ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА человеческого тела и отчего в нашем сознании представление о ней именно такое, как оно есть, а не другое?
Искусство служит человеку с незапамятных времен, почти с тех далеких времен, когда его мозг впервые осветила слабая искра разума. Всякая жизнь уже сама по себе красива, потому что она противна смерти. А искусство отображает жизнь. Поэтому эстетический принцип искусства: прекрасное есть сама жизнь. Но человек — наиболее яркое и своеобразное проявление жизни, и, .следовательно, высшая форма красоты — красота человека, с гармонично развитыми духовными и физическими возможностями. Мы остановимся на одной из сторон красоты — красоте физической.
Красота как форма жизни существует независимо от нас. Контактируя с материальным миром, человек на основании внешних образов создает идеи. Одной из таких идей является идея прекрасного. Идея сама по себе может существовать и существует независимо от внешнего образа, создавшего эту идею. Идея претерпевает в нашем сознании некоторые изменения. На основании прежних идей рождаются новые. Но эти абстрактные умозаключения, как мы видим, нисходят в своем начале к реальным образам внешнего мира. То есть идея красоты — не плод фантазии, оторванной от конкретной жизни, это — реальное понятие, обусловленное законами жизни. Проследим процесс формирования идеи о красоте человеческого тела в нашем сознании.
Сильные руки, крепкие ноги — тысячи лет назад это означало: человек выживет в борьбе с природой и себе подобными и победит. Сильные мускулы кормили, оберегали жизнь. Значит, они находят свое выражение в самом эстетическом принципе: они прекрасны! Получается — что полезно, то и прекрасно. Во времена первобытнообщинного строя, когда зарождалось представление о человеческой красоте, прекрасное и полезное отождествлялось. И вполне справедливы наши заключения, ведь слишком неразвиты тогда были духовные возможности человека. Так, зародившись в самой колыбели человеческого рода, это понятие кочевало от одной общественной формации к другой почти неизменно. И лишь только марксистская философия добавила к этому определению самое существенное: красиво то, что прекрасно по существу, по своему внутреннему содержанию, а не только по внешности. К сожалению, в нашей статье речь идет, в основном, об этом внешнем.
Итак, сильные руки, способные обеспечить пищей, кровом, одеждой,— прекрасны! Значит, физически красивый человек — это прежде всего наиболее приспособленный к формам земного существования. То есть представление наше о физической красоте не каприз воображения, а один из законов жизни.
Опять возразят: только ли одни мускулы? Конечно, нет. Побеждал не только тот человек, который сильнее всех лишь мускулами, но и отличался крепким здоровьем. Поэтому условимся понимать в дальнейшем красоту такой, когда сила с красивыми мышцами и здоровье обязательно вместе.
Можно возразить: представление о красоте у разных народов разных эпох различно. Ошибка? Противоречие? Думаю, нет. Если проанализировать внимательно, становится очевидным, что это различие создано теми конкретными условиями быта, в которых живут и борются в данный момент за свое существование люди. И все же у всех людей на земле представление о прекрасном всегда колеблется около какого-то одного вполне конкретного образа.
Есть ли разница между эстетикой мускулов и эстетикой спорта? По-моему, да. В первом случае объект эстетического восприятия — только человеческое тело в покое, безотносительно к чему- либо. Во втором случае объект эстетического восприятия—человек в каком- то движении. Вот почему фигура марафонца может быть некрасивой — худой бегун с почти неразвитой мускулатурой,— но тем не менее плавные, упругие его движения во время длительного бега, его поразительная выносливость доставляют зрителям эстетическое наслаждение. Тело фехтовальщика вообще скрыто одеждой, и мы можем судить лишь весьма приблизительно о его сложении. Но его точность в движении, гибкость и стремительность, чрезвычайная реакция волнуют и покоряют зрителей.
Следовательно, между эстетикой спорта и эстетикой мускулов есть разница. Нельзя не отметить, что узкая специализация в спорте заметно сказывается на организме и внешнем облике спортсмена. Безусловно, само занятие спортом предрасполагает к развитию мышц. Но в такой ли степени, как это зачастую бывает даже у известных спортсменов? Ведь от общего хорошего физического развития в спорте лишь выигрывают. И в этом секрет успеха многих выдающихся спортсменов, таких, как Валерий Брумель, Борис Шахлин, Евгений Гришин. Именно за гармоничными, нормальными и хорошо развитыми людьми будущее в спорте.
Но вернемся к теме нашего разговора.
Избранные творили в музыке, в живописи, в литературе. И наслаждались искусством тоже избранные. Уделом избранных была и физическая культура и спорт в утеху; уделом остальных — беспросветный труд и нищета. Так было раньше везде. Теперь многое изменилось. В социалистическом государстве все служит для удовлетворения интересов и потребностей народа. А физическая культура — потребность человека наших дней. И нельзя ее рассматривать только как средство развлечения и отдыха, она — необходимость. Физические упражнения, даже самые простые, но продуманные и целенаправленные, помогают нам быть здоровыми и сильными. А при желании и красивыми! Красоту человеческого тела можно и нужно рассматривать как один из элементов физической культуры.
У нас в стране есть и созрели уже условия для удовлетворения не только насущных потребностей людей — спать, есть, работать,— но и духовных. Такие условия созрели и для физической культуры. Доказательство этого — массовость советского физкультурного движения и необыкновенная тяга к ней. Люди осознают, какие неисчерпаемые возможности для укрепления их здоровья, долголетия таятся в физической культуре, каким мощным оружием является она в борьбе с болезнью и физическими недугами. Но забота о красоте человеческого тела как гигиеническое и необходимое для здоровья требование не находит до сих пор достойного места в нашем комплексе физической культуры.
Мы еще вернемся к этому, а пока для более понятного решения разбираемой темы обратимся к буржуазной философии эстетики мускулов и практическому использованию ее в капиталистических странах.
Просмотрите зарубежные журналы. Ну хотя бы такие, как американский «Стренгз энд хэлз» или канадский «Маскл билдер». Они лишь толика в огромном потоке подобных изданий во всех капиталистических странах. Полистаем их. Яркая обложка: мужчина весь в мышцах, мощный, изогнулся в грациозном движении. Другая обложка: плот. На плоту — двое мужчин. Один из них — гора мускулов — презрительно поглядывает на второго — худого, дистрофичного вида мужчину, испуганно сжавшегося в углу. Листаем дальше. С первой до последней страницы огромные бицепсы. Невероятных размеров грудные мышцы. Бесконечная вереница молодых мужчин. И мышцы, мышцы, мышцы... Заголовки: «Мистер Америка», «Мистер Универсум». Сначала любопытно, потом быстро надоедает смотреть.
После одного из первенств мира мне довелось присутствовать на конкурсе красоты. Такие конкурсы и все это течение, в котором главное — размеры собственных мышц,— на Западе получило название «культуризма».
...На помосте, освещенном прожекторами, блестят умащенные снадобьями тела спортсменов. Под непрерывные вопли зрителей они поочередно сменяют друг друга. Они гнутся, наклоняются, изгибаются. Буквально шарами вздуваются огромные мышцы. В перерывах в зале идет в дело виски. Играет джаз, и певица развлекает зрителей. Потом снова конкурс. Разгораются страсти, откровенно сказать, нездоровые. Если быть объективным, то среди участников этого конкурса были спортсмены с исключительно красивой и гармонично развитой мускулатурой. Видеть их доставляло прямо-таки наслаждение. А служит ли это на пользу людям? Думается, вряд ли. В своей основе «культуризм» — не что иное, как деловое предприятие. Дело обставлено на первый взгляд довольно безобидно, да и цели вроде бы самые гуманные. Но это только на первый взгляд.
Красивый мужчина, когда он сильный, нравится женщинам. А сколько молодых людей мечтают покорить женское сердце! Сколько молодых людей спят и видят себя на пляже самыми сильными и красивыми! А где можно за полгода сделаться силачом с бесподобными мускулами? Ну, конечно, у Джо Уайдера, который именует себя «тренером чемпионов», издателя журнала «Маскл билдер». Где несложные упражнения откроют вам мир и обеспечат успех в жизни? Конечно, у Джо Уайдера, в его спортивных залах, его спортивными снарядами, его витаминами, его советами...
Бизнес! Да, такой же, как торговля носками или стиральными машинами. Это не новость: капитализм. Он и здесь наложил свою лапу, осквернив, изуродовав в принципе полезное и нужное людям дело. Недаром на Западе широкое распространение получил и профессиональный «культуризм». Для участников— это отличная реклама с вытекающими отсюда благами: контракты в кино, всевозможных ревю, цирковых представлениях. Для богатых бездельников — интересное развлечение. Для предпринимателей — деньги. Для зрителей — это, безусловно, не праздник красивого, а зрелище и нездоровые страсти. Вот и вся философия. Чисто внешнее и формальное решение основного эстетического принципа. Иначе и невозможно: кому нужно заботиться о чьем-то здоровье. Кому какое дело, что снаружи крепко, а внутри... Ради денег забыто здоровье, а человеческое тело — просто источник дохода, ни в коем случае не больше.
Главное же в практическом осуществлении благородного принципа: единство функций в организме! Чтобы форма и содержание совпадали. Не красота ради красоты, а красота, сила и здоровье вместе!
«Культуризм» — типичное проявление буржуазной идеологии. Явление нездоровое, оно и служит целям наживы. Поэтому и такие уродливые формы. Но кое-что в нем есть и полезное, хотя бы в детально разработанной методике и подборе упражнений, в средоточии внимания на вопросах заботы о красоте собственного тела.
Ведя борьбу с капиталистической идеологией и в вопросах физического воспитания людей, мы не всегда умеем различать, где же плохое и где нужное. Некоторые даже не решаются по-настоящему заговорить о красивом и сильном человеческом теле, чтобы не попасть в число апологетов «культуризма». Отсюда и недостаточное внимание этому вопросу на страницах спортивных газет и журналов, какое-то боязливое отношение к тому полезному, что уже достигнуто. Наша задача придать вопросу красоты тела суть, соответствующую нашей социалистической морали, и отразить в комплексе физической культуры элементами упражнений, рассчитанных на гармоничное развитие всех мышц.
Развивая спорт, мы не должны забывать ни в коем случае о здоровье людей, а чрезмерное одностороннее увлечение спортом и погоня за рекордами порою заслоняют это самое главное, ради чего и родился спорт. И здесь общефизическая подготовка и гармоничное развитие всех органов существенно поправят недостатки в нашем теле, созданные узкой спортивной специализацией.
Совсем немногое нужно для того, чтобы к вам вместе со здоровьем и силой пришла и физическая красота. Немного времени: 30—50 минут, но только каждый день: Специальный подбор нехитрых упражнений, простые снаряды. Простая и будничная требовательность к себе и ничего больше. Забота о красоте, силе и здоровье нашего тела должна со временем стать естественным гигиеническим требованием. Таким же, как умывание по утрам, чистая и опрятная одежда. Характер же и подбор упражнений и другие специальные вопросы — дело тренеров, особенно тренеров по тяжелой атлетике. За ними слово на страницах спортивных газет и журналов. И совсем неплохо, если бы «Советский спорт» или журнал «Физкультура и спорт» опубликовали бы несколько развернутых статей по «культуризму». Это бы дало представление широким массам читателей о сути в общем-то полезного направления в физическом воспитании человека, который на Западе получил уродливый характер; а главное — помогло бы нам избежать при массовой организации этого дела в стране ряда ошибок.
Нам нужно только правильно понять существо дела: сила, здоровье и красота должны шагать обязательно вместе, рука об руку. Эстетика мускулов не для богов. Сила, здоровье и красота — тоже не для богов, а для простого и обыкновенного советского человека. Недаром в проекте Программы нашей партии говорится:
«Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической куль-туры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодёжи».
Спорт не обязательно для всех, а физическая культура — да! Для здоровья, силы и красоты!
Ю. ВЛАСОВ, заслуженный мастер спорта