В Большой театр ходят многие, судя по наполняемости зала, но немногие пишут отзывы в Интернет, и иллюстрированные. И я подумала: поделюсь-ка я с вами «картинками с выставки» к 130-летию Сергея Сергеевича Прокофьева, которую зрители могли посмотреть в залах исторического здания в антрактах спектаклей с апреля (день рождения композитора 23 апреля).
Коль уж сезон неожиданно для меня завершился раньше ожидаемого, то ожидая нового хочется смягчить разлуку, хоть бы и тем, что предаваться воспоминаниям. Итак, я приступаю к этому.
Да-а, все же поход в театр приносит впечатления, несравнимые с просмотром спектакля дома на каком-нибудь экране. Ты выходишь в общество, разглядываешь людей, залы и коридоры театра, а то и, как тут, выставки. О совсем иных впечатлениях о знакомых (обычно) балетах я уж и не говорю, это само собой. И московская публика мне нравится.
А сегодня я про антракты.
В «Легенде о любви» 29 мая было два длинных антракта, и ваш автор успела посмотреть все что хотела, да еще и в расслабленном темпе. Равнодушие к посиделкам в буфете (любом, независимо от цен) освобождает время.
Залы, в которых мы гуляем, прямо точно для селфи:
А сбоку большой зал ... как в музее:
Вы не думайте что людей нет, их пока нет, я опередила, т. к. просто не люблю с людьми снимать (а если уж с ними, тогда не выкладываю).
Но перейдем непосредственно в выставочный зал и начнем с опер Прокофьева. Какая из них самая известная? По-моему, огромная «Война и мир». От нее замечен только костюм Пьера Безухова, носимый Е. Райковым в постановке Б. Покровского, художник В. Рындин.
Далее платье героини Бланш из оперы «Игрок», поставленной в 1974 г. Его носила Т. Синявская, и сзади, если не ошибаюсь, должен быть турнюр. Художник – В. Левенталь.
Опера «Игрок» была последней премьерой Г. Вишневской (партия Полины), вскоре она уедет за границу. Ее платье здесь представлено из другой оперы Прокофьева – «Семен Котко» (художник тоже Левенталь, постановка 1970 г.).
Да, украинское. Действие оперы происходит там в 1918 году. Этот спектакль вывозили на гастроли в Ла Скала (обменные), вот доказательство:
Эта фотография нам напоминает, что Прокофьев написал оперу по «Повести о настоящем человеке» (одноименную) о Герое Советского Союза А. П. Маресьеве, которому ампутировала ноги, но он освоил протезы и вернулся в летчики-истребители. В роли Алексея – Е. Кибкало (постановка 1960 г.).
Заждались балета? Перейдем к нему
От балета «Ромео и Джульетта» представлены два костюма. Они из разных постановок: Л. Лавровского и Ю. Григоровича. Вот костюм молодого Николая Цискаридзе (1995) в роли Меркуцио. В постановке Григоровича:
Это из 1-го акта, в нем он на балу. То, что висит на плечике – это легкий короткий плащ, который надлежит пристегнуть. Убивают Меркуцио во 2-м акте уже в другом наряде. Автор костюмов – конечно же неизменный соратник Григоровича Симон Вирсаладзе.
В том же 1995 г. на время был возобновлен спектакль Л. Лавровского, который Григорович заменил своей версией, и вот тогда они одно время шли оба (сейчас опять идет только постановка Григоровича)
Вот одно из платьев Джульетты – Галины Степаненко:
Нечастый для сцены цвет, да? Мне в этом цвете (но оттенок другой) вспомнилась только Галина Уланова в знаменитом фильме-балете (чуть подробнее о нем с видео – здесь). И не зря. Потому что сейчас в Мариинском театре, при сохранении в целом костюмов П. Вильямса, некоторые изменения есть (и по хореографии тоже). У их Джульетт нет бледно-зеленого платья.
Костюмы почти закончились, я вам сейчас фотографии фотографий воспроизведу.
Вот воспоминание о былом, фееричном величии – о балете «Золушка» 1945 года, первой послевоенной постановки с сказочно прекрасными декорациями и костюмами П. Вильямса, постановка Р. Захарова. На верхнем фото – О. Лепешинская, на нижнем – Р. Стручкова.
Сейчас в Большом театре «Золушки» нет. Рождалась новая постановка в XXI веке, но не задержалась. Вот воспоминание о постановке Ю. Посохова 2006 года, художник по костюмам – С. Вудл. Золушки – С. Захарова и Е. Шипулина, принц – Е. Хромушин.
Привычно мой взгляд скользнул по знакомым фотографиям «Каменного цветка» Ю. Григоровича и С. Вирсаладзе. Балет родился в Ленинградском театре им. Кирова в 1957 г., вскоре был перенесен в Большой театр. Где в какой-то момент покинул сцену, несмотря на то, что его автор стал главным балетмейстером. И нет его до сих пор. В Москве этот балет идет неподалеку – в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
На нижней фотографии запечатлены Е. Максимова и В. Васильев (Катерина и Данила), на верхней – Н. Тимофеева и В. Левашев (Хозяйка Медной горы и Северьян).
Взгляд мой двинулся дальше, и вдруг я застыла как вкопанная.
Вот же он! Раскритикованный «Сказ о каменном цветке», первая постановка этого балета (1954), неудача Л. Лавровского! Честно говоря, до этого момента мне фотографии с него не попадались. Сама не искала, а если искать – есть они в Интернете, но впервые я увидела тут. Вот он какой, этот чрезмерный реализм позднего драмбалета! Как писали балетоведы об этой постановке:
Меж почти натуральных изб персонажи в тяжелых национальных одеждах разыгрывали бытовую драму, далекую и от мудрых бажовских сказаний, и тем более от того, что на самым деле волновало Прокофьева в своем последнем балете.
Тут уж и Галина Уланова (Катерина) не могла спасти. Да, это она на фото в арабеске, с В. Преображенским (Данила), а Хозяйка Медной горы в непривычном одеянии и цацках стоит, сложив руки (Н. Чорохова). Художник спектакля – Т. Старженецкая.
Это был последний балет Прокофьева. Остались лишь балеты, поставленные на его музыку.
Вот Павел I из балета на муз. Прокофьева «Подпоручик Киже». Это был одноактный балет по повести Ю. Тынянова, премьера прошла в 1963 г. Балетмейстеры О. Тарасова и А. Лапаури, художник – Б. Мессерер.
А на десерт я вам оставила «Ивана Грозного». В 1975 г. Григорович поставил балет на музыку к фильму «Иван Грозный» (редакцию музыки сделал М. Чулаки). С. Вирсаладзе сделал костюмы, которые выглядели реалистично и красиво, а на самом деле были дешевы – и вы и я, наверно, наслышаны, что они сделаны на основе сетки, только со сцены этого не видно. И ура, вот она эта сетка вблизи:
Балет и сейчас идет, после возобновления. Костюмы же старые: это платье Анастасии, которое носила Н. Сорокина, и костюм Б. Акимова в роли Курбского. Про последнего тоже выставка была в соседних залах в связи с юбилеем. В смысле, про Акимова, а не Курбского.
На этом завершаю свои картинки с выставки. Я засняла их не все, но почти все. Вот так я развлекалась в мае в антрактах на исторической сцене Большого театра. Спасибо за внимание, лайки, подписки, комментарии ))
Мое прежнее про Большой театр:
Опера «Кармен в Большом театре». Современность
«Пламя Парижа в Большом разгорелось с моим участием
Легендарная «Легенда о любви» Григоровича снова в Большом через 2 года