Найти тему
Домодедово online

Генерал с «погонами» шахматиста

В нашей стране шахматы всегда были больше, чем спорт. Этой игрой увлекались миллионы. Шахматы считались своего рода стилем жизни, образом мышления. По популярности с этой древней игрой могли сравниться разве что футбол или хоккей. В шахматы играли все, от мала до велика. Наверное, не было в стране человека, кто не знал или не слышал такие фамилии, как Алехин, Ботвинник, Карпов, Таль или Каспаров.

– В шахматах я самоучка, – сообщил корреспонденту «Призыва» заместитель директора департамента организационной и научно-технической деятельности МЧС России, генерал-майор, один из лучших шахматистов Домодедова Евгений Ходатенко. – Папа и мама показали мне правила, после чего я стал играть во дворе. Сначала со сверстниками, а потом, когда стал побеждать, начал садиться за доску с игроками постарше.

Потом юный шахматист играл не только во дворе с друзьями, но и в клубе, с маститыми, имеющими разряды шахматистами.

– Специально теорию я не изучал никогда, – говорит Евгений Николаевич, – а тонкости игры постигал на практике. Например, известное правило квадрата я узнал уже в зрелом возрасте. С дебютами же познакомился, будучи сформировавшимся игроком, просматривая ролики в интернете. Их, кстати, делает наш земляк, талантливый домодедовский шахматист Илья Николаев (в № 4 за 2021 год газета «Призыв» о нём писала).

Вместе с практикой пришли и успехи. Будучи слушателем Высшей школы КГБ СССР, Ходатенко стал чемпионом этого учебного заведения. А в 2017 году команда, за которую Евгений Николаевич выступал, заняла первое место в спартакиаде общества «Динамо». В этом турнире приняли участие более двадцати сильных по составу коллективов. Ходатенко играл на первой доске и набрал восемь с половиной очков из десяти возможных, что считалось высоким показателем.

– Для меня шахматы – любимое увлечение, – говорит Евгений Николаевич, – в интернете после работы играю минимум одну-две партии, всегда стараюсь найти время для шахмат.

Министры – шахматисты

По отзывам специалистов, Ходатенко играет на твёрдый первый разряд, хотя, скажем, в блице может обыграть кандидатов в мастера и шахматистов с регалиями. Сугубо же «гражданских» званий у Евгения Николаевича более чем достаточно. Ходатенко – доктор юридических и кандидат исторических наук, доцент, автор многих научных работ и учебных пособий. Он говорит, что шахматы не мешают, а, наоборот, помогают ему в работе.

– У нас в министерстве много сильных игроков, – рассказывает Евгений Николаевич, – а министр МЧС Евгений Зиничев ценит и уважает тех, кто преуспевает в спорте, в том числе в шахматах. Знаете, шахматы дают много преимуществ в жизни. Они тренируют память, вырабатывают волю, воспитывают характер, а также придают уверенность и повышают уровень самооценки, что необходимо в нашей работе. Шахматы – как сама жизнь. Будешь побеждать в игре – научишься побеждать и в жизни.

За шахматной доской – с четырёх лет

По твёрдому убеждению Ходатенко, к шахматам ребёнка можно приучать с малых лет, буквально с детского сада. Вреда от этого не будет, только польза. Многие великие шахматисты и просто известные личности – учёные, политики, люди культуры и искусства – играли в шахматы с детства. Например, чемпион мира Александр Алехин научился азам этой древней игры в семь лет, Борис Спасский – в пять, а Капабланка в четырёхлетнем возрасте обыгрывал показавшему ему правила игры отца.

– Главное, чтобы игра нравилась, – говорит Евгений Николаевич. – Если человек садится за доску с интересом, то возраст не имеет значения. При наличии желания обучение пойдёт само собой. Я знаю много людей, которые не обладают какими-то феноменальными способностями, не блещут талантами, но вполне прилично на любительском уровне играют в шахматы. Это удивительный вид спорта. При упорстве, целеустремлённости добиться в нём можно многого. Чемпионом мира, конечно, не станешь, но показать достойные результаты вполне по силам.

Своим кумиром Ходатенко называет кудесника шахмат, мастера комбинации Михаила Таля. Головокружительные жертвы Михаила Нехемьевича вошли в учебники, стали классикой мировых шахмат.

– В шахматах Таль – феномен, – поясняет Ходатенко, – подобного ему не было и не будет. Партии этого гроссмейстера можно разбирать бесконечно. Лучшим же шахматистом всех времён и народов считаю Анатолия Карпова. По совокупности качеств – воле, характеру, мастерству, пониманию шахмат – Анатолий Евгеньевич превосходит всех живших ранее и ныне живущих игроков. Сравниться с ним не может никто. Разве только кубинец Хосе Рауль Капабланка.

«Уборщица» – чемпионка

Кстати, с Кубой Ходатенко связывает интересная история. В 2015 году он ездил на Остров свободы в командировку. Как большой поклонник шахмат, Евгений Николаевич в клубе предложил сыграть партию в шахматы. Завсегдатаи согласились, но поставили условие: сначала «для разогрева» он сыграет с уборщицей. А если победит, то для него организуют партии с более серьезными соперниками. Ходатенко согласился. И пока было время до начала, пошёл погулять по клубу. Там его внимание привлекла девушка, дававшая сеанс одновременной игры. Оказалось, это чемпионка Кубы Марица Аррибас. Что-то подсказало Ходатенко, что это и есть та самая «уборщица». Догадка вскоре подтвердилась. Он понял: на начало партии она не придёт, поскольку не успеет окончить сеанс. Так и случилось. Евгений Николаевич сделал первый ход, пустил часы и, посмеиваясь, стал ждать. Девушка действительно не пришла, и за неявку ей было засчитано поражение. Получилось, что Ходатенко победил чемпионку Кубы, не сделав ни одного хода, не переставив при этом ни одну фигуру.

По словам Евгения Николаевича, кубинцы – удивительный народ. На Кубе шахматы любят, но, если вы спросите жителей, где, скажем, похоронен Хосе Рауль Капабланка, вам вряд ли кто-то ответит.

– Приехав на Остров свободы, я захотел посетить могилу великого кубинца, – рассказывает Ходатенко. – Католические кладбища (а кубинцы в основном католики) представляют из себя необычное зрелище. Это целые города с перекрестками, улицами и могилами вместо домов. По этим «улицам» можно свободно ездить на машинах, а обойти некрополь за день у вас вряд ли получится. Так вот, взяв такси, я попросил шофера отвезти меня на могилу Капабланки. Мы искали полчаса, но никто не мог показать место, где он покоится. И только тогда, когда я вспомнил, что на могиле установлена мраморная шахматная фигура, нужное место нашли.

Сражения в мировой паутине

Ходатенко – разноплановый игрок. Ничто шахматное ему не чуждо. В свое время он пробовал играть вслепую, а также принимал участие в сеансах одновременной игры.

– При игре вслепую важны воображение и концентрация, – делится шахматист, – когда в голове тысячи мыслей или что-то отвлекает – играть, не глядя на доску, не получится. Что касается сеансов, то тут также своя специфика. Нужно держать в голове несколько вариантов, быстро переключаться с одной позиции на другую. Что у меня в принципе получалось.

Ходатенко уверен: чтобы было интересно, нужно играть с равными соперниками либо выше тебя по классу. Тогда будет прогресс. Но найти таких игроков не просто. И в этом случае на помощь приходит интернет.

– В мировой паутине можно найти достойных противников, – отмечает Евгений Николаевич, – для этого нужно зайти на специальные сайты, зарегистрироваться и начать играть. Получите рейтинг – и машина сама подберёт напарников по силе.

Ходатенко говорит, что большое дело в шахматах – энтузиазм. На тех, кто любит эту древнюю игру не за выгоду, не за звания, а просто так, – всё держится. Хороший пример – бывший руководитель клуба «Белая ладья» в доме культуры «Авиатор» Николай Калмыков (о нём «Призыв» писал в № 2 за 2021 год).

– Таких энтузиастов, как Николай Дмитриевич, поискать нужно, – говорит Ходатенко, – игру он любил беззаветно. Можно сказать, на нём всё стояло. Он был руководителем кружка до 90 лет, пока не умер. Большинство успехов микрорайона в шахматной сфере связано именно с Калмыковым, и заменить его сегодня некем.

Компьютер против человека

Евгений Николаевич говорит, что больше любит играть с людьми, чем с компьютерами. Да, движки сегодня играют классно, но, садясь за компьютер и вступая в единоборство с машиной, вы не испытаете тех эмоций, как при игре с человеком, и вряд ли станете расти как турнирный боец. Ведь в отличие от человека программа никогда не ошибается и не прощает ошибок. Холодный разум и никакого чувства.

– Между тем шахматы – это сражение, поединок, борьба, воля, тактика, – говорит Ходатенко, – партии выигрывает тот, кто глубже считает варианты, кто способен заглянуть на несколько ходов вперед, не боится творить и стремится к победе.

В своё время возникло такое понятие, как «ничейная смерть». Появилось мнение, что возможности шахмат ограничены и при желании в них всё можно просчитать. А поскольку всё известно заранее и наперёд, партии не будут представлять интереса, станут заканчиваться миром.

– Уверен, это не произойдёт никогда, – говорит Ходатенко, – действительно, количество вариантов в шахматах конечно и компьютер способен далеко просчитать возникающие осложнения. Но человек не машина и на бытовом, любительском уровне ничейная смерть шахматам не грозит. Считаю, прогресс в технике не приведёт к увяданию этой древней красивой игры, а играть в шахматы людям будет интересно всегда. Несмотря ни на какие новшества и достижения.

Олег Пилипченко.

Интересные факты

– История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра – прародитель шахмат, чатуранга, появилась в Индии. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку сложились правила, которые сегодня известны как классические.

– Первым официальным чемпионом мира по шахматам стал австриец Вильгельм Стейниц в 1886 году. Последним, 16-м по счету, – норвежец Магнус Карлсен.

Дольше всех чемпионом был Эммануил Ласкер – 27 лет. Он правил шахматным королевством с 1894 по 1921 год.

Человек, ставший самым молодым чемпионом мира, – Гарри Каспаров, который выиграл мировую корону в 22 года.

Наиболее старшим из всех чемпионов на момент завоевания высшего титула был Вильгельм Стейниц. Он завоевал титул чемпиона в 50 лет.

Рекордсменом при игре вслепую является венгерский гроссмейстер Янош Флеш. В 1960 году в Будапеште он дал сеанс одновременной игры на 52 досках, выиграв при этом 31 партию, 3 проиграв и18 сведя вничью. Сеанс продолжался 13 с половиной часов.

Рекорд в обычном сеансе одновременной игры принадлежит иранцу Гаемо Магани. 8 февраля 2011 года в Тегеране он одновременно сыграл со 604 шахматистами. При этом выиграл 580 партий, 16 свел вничью и только 8 проиграл. Сеанс продолжался больше суток – 25 часов и 5 минут.