Сентябрь 2004, село Рождествено Ленинградской области.
Приехали сюда мы с прозаической целью: полюбоваться розовыми берегами не по-северному шустрой речки и набоковской усадьбой, где ‘шашечница пола в прохладной и звучной зале’.
В музее - никого. Настолько никого, что даже работников музейных и сторожей не видно-не слышно.
Но двери усадьбы не заперты. Входим. Почему нет, раз уж приехали?
«Ау! Есть ли кто?», - нет нам ответа...
Смотрим восторженно на красную церковь из окна, на излучину реки, впитываем дух былого дворянского гнезда...
Вдруг открывается дверь залы справа и громогласная дама что есть мочи орет на нас: ‘Как вы здесь? Как прошли? Что делаете???’ Ну, и т.д.
Но на тех, кто впитал в себя многолетний опыт ‘корпоративной культуры’, эти крики, что слону дробина.
Не заперто. Не запрещено даже табличкой на дверях! (??) Почему бы и не войти?
Дама высокая затихает, но фыркать по инерции продолжает.
Потом все же ‘позволяет’ нам осмотреть набоковскую экспозицию и временные выставки в усадьбе.
В светлом зале с высоким потолком и роялем у окна стоит стол, покрытый роскошной вязаной скатертью - глаз не оторвать. На столе ваза с изысканным букетом почему-то засушенных цветов...
Сентябрь же - можно бы и живых цветов нарвать в деревне-то?.. (Ну, ладно. Хватит привередничать, останавливаю себя.
А на стенах зала - временная выставка: какие-то незамысловатые, но щемящие душу картины... Заворожены.
Я немедленно влюбилась в одну из работ - так она напоминала мне дворик белорусской бабушкиной деревни, где бывала я летом в детстве... Скрипучая дверь сарая на одной петле и жирные непугливые куры, отчаянно гребущие лапками изжаренную солнцем траву... Запах детства. Память предков. Это для меня святое.
Пошла искать ту ‘разъяренную’ даму: как бы выкупить эту картину...
К этому времени служительница культуры успокоилась окончательно и оказалась самим директором музея: ‘Ну, не знаю, согласится ли автор продать эту работу... Сейчас позвоню ему’.
Автор согласился быстро. Цена работы оказалась доступной, если не сказать - низкой. Покупаем!
Дама, заворачивая работу, спрашивает: «А не хотите ли автограф автора? Он у нас тут рядом живет на даче. Он - наша Рождественская гордость».
Что ж. Мы не возражали. Можно и автограф...
С дамой мы вполне замирились и уже с интересом приглядывались друг к другу. Так бывает, когда характеры схлестнулись в открытую.
Минут через 20 в зал усадьбы вбежал (!) живой аккуратненький седовласый невысокий автор.
Только…
...Без рук до локтей!..
Мы онемели на мгновение.
Но тотчас обоюдно начали щебетать, хохотать и даже обниматься. С ним было легко, как со старым другом.
Так мы познакомились с Леонидом Васильевичем Птицыным.
До сего дня мы ничего о нем не слыхали, к стыду своему. А могли бы. Наш он, ленинградец-петербуржец.
Птицын - профессиональный художник, закончил институт им. Репина, член Союза Художников.
Пишет маслом, кистью, зажатой култышками локтей...
1929 г.р. , уроженец Псковщины, умер в 2017.
С малых лет мечтал стать художником. Деревня... Что за блажь? А тут ещё и война... Братья ушли на фронт и не вернулись.
Наши прогнали немцев в 1944, а вокруг деревни - мины... Все трудоспособное мужское население, включая подростков, власти отправили на разминирование... Одна мина разорвалась у Лени в руках...
А хлопцу 14 лет...
Не стану описывать, что да как.
Результат вы знаете.
Сила воли, вера в себя, в людей, в лучшее на земле сделали своё дело. Леонид стал художником, большим художником. Военная тема и Псковская уютная деревня стали основным лейтмотивом его светлых работ, несмотря на темную палитру красок - фирменный стиль.
Уже в наше время его ‘разглядели’ ещё и китайцы, пригласили с выставкой к себе и поработать. Так что на старости лет Леонид Васильевич ещё и по миру поездил. С юмором да радостью.
Такие судьбы. Долгая жизнь. Счастливая семья. Сын художник.
Сегодня были на их совместной выставке в Артмузе. Добровольный ‘затвор’ из-за ковида был нами нарушен по такому случаю. Потому что пропустить нельзя...
Вглядитесь. В картины, в судьбу человека. Это лики нашей России. Светлые лики.
Фото картин с выставки Л. Птицына в Артмузе, Санкт-Петербург.
Светлая память, Леонид Васильевич. Ваш «Дворик» живет у нас и согревает теплом и светом людской доброты и родовой памяти.
©️ 2021 Мила Тонбо
***
Больше материалов о жизни неординарных людей (и общественных парадоксах) в авторской подборке «Времена не выбирают. Судьбы людские»