Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

«Любил тебя я за косу твою, с отрезанными волосами, тебя я больше не люблю»: смысл картины Фриды Кало

Фрида Кало стала культовой художницей благодаря своим полотнам и, возможно даже в большей степени, самому ее образу в фотографии и живописи.

Ее картины наполнены смыслами, которые с первого взгляда сложно считать. Давайте посмотрим на описание картины «Автопортрет с обрезанными волосами» и попытаемся разобраться в ее значении:

Автопортрет с обрезанными волосами.

Иллюстрация из альбома «Фрида Кало»
Иллюстрация из альбома «Фрида Кало»

[…] здесь Фрида делает особый акцент на сочетании в ее внешнем облике ярко выраженных не только женских, но и мужских черт: короткие волосы и костюм мужского кроя, слишком широкий для нее, похожий на тот, в котором отец сфотографировал ее еще в 1926 году.

В результате мы вновь видим восхваление противоречивого, но привлекательного образа женщины, идущей против течения, но не отказывающейся носить серьги и туфли на высоком каблуке — образ, который Фрида так искусно создавала и который продолжил жить и после ее смерти.

Художница позирует с короткой стрижкой, делая незабвенным решение отрезать волосы, что для каждой женщины символ перемен, но не только внешне: для Фриды это желание показать, что она может существовать без Диего (прим. Риверы, мужа Фриды). Отрезанные пряди волос раскиданы повсюду, а ножницы, изображенные прямо перед интимной частью тела, символизируют мысли о кастрации, спровоцированные разочарованием в любви.

Иллюстрация из альбома «Фрида Кало»
Иллюстрация из альбома «Фрида Кало»

Весь этот типичный для творчества Фриды дуализм полностью сбивает зрителя с толку. Например, надпись сверху, похожая на отрывок из песни, может принадлежать перу самой художницы, но в этих словах так явно слышится голос Риверы, который, как типичный мексиканский мачо, предпочитал женственный образ Фриды: «Видишь ли, дорогуша, любил тебя я за косу твою, сейчас, с отрезанными волосами, тебя я больше не люблю».

К тому же слово «pelona» («лысая», «с отрезанными волосами»), присутствующее в надписи, в мексиканской традиции отсылает к идее смерти. Таким образом, в этом произведении художница окончательно смешивает карты, скрывая свои самые глубокие переживания: страх одиночества и страх перед будущим без Диего.

Материал подготовлен по альбому «Фрида Кало», изданному в серии «Галерея мировой живописи»

Этот красочный альбом, написанный двумя известными итальянскими историками искусства, рассказывает о нелегкой судьбе знаменитой мексиканской художницы и ее творческом пути. В альбом вошли не только самые известные произведения Фриды Кало, но и редкие фотографии художницы.

Она написала около ста пятидесяти картин, половина из которых – автопортреты: центральной темой творчества Фриды Кало была сама Фрида Кало. Тяжелая и долгая работа над становлением собственной личности, определение самобытности, стойкость в постоянном переживании физических страданий, поиск истоков своего «я», определяющих характер, – вот главная движущая сила на пути художницы к необъятному миру латиноамериканского сюрреализма.

Материал подготовлен по альбому «Фрида Кало», изданному в серии «Галерея мировой живописи»

Этот красочный альбом, написанный двумя известными итальянскими историками искусства, рассказывает о нелегкой судьбе знаменитой мексиканской художницы и ее творческом пути. В альбом вошли не только самые известные произведения Фриды Кало, но и редкие фотографии художницы.

Купить альбом или прочитать другой отрывок можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000cu9

Рекомендуем другие наши статьи по теме:

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)