Здравствуйте, братья и сестры! Одна из напряженных линий мира и христианства – это отношение к аскетизму. Христианство проповедует некий аскетизм, борьбу с собой. Есть монашество, есть воздержание, посты, но есть и законный недоуменный вопрос с другой стороны – зачем это всё? Не простил ли нас Христос? Не возвестил ли нам любовь? И вот в Евангелии мы сегодня читаем обоснование аскетизму: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» Мф. 5:29-30.
Христос говорит о вырывании глаз и ног. Нужно ли вырывать глаза фактическим образом? К счастью нет, потому что опыт говорит нам о том, что вырвавший один, ты вторым будешь рыскать. Вырвешь второй, у тебя в голове будет неизвестно что твориться, придётся голову отсечь. Поэтому не нужны одноглазые и безрукие развратники, нужно быть готовым на кровопролитие, готовым на жертву. То есть борьба с соблазном должна быть доведена до такой степени, что ты готов бороться до последнего, вплоть до вырывания глаза.
Вот в этом и есть главная суть Евангелия- нужно быть готовым на борьбу. Монахи, девственники, целомудренные – это люди, которые борются до закипания крови под ногтями. И мы не знаем этой борьбы, потому что мы не таковы. А вот эти мужественные борцы за чистоту знают, что иногда ему легче действительно глаз вырвать, чем терпеть то, что он терпит. Это очень понятная вещь. То есть будь готов отдать часть своего тела, а не всё тело в геенну огненную. Так говорит Господь и это есть духовное обоснование борьбы с собой против греха. Укрепи, Боже, всех борющихся и подвигни на борьбу всех ленивых.