщики гибнут, бомбя ложный аэродром, но где же настоящий?
Ночью над охраняемой зоной сбрасывают советских диверсантов: капитана Бойкова и радистку Марианну. Командиру группы не повезло. Он приземлился над железной дорогой. Парашют зацепился за проходивший поезд. Капитан буквально выбивает своим телом окно в офицерском купе и погибает в перестрелке.
Марианна добралась до первой явки - сторожки путевого обходчика. Узнав, что старший группы погиб, обходчик отказывается от дальнейшего сотрудничества. Радистка, связавшись с Центром, получает приказ убрать его и хладнокровно выполняет. Дальше девушке не повезло - она попала в облаву.
Воспользовавшись разыгравшимся при прогоне задержанных трагическим эпизодом, Марианна выскальзывает за цепь охраны и смешивается с уличной толпой. Заметивший ее маневр молодой полицай, не остался равнодушным к красоте девушки и сделал вид, что не заметил беглянку.
Узнав, где остановилась красавица, он приходит познакомиться и пригласить ее на свидание. Марианна позволяет парню немного поухаживать, а потом ошарашивает тем, что она, вообще-то, теперь - его начальство. Дом полицая Николая Гриценко в Василькове - вторая известная ей явка.
Некоторые сцены эмоционально очень сильны. Убийство Марианной обходчика воспринимается неоднозначно: он отказался принимать участие в ее делах, но ведь у него такого задания изначально не было. Решительный выстрел разведчицы в человека, который только что кормил ее печеной картошкой и держал шнур рации, меня поразил.
Такими же сильными сценами я считаю облаву на девушек, угоняемых в Германию, историю с пластинкой Мендельсона и казнь Николая. Вообще, использование музыки Мендельсона удачно подчеркивает драматизм некоторых эпизодов.
Интересно представлены, хотя и не полностью раскрыты, майор-меломан и его подчиненный Людвиг, устраивающий настоящую охоту на Марианну.
В то же время советской разведчице часто везет просто невероятно. Особенно сказочно смотрится финал, когда она, стоя в полный рост, очередями расстреливает немецких мотоциклистов.
"Риск" 1970 г.
Группа польских партизан под руководством советского разведчика Николая пытается захватить машину с немецким подполковником, но вместо нее на дороге появляется грузовик с солдатами, начинающими прочесывать местность. Кто-то сообщил немцам об акции. На операцию не явился один из членов отряда - Юзеф Шевчек.
Почти все партизаны погибают в перестрелке. Немцам удалось захватить тяжелораненого Николая и Ломницкого, прибывшего на место сбора отряда последним. В камере Ломницкий спрашивает у командира группы куда можно обратиться в случае побега, но разведчик не доверяет уже никому. Он умирает на допросе, несмотря на помощь врача, повторяя в бреду слово "шестой".
Юзеф Шевчек - не предатель. Юношу, узнав о его связи с партизанами, запер в подвале отец, владелец пивной. Узнав об уничтожении группы его товарищей, он то бьет сына, то умоляет не ввязываться ни во что. Все равно скоро придет Красная Армия. Юзеф чувствует себя трусом, уклонившимся от исполнения воинского долга.
Советское командование подозревает, что радиограммы, приходящие от группы Николая - дезинформация. Район действия его отряда имеет стратегическое значение: здесь планируется наступление советских войск на Варшаву и, по некоторым сведениям, немцами ведется какое-то крупное строительство.
Чтобы разобраться в обстановке, туда посылают разведчицу Марию, назвав в качестве явки пивную Шевчека-отца и пароль для Юзефа. Девушке сообщают имя ее руководителя, место и время встреч с ним. Это военный врач Куртц, присутствовавший при смерти Николая. Никто не знает, что он тоже попал под подозрение.
Отличный динамичный военный фильм с элементами боевика и детектива. "Молдова-фильм" сняла киноленту действительно похожую на польскую, только мелькающие в кадре Виктор Шульгин (Анджей) и Владимир Емельянов (генерал советской разведки), да доброжелательное отношение к русским, напоминают, что это советское кино.
Николай Бурляев (Юзеф Шевчек) всегда смотрится органично, а Вацлав Дворжецкий, играющий его отца, по-национальности поляк и есть. Никогда у него не было такой трогательной роли. Любимый же мой герой - Марек (Улдис Пуцитис), угонщик машин и большой любитель пива, особенно бесплатного. Харизматичен Леонхард Мерзин в роли Куртца.
Вся эта блестящая плеяда актеров несколько задвигает на второй план героиню, которую играет Наталья Зорина, впрочем, она смотрится вполне мило. Нельзя не заметить интересную операторскую работу, например, в сцене облавы и последующей погони. Музыка тоже подобрана хорошо и соответствует настроению эпизодов.
Картины "Марианна" и "Риск" созданы по повести бывшей военной разведчицы Прасковьи Дидык "В тылу врага". Проза, в основе, автобиографическая и, честно говоря, слабая, но сюжеты интересны и экранизации превосходят книгу. Прототип - один, но Марианна и Мария в получились непохожими не только потому, что их играют разные актрисы.
В ситуации, когда Марианна убивает своего соратника, получив приказ, Мария отказывается от его выполнения, сказав, что не будет стрелять без убеждения, что приговоренный виновен в предательстве.
Обе экранизации сняты режиссером Василием Паскару, но, если в первой было много сценарных натяжек, то ко второй - никаких претензий: все логично и смотрится на одном дыхании.
Вероятно, сыграло роль то, что, кроме автора книги, сценаристами являются Эдуард Володарский и Никита Михалков, да и мастерство режиссера значительно выросло по сравнению с дебютным фильмом.
Советую вам познакомиться с этими картинами, встретиться с любимыми артистами и приятно провести время. Если статья вам понравилась, читайте предыдущую на тему военного кино: "Бакинская нефть, немецкие диверсанты и настоящие герои": 3 забытых советских фильма о Великой Отечественной войне."