22 июля в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». В экспозиции представлено более 100 произведений живописи 1890—1950-х годов из коллекций ведущих музеев страны и частных коллекций. Генеральным спонсором проекта стал банк ВТБ.
Игорь Грабарь (1871—1960) — крупнейший отечественный художник-импрессионист, который повлиял на развитие этого течения в нашей стране. В дореволюционные годы Грабарь получил известность благодаря созданию научной экспозиции Третьяковской галереи (середина 1910-х) и искусствоведческим трудам, в числе которых первая многотомная история русского искусства, монографии, посвященные Валентину Серову и Исааку Левитану. В течение жизни Грабарь работал над книжными иллюстрациями и плакатами (преимущественно в молодости), выступал художественным критиком, занимался архитектурой и, конечно, живописью. Наряду с пейзажем и натюрмортом, Грабарь в 1920—1930-е годы активно работает в сфере портрета, где создает ряд знаковых произведений, среди которых, например, портреты композитора Сергея Прокофьева и арфистки Веры Дуловой.
Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, построена по хронологическому принципу, что позволит проследить эволюцию творчества мастера. Для того чтобы подготовиться к посещению выставки, Русский музей подготовил тизер. В дополнение к нему мы предлагаем вам небольшой гид, который позволит проследить логику выставки и «пройтись» по ней виртуально прямо сейчас.
1890—1900-е
С 1887 года Грабарь посещал классы рисования Московского общества любителей художеств, знакомился с художниками круга Константина Коровина и Валентина Серова. На выставке представлены произведения тех лет: «Няня с ребенком», «Крыша со снегом». С 1894 по 1896 год Грабарь обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств у Ильи Репина. В экспозиции представлен один из этюдов этого периода — «Старик-натурщик».
Пейзажи Грабаря были тепло встречены на выставках общества «Мир искусства» в Москве и Петербурге. Среди них — «Сентябрьский снег», с популярным в живописи и литературе тех дней мотивом старой дворянской усадьбы, а также одно из самых известных полотен художника — «Февральская лазурь».
1910-е
В это время начинается новый этап в жизни и творчестве художника. На первый план выходят его искусствоведческие интересы, на время несколько оттеснив живопись: он работал над «Историей русского искусства», стал попечителем Третьяковской галереи, провел там перевеску экспонатов по историко-художественным принципам эволюции искусства. Картины этого периода, тем не менее, есть. Это групповой портрет «Васильки», «Груши на синей скатерти», два одноименных пейзажа «Рябинка».
1920-е
В это время Грабарь сделал шаг в сторону от импрессионизма. Пейзаж в моменте занимает ведущее место в творчестве мастера, и по-прежнему в фокусе внимания Грабаря была сельская природа Подмосковья. Для этого времени характерны многоплановые композиции, такие как, например, «Разгар осени».
1930-е
Это период главенства портрета. Особенно интенсивным в этом плане был для Грабаря 1935 год, отмеченный работой с разными людьми и написанными в это время портретами, среди которых портреты арфистки Веры Дуловой, искусствоведа Анатолия Бакушинского, летчика Михаила Водопьянова.
В пейзаже внимание Грабаря было сосредоточено на «будничных» состояниях природы, которые он претворял в поэтические образы. Таковы полотна «Старый сарай в морозный день», «Март», «Березовая аллея».
1940-е
С конца 1930-х в пейзажи Грабаря вернулись мотивы и художественные приемы начала 1900-х — светлая палитра и голубая тональность. Зрители увидят одно из самых значительных произведений, написанных Грабарем в дни войны, — «Портрет композитора Сергея Прокофьева за работой над оперой „Война и мир”», а также портреты послевоенных лет. Среди них — серия изображений ученых: Бориса Грекова (1945), Вячеслава Волгина и Евгения Тарле. В 1946 году Грабарь пишет трагический портрет коллеги-музейщика — Петра Нерадовского, едва вернувшегося из сталинских лагерей.
1950-е
В эти годы художник работал во всех любимых им жанрах. По-прежнему важное место в его творчестве занимал портрет, но теперь он не писал официальных заказных работ. Все модели — люди из окружения Игоря Грабаря. Среди них, например, археолог Артемий Арциховский.
Пейзажи в это время яркие, радостные. Словно впервые, Грабарь писал солнечный зимний день, синеву неба, березы на фоне молодых елей, тени на снегу. Яркий пример этого периода — пейзаж «На даче» с видами окрестностей дома в Абрамцеве, написанный в 1954 году.
Конечно, ни видео, ни рассказ не смогут передать всего того многообразия, которое можно увидеть на выставке. Экспозиция будет открыта для посетителей до 20 сентября 2021 года, так что не пропустите.
Справка:
В 2002 году банк ВТБ стал членом Международного общества «Друзья Русского музея», и вот уже 19 лет банк ВТБ и Русский музей связывают добрые партнерские отношения. За время сотрудничества ВТБ поддержал множество ключевых проектов музея. За последние несколько лет это были выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В 2020 году, при поддержке банка, в музее состоялась масштабная выставка «Художники и коллекционеры. К 125 юбилею Русского музея. Дары. Избранное 1895—2019 годы», на которой было представлено более 1000 экспонатов. В марте — июне 2021 года при поддержке банка с успехом прошла выставка «Преображенная природа».