Найти тему
Колосс Родосский

Какими словами советская пропаганда наводила ужас на немцев в Сталинграде?

Материал для статьи взят из книги «Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы", а также архивных воспоминаний немецких солдат

Пропаганда в годы Великой Отечественной войны играла ключевую роль и в тылу, и на поле боя. Во время ожесточенных боев в Сталинграде методы советской пропаганды применялись настолько искусно, что немцы в своих мемуарах с ужасом вспоминают об этом.

Советская пропаганда использовала громкоговорители и вещала на подконтрольную немцам территорию. Сначала транслируемая на фашистские позиции запись длилась полчаса – на ней была популярная немецкая музыка, которую прерывали неожиданные сообщения о победе красной армии. Немцы пытались заглушить эту трансляцию артобстрелами, но чем дольше длилась битва за Сталинград, тем меньше снарядов оставалось у немцев, а записи все не прекращали свое вещание.

-2

Чтобы деморализовать и нервировать противника, использовались звуки залпов от БМ-13 «Катюша», которые также резко прерывали знакомую немцам музыку и не давали расслабиться.

Одним из самых эффективных способов стало всего одно сообщение из семи слов. Этот психологический прием работал так: прерывалась музыка, и метроном начинал тикать 7 раз, а затем следовало сообщение на немецком «Каждые семь секунд погибает один немецкий солдат. Сталинград - братская могила». Точных данных о периодичности использования сообщения нет, возможно сообщение повторялось до 20 раз, а возможно сразу же прерывалось продолжением музыки и через какое-то время возобновлялась.

Все это достигалось за счет расположенных по линии фронта ретрансляторов и передвижных пунктов, непрерывно оказывающих моральное давление на немецких солдат. Напомню, что положение немцев на Сталинградском фронте стремительно менялось в худшую сторону: им не хватало боеприпасов, еды, теплой одежды и медикаментов, отчего боевой дух стремительно падал.

-3

Достоверно неизвестно, кому принадлежит такая простая, но эффективная идея. Рихард Гиптнер, один из советских немцев, работающих в Москве, в своих мемуарах «Радио в дни войны» писал следующее:

«Уже в 1941 году на базе научно-исследовательского института техники и связи красной армии была создана лаборатория, отвечающая за методы контрпропаганды на территории Германии. Она добилась довольно внушительных успехов. После часовых воспоминаний Геббельса, в которых он рассказывал о героизме фашистских солдат, которые сражаются как древние греки у Фермопил, в эфир выходил наш передатчик и диктор объявлял: «Каждые семь секунд в России погибает один солдат. Геббельс гофрил 20 минут, за это время в России погибло 170 солдат немецкой армии, среди них мог быть твой муж, брат или отец. Долой Гитлеровскую войну!»

Немецкие слушатели регулярно слышали эти сообщения, о чем писал даже сам Геббельс:

«Вмешательство московской радиостанции в немецкую продолжается непрерывно, за это время она оказала крайне неприятное воздействие»

Приведенное сравнение обнаруживает, что идею использовать сообщение о «7 секундах» применяли уже тогда. Неважно, действительно ли столько немцев погибало в этот промежуток времени или нет, главное, что немецкие слушатели начинали задумываться о потерях и уже не испытывали былого военного энтузиазма.

Советую также подробнее ознакомится с работой советского радио в годы Великой Отечественной в Ленинграде в книгах Рубашкина А.И. "Голос Ленинграда: ленинградское радио в дни блокады" и Берггольц О.Ф. "Говорит Ленинград".

Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:

Город мертвых и живых — что ели в блокадном Ленинграде?

Какой эффективной тактикой советские солдаты брали штурмом здания в Сталинграде?

"На, японец, держи картошку" - иллюстрированные воспоминания японца про советский плен