Найти тему

Раб Веласкеса глазами Дали

Раз уж я решил назвать блог "Усы Дюшана, борода Пикассо", то начнем... с усов. Усов Дали, разумеется. До Дюшана, бород и Пикассо еще доберемся.

Если же быть совсем точным, то речь пойдет даже не про самого Дали, а про одну его картину (где без усов, конечно, тоже не обошлось). Хочу предложить вашему вниманию такую работу:

Сальвадор Дали. Портрет Хуана де Парехи, ассистента Веласкеса, 1960
Сальвадор Дали. Портрет Хуана де Парехи, ассистента Веласкеса, 1960

На мой взгляд это одно из лучших произведений Дали. Здесь его "параноидально-критический" метод оказался завязан на творчестве Веласкеса – фигуры №1 в истории испанского искусства. С одной стороны, Дали зашифровывает здесь композицию "Менин", с другой – дает референс к гораздо менее известной работе – портрету Хуана де Парехи, который был... рабом Веласкеса. Ну и его подмастерьем, конечно, тоже. Хотя разве скажешь по портрету Парехи, что это портрет раба?

Диего Веласкес. Хуан де Парейя, 1650
Диего Веласкес. Хуан де Парейя, 1650

Хуан де Пареха держится здесь с удивительным достоинством, да и одет он совсем не бедно. Впрочем, сложно избавиться от ощущения, что Веласкес в этой работе прежде всего наслаждался решением чисто живописной задачи: изобразить черное на черном на черном. Вообще художника с его рабом и подмастерьем вряд ли связывала крепкая дружба (как утверждают некоторые историки): Веласкес пишет потрет Парехи в 1650 году в Риме, а осенью того же года подписывает ему "вольную" – но только на 1654 год, при условии, что в эти несколько лет Пареха не сбежит или не совершит какого преступления. Кстати, на свободе Пареха стал довольно известным живописцем.

Дали не копирует портрет Парехи, а создает визуальную метафору его освобождения: рука художника-раба обретает силу, гвозди и разлетаются во все стороны, лопается стальной обруч, костыль (наставничество Веласкеса?) отброшен. Обретение своего "я" Парехой довершает зритель, мозг которого выстраивает профиль его головы из "подброшенного" Дали материала: парящий подрамник из "Менин" образует переносицу, сюрреалистические облачка и деревца (они же фигурки инфанты и ее фрейлины) очерчивают линию губ и формируют усы и бороду.