Найти в Дзене
ВТБ Страна

Гид по выставке Игоря Грабаря в Русском музее

Оглавление

22 июля в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». В экспозиции представлено более 100 произведений живописи 1890—1950-х годов из коллекций ведущих музеев страны и частных коллекций. Генеральным спонсором проекта стал банк ВТБ.

Игорь Грабарь (1871—1960) — крупнейший отечественный художник-импрессионист, который повлиял на развитие этого течения в нашей стране. В дореволюционные годы Грабарь получил известность благодаря созданию научной экспозиции Третьяковской галереи (середина 1910-х) и искусствоведческим трудам, в числе которых первая многотомная история русского искусства, монографии, посвященные Валентину Серову и Исааку Левитану. В течение жизни Грабарь работал над книжными иллюстрациями и плакатами (преимущественно в молодости), выступал художественным критиком, занимался архитектурой и, конечно, живописью. Наряду с пейзажем и натюрмортом, Грабарь в 1920—1930-е годы активно работает в сфере портрета, где создает ряд знаковых произведений, среди которых, например, портреты композитора Сергея Прокофьева и арфистки Веры Дуловой.

Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, построена по хронологическому принципу, что позволит проследить эволюцию творчества мастера. Для того чтобы подготовиться к посещению выставки, Русский музей подготовил тизер. В дополнение к нему мы предлагаем вам небольшой гид, который позволит проследить логику выставки и «пройтись» по ней виртуально прямо сейчас.

1890—1900-е

С 1887 года Грабарь посещал классы рисования Московского общества любителей художеств, знакомился с художниками круга Константина Коровина и Валентина Серова. На выставке представлены произведения тех лет: «Няня с ребенком», «Крыша со снегом». С 1894 по 1896 год Грабарь обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств у Ильи Репина. В экспозиции представлен один из этюдов этого периода — «Старик-натурщик».

Пейзажи Грабаря были тепло встречены на выставках общества «Мир искусства» в Москве и Петербурге. Среди них — «Сентябрьский снег», с популярным в живописи и литературе тех дней мотивом старой дворянской усадьбы, а также одно из самых известных полотен художника — «Февральская лазурь».

«Рябинка», Игорь Грабарь, 1915 год
«Рябинка», Игорь Грабарь, 1915 год

1910-е

В это время начинается новый этап в жизни и творчестве художника. На первый план выходят его искусство­ведческие интересы, на время несколько оттеснив живопись: он работал над «Историей русского искусства», стал попечителем Третьяковской галереи, провел там перевеску экспонатов по историко-художественным принципам эволюции искусства. Картины этого периода, тем не менее, есть. Это групповой портрет «Васильки», «Груши на синей скатерти», два одноименных пейзажа «Рябинка».

«Разгар осени», Игорь Грабарь, 1921 год
«Разгар осени», Игорь Грабарь, 1921 год

1920-е

В это время Грабарь сделал шаг в сторону от импрессионизма. Пейзаж в моменте занимает ведущее место в творчестве мастера, и по-прежнему в фокусе внимания Грабаря была сельская природа Подмосковья. Для этого времени характерны многоплановые ком­позиции, такие как, например, «Разгар осени».

Портрет Веры Дуловой, Игорь Грабарь, 1935 год
Портрет Веры Дуловой, Игорь Грабарь, 1935 год

1930-е

Это период главенства портрета. Особенно интенсивным в этом плане был для Грабаря 1935 год, отмеченный работой с разными людьми и написанными в это время портретами, среди которых портреты арфистки Веры Дуловой, искусствоведа Анатолия Бакушинского, летчика Михаила Водопьянова.

В пейзаже внимание Грабаря было сосредо­точено на «будничных» состояниях природы, которые он претворял в поэтические образы. Таковы полотна «Старый сарай в морозный день», «Март», «Березовая аллея».

Портрет композитора Сергея Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», Игорь Грабарь, 1941 год
Портрет композитора Сергея Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», Игорь Грабарь, 1941 год

1940-е

С конца 1930-х в пейзажи Грабаря вернулись мотивы и художественные приемы начала 1900-х — светлая палитра и голубая тональность. Зрители увидят одно из самых значительных произведений, написанных Грабарем в дни войны, — «Портрет композитора Сергея Прокофь­ева за работой над оперой „Война и мир”», а также портреты послевоенных лет. Среди них — серия изображений уче­ных: Бориса Грекова (1945), Вячеслава Волгина и Евгения Тарле. В 1946 году Грабарь пишет трагический портрет коллеги-музей­щика — Петра Нерадовского, едва вернувшегося из сталинских лагерей.

«На даче», Игорь Грабарь, 1954 год
«На даче», Игорь Грабарь, 1954 год

1950-е

В эти годы художник работал во всех любимых им жанрах. По-прежнему важное место в его творчестве занимал портрет, но теперь он не писал официальных заказных работ. Все мо­дели — люди из окружения Игоря Грабаря. Среди них, например, археолог Артемий Арциховский.

Пейзажи в это время яркие, радостные. Словно впервые, Грабарь писал солнечный зимний день, синеву неба, березы на фоне молодых елей, тени на снегу. Яркий пример этого периода — пейзаж «На даче» с видами окрестностей дома в Абрамцеве, написанный в 1954 году.

Конечно, ни видео, ни рассказ не смогут передать всего того многообразия, которое можно увидеть на выставке. Экспозиция будет открыта для посетителей до 20 сентября 2021 года, так что не пропустите.

Справка:

В 2002 году банк ВТБ стал членом Международного общества «Друзья Русского музея», и вот уже 19 лет банк ВТБ и Русский музей связывают добрые партнерские отношения. За время сотрудничества ВТБ поддержал множество ключевых проектов музея. За последние несколько лет это были выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В 2020 году, при поддержке банка, в музее состоялась масштабная выставка «Художники и коллекционеры. К 125 юбилею Русского музея. Дары. Избранное 18952019 годы», на которой было представлено более 1000 экспонатов. В марте июне 2021 года при поддержке банка с успехом прошла выставка «Преображенная природа».