Найти тему

Юрий Власов: эстетика мускулов в СССР. Статья из журнала "Физкультура и спорт" 1961 год.

-2

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА человеческого тела и отчего в нашем сознании представление о ней именно такое, как оно есть, а не другое?

Искусство служит человеку с незапамятных времен, почти с тех далеких времен, когда его мозг впервые осветила слабая искра разума. Всякая жизнь уже сама по себе красива, потому что она противна смерти. А искусство отображает жизнь. Поэтому эстетический принцип искусства: прекрасное есть сама жизнь. Но человек — наиболее яркое и своеобразное проявление жизни, и, .следовательно, высшая форма красоты — красота человека, с гармонично развитыми духовными и физическими возможностями. Мы остановимся на одной из сторон красоты — красоте физической.

-3

Красота как форма жизни существует независимо от нас. Контактируя с материальным миром, человек на основании внешних образов создает идеи. Одной из таких идей является идея прекрасного. Идея сама по себе может существовать и существует независимо от внешнего образа, создавшего эту идею. Идея претерпевает в нашем сознании некоторые изменения. На основании прежних идей рождаются новые. Но эти абстрактные умозаключения, как мы видим, нисходят в своем начале к реальным образам внешнего мира. То есть идея красоты — не плод фантазии, оторванной от конкретной жизни, это — реальное понятие, обусловленное законами жизни. Проследим процесс формирования идеи о красоте человеческого тела в нашем сознании.

Владимир Серов. "Портрет рабочего", 1960
Владимир Серов. "Портрет рабочего", 1960

Сильные руки, крепкие ноги — тысячи лет назад это означало: человек выживет в борьбе с природой и себе подобными и победит. Сильные мускулы кормили, оберегали жизнь. Значит, они находят свое выражение в самом эстетическом принципе: они прекрасны! Получается — что полезно, то и прекрасно. Во времена первобытнообщинного строя, когда зарождалось представление о человеческой красоте, прекрасное и полезное отождествлялось. И вполне справедливы наши заключения, ведь слишком неразвиты тогда были духовные возможности человека. Так, зародившись в самой колыбели человеческого рода, это понятие кочевало от одной общественной формации к другой почти неизменно. И лишь только марксистская философия добавила к этому определению самое существенное: красиво то, что прекрасно по существу, по своему внутреннему содержанию, а не только по внешности. К сожалению, в нашей статье речь идет, в основном, об этом внешнем.

-5

Итак, сильные руки, способные обеспечить пищей, кровом, одеждой,— прекрасны! Значит, физически красивый человек — это прежде всего наиболее приспособленный к формам земного существования. То есть представление наше о физической красоте не каприз воображения, а один из законов жизни.

Опять возразят: только ли одни мускулы? Конечно, нет. Побеждал не только тот человек, который сильнее всех лишь мускулами, но и отличался крепким здоровьем. Поэтому условимся понимать в дальнейшем красоту такой, когда сила с красивыми мышцами и здоровье обязательно вместе.

-6

Можно возразить: представление о красоте у разных народов разных эпох различно. Ошибка? Противоречие? Думаю, нет. Если проанализировать внимательно, становится очевидным, что это различие создано теми конкретными условиями быта, в которых живут и борются в данный момент за свое существование люди. И все же у всех людей на земле представление о прекрасном всегда колеблется около какого-то одного вполне конкретного образа.

-7

Есть ли разница между эстетикой мускулов и эстетикой спорта? По-моему, да. В первом случае объект эстетического восприятия — только человеческое тело в покое, безотносительно к чему- либо. Во втором случае объект эстетического восприятия—человек в каком- то движении. Вот почему фигура марафонца может быть некрасивой — худой бегун с почти неразвитой мускулатурой,— но тем не менее плавные, упругие его движения во время длительного бега, его поразительная выносливость доставляют зрителям эстетическое наслаждение. Тело фехтовальщика вообще скрыто одеждой, и мы можем судить лишь весьма приблизительно о его сложении. Но его точность в движении, гибкость и стремительность, чрезвычайная реакция волнуют и покоряют зрителей.

-8

Следовательно, между эстетикой спорта и эстетикой мускулов есть разница. Нельзя не отметить, что узкая специализация в спорте заметно сказывается на организме и внешнем облике спортсмена. Безусловно, само занятие спортом предрасполагает к развитию мышц. Но в такой ли степени, как это зачастую бывает даже у известных спортсменов? Ведь от общего хорошего физического развития в спорте лишь выигрывают. И в этом секрет успеха многих выдающихся спортсменов, таких, как Валерий Брумель, Борис Шахлин, Евгений Гришин. Именно за гармоничными, нормальными и хорошо развитыми людьми будущее в спорте.

-9
-10
-11
-12
-13

Но вернемся к теме нашего разговора.

Избранные творили в музыке, в живописи, в литературе. И наслаждались искусством тоже избранные. Уделом избранных была и физическая культура и спорт в утеху; уделом остальных — беспросветный труд и нищета. Так было раньше везде. Теперь многое изменилось. В социалистическом государстве все служит для удовлетворения интересов и потребностей народа. А физическая культура — потребность человека наших дней. И нельзя ее рассматривать только как средство развлечения и отдыха, она — необходимость. Физические упражнения, даже самые простые, но продуманные и целенаправленные, помогают нам быть здоровыми и сильными. А при желании и красивыми! Красоту человеческого тела можно и нужно рассматривать как один из элементов физической культуры.

-14

У нас в стране есть и созрели уже условия для удовлетворения не только насущных потребностей людей — спать, есть, работать,— но и духовных. Такие условия созрели и для физической культуры. Доказательство этого — массовость советского физкультурного движения и необыкновенная тяга к ней. Люди осознают, какие неисчерпаемые возможности для укрепления их здоровья, долголетия таятся в физической культуре, каким мощным оружием является она в борьбе с болезнью и физическими недугами. Но забота о красоте человеческого тела как гигиеническое и необходимое для здоровья требование не находит до сих пор достойного места в нашем комплексе физической культуры.

Мы еще вернемся к этому, а пока для более понятного решения разбираемой темы обратимся к буржуазной философии эстетики мускулов и практическому использованию ее в капиталистических странах.

-15
-16

Просмотрите зарубежные журналы. Ну хотя бы такие, как американский «Стренгз энд хэлз» или канадский «Маскл билдер». Они лишь толика в огромном потоке подобных изданий во всех капиталистических странах. Полистаем их. Яркая обложка: мужчина весь в мышцах, мощный, изогнулся в грациозном движении. Другая обложка: плот. На плоту — двое мужчин. Один из них — гора мускулов — презрительно поглядывает на второго — худого, дистрофичного вида мужчину, испуганно сжавшегося в углу. Листаем дальше. С первой до последней страницы огромные бицепсы. Невероятных размеров грудные мышцы. Бесконечная вереница молодых мужчин. И мышцы, мышцы, мышцы... Заголовки: «Мистер Америка», «Мистер Универсум». Сначала любопытно, потом быстро надоедает смотреть.

-17
-18

После одного из первенств мира мне довелось присутствовать на конкурсе красоты. Такие конкурсы и все это течение, в котором главное — размеры собственных мышц,— на Западе получило название «культуризма».

-19

...На помосте, освещенном прожекторами, блестят умащенные снадобьями тела спортсменов. Под непрерывные вопли зрителей они поочередно сменяют друг друга. Они гнутся, наклоняются, изгибаются. Буквально шарами вздуваются огромные мышцы. В перерывах в зале идет в дело виски. Играет джаз, и певица развлекает зрителей. Потом снова конкурс. Разгораются страсти, откровенно сказать, нездоровые. Если быть объективным, то среди участников этого конкурса были спортсмены с исключительно красивой и гармонично развитой мускулатурой. Видеть их доставляло прямо-таки наслаждение. А служит ли это на пользу людям? Думается, вряд ли. В своей основе «культуризм» — не что иное, как деловое предприятие. Дело обставлено на первый взгляд довольно безобидно, да и цели вроде бы самые гуманные. Но это только на первый взгляд.

-20

Красивый мужчина, когда он сильный, нравится женщинам. А сколько молодых людей мечтают покорить женское сердце! Сколько молодых людей спят и видят себя на пляже самыми сильными и красивыми! А где можно за полгода сделаться силачом с бесподобными мускулами? Ну, конечно, у Джо Уайдера, который именует себя «тренером чемпионов», издателя журнала «Маскл билдер». Где несложные упражнения откроют вам мир и обеспечат успех в жизни? Конечно, у Джо Уайдера, в его спортивных залах, его спортивными снарядами, его витаминами, его советами...

-21

Бизнес! Да, такой же, как торговля носками или стиральными машинами. Это не новость: капитализм. Он и здесь наложил свою лапу, осквернив, изуродовав в принципе полезное и нужное людям дело. Недаром на Западе широкое распространение получил и профессиональный «культуризм». Для участников— это отличная реклама с вытекающими отсюда благами: контракты в кино, всевозможных ревю, цирковых представлениях. Для богатых бездельников — интересное развлечение. Для предпринимателей — деньги. Для зрителей — это, безусловно, не праздник красивого, а зрелище и нездоровые страсти. Вот и вся философия. Чисто внешнее и формальное решение основного эстетического принципа. Иначе и невозможно: кому нужно заботиться о чьем-то здоровье. Кому какое дело, что снаружи крепко, а внутри... Ради денег забыто здоровье, а человеческое тело — просто источник дохода, ни в коем случае не больше.

-22

Главное же в практическом осуществлении благородного принципа: единство функций в организме! Чтобы форма и содержание совпадали. Не красота ради красоты, а красота, сила и здоровье вместе!

«Культуризм» — типичное проявление буржуазной идеологии. Явление нездоровое, оно и служит целям наживы. Поэтому и такие уродливые формы. Но кое-что в нем есть и полезное, хотя бы в детально разработанной методике и подборе упражнений, в средоточии внимания на вопросах заботы о красоте собственного тела.

Ведя борьбу с капиталистической идеологией и в вопросах физического воспитания людей, мы не всегда умеем различать, где же плохое и где нужное. Некоторые даже не решаются по-настоящему заговорить о красивом и сильном человеческом теле, чтобы не попасть в число апологетов «культуризма». Отсюда и недостаточное внимание этому вопросу на страницах спортивных газет и журналов, какое-то боязливое отношение к тому полезному, что уже достигнуто. Наша задача придать вопросу красоты тела суть, соответствующую нашей социалистической морали, и отразить в комплексе физической культуры элементами упражнений, рассчитанных на гармоничное развитие всех мышц.

-23

Развивая спорт, мы не должны забывать ни в коем случае о здоровье людей, а чрезмерное одностороннее увлечение спортом и погоня за рекордами порою заслоняют это самое главное, ради чего и родился спорт. И здесь общефизическая подготовка и гармоничное развитие всех органов существенно поправят недостатки в нашем теле, созданные узкой спортивной специализацией.

-24

Совсем немногое нужно для того, чтобы к вам вместе со здоровьем и силой пришла и физическая красота. Немного времени: 30—50 минут, но только каждый день: Специальный подбор нехитрых упражнений, простые снаряды. Простая и будничная требовательность к себе и ничего больше. Забота о красоте, силе и здоровье нашего тела должна со временем стать естественным гигиеническим требованием. Таким же, как умывание по утрам, чистая и опрятная одежда. Характер же и подбор упражнений и другие специальные вопросы — дело тренеров, особенно тренеров по тяжелой атлетике. За ними слово на страницах спортивных газет и журналов. И совсем неплохо, если бы «Советский спорт» или журнал «Физкультура и спорт» опубликовали бы несколько развернутых статей по «культуризму». Это бы дало представление широким массам читателей о сути в общем-то полезного направления в физическом воспитании человека, который на Западе получил уродливый характер; а главное — помогло бы нам избежать при массовой организации этого дела в стране ряда ошибок.

-25

Нам нужно только правильно понять существо дела: сила, здоровье и красота должны шагать обязательно вместе, рука об руку. Эстетика мускулов не для богов. Сила, здоровье и красота — тоже не для богов, а для простого и обыкновенного советского человека. Недаром в проекте Программы нашей партии говорится:

«Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической куль-туры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодёжи».

-26

Спорт не обязательно для всех, а физическая культура — да! Для здоровья, силы и красоты!

Ю. ВЛАСОВ, заслуженный мастер спорта

СССР
2461 интересуется