Михаилу Врубелю с уверенностью можно присвоить титул одного из самых таинственных, своеобразных, однако до мурашек интересных и гениальных деятелей искусства. Его полотна в буквальном смысле являются портретами его мысли, его видения бытия. На кого-то они наводят ужас, кто-то безмерно ими восхищается, однако равнодушным остаться просто невозможно...
Отдельного внимания, как мне кажется, заслуживает его серия картин "Демоны". Казалось бы, что может быть интересного в иллюстрациях к произведению Лермонтова, ведь полотен с подобной концепцией полчища, возьмем к примеру иллюстрации к Гоголю или же Гете. Однако Врубель является наглядным примером того, как гений может изменить ,казалось бы, вещь неизменяемую и заставить говорить о себе куда громче, нежели о том, к чей рукописи и были созданы иллюстрации. Чем же интересны Демоны Врубеля?
· Идея.
Дабы провести концептуальный анализ данной серии полотен, изначально стоит обратиться к мировоззрению самого живописца. Во-многих аспектах Врубель чистого рода идеалист, Демоны лишь дополнение к этому суждению. Он видел вселенную сквозь призму , которая глаголет о том, что весь наш мир наделен духами , именно они и есть сущность как материи, так и метафизики, однако видеть их дано не каждому. Следовательно, Демон и есть в буквальном смысле слова - все. Все что мы пьем, по чему ходим, чем дышим нечто иное как Демон. Учитывая хронологическую последовательность полотен, Врубель хотел продемонстрировать нам смерть этого мира, состоящую из трех этапов соответственно
Удивителен тот факт, как живописец смог изобразить свое и наше бытие буквально за 3 полотна. Ведь они котируются следующей формуле: Демон сидящий/каждый из нас думает, планирует,генерирует идею, демон летящий/ каждый из нас бьется за свою концепцию, демон поверженный / каждый из нас с ней и умирает...
Именно так Михаилу Александровичу удалось воссоздать из обычной иллюстрации последовательный и определяющий шедевр, обладающий большим влиянием нежели то, что создал Лермонтов.
Врубель является своего рода Ницше в аспекте живописи, ведь ему удалось предопределить вектор направления человеческого бытия , механизм, который будет существовать до того момента, пока жив человеческий вид в целом.
· О написании картины и ее влиянии на современное искусство.
Стоит отметить, что именно благодаря Врубелю мир узнал о таком понятии, как "перформанс". Всю дело в обстоятельствах написания картины и ее показе. Демоны Врубеля увидели толпы зрителей в 1902-ом году. Однако последнее из трилогии полотно "Демон поверженный" художник закончить не успел и ему пришлось доделывать свою работу прямо перед глазами изумленных посетителей выставки, которые получили возможность наяву наблюдать за тем, как осуществляет работу над своим шедевром этот истинный гений, что и ао многом предопределило дальнейшее развитие культуры.
· Краски.
Также стоит отметить, что Врубель использовал не совсем обычные краски для создания полотен. Для большей яркости и цветопередачи Врубель использовал фосфоритные краски, которые , к большому сожалению, его ожидания не оправдали и буквально через короткое время начали темнеть и мутнеть, что заметно на полотно, которые пару веками ранее были куда пестрее и ярче, нежели сейчас,
· Дополнительное.
Дабы детальнее познакомиться с личностью Врубеля, его душевными переживаниями идеями, рекомендую вам ряд превосходных полотен, которые как нельзя кстати олицетворяют все то, что случалось с художником, и то, как искусство спасало ему шкуру:
· Портрет сына.
Мальчик на фотографии - сын Врубеля Саввушка. Отец сильно любил собственное дитя и видел в нем собственный талант. Однако Саввушка скончался от воспаления легких, прожив на этом свете всего два года. Глядя на отчаянные и пустые глаза мальчика на картине и сопоставив случившееся, становится не по себе...
· Пан
Картина, наполненная колоссальным уровнем экспрессивности была написана Врубелем после прочтения произведения «Святой Сатир» Анатолия Франца. Заметно, что картина выполнена в мрачных тонах да и в целом довольно жизнерадостно не выглядит, что прекрасно иллюстрирует внутреннее состояние художника.
· Шестикрылый Серафим
Что примечательно, Врубель писал данное полотно находясь в стенах психиатрической больницы. Серафим глядит уверенно и вдаль, несмотря ни на что, ровно как и Михаил Александрович сквозь все невзгоды и падения продолжает жить единственной для него радостью - искусством...
Таким образом Михаил Врубель является до безумия гениальным творцом, воссоздавший на свет большое количество шедевров, предопределяющие наше и его бытие. Он словно Ницше, только в области живописи. Истинно ясный ум , наполненный душевными страданиями... Откройте Врубеля, откройте в себе Демона...