Найти в Дзене
Бродяга трэвел

Мои приключения по пути к Великой Китайской стене и как она на самом деле выглядит

Великую Китайскую стену лучше всего смотреть на участке Мутяньюй (慕田峪长城 Mutianyu). Во-первых, до него относительно несложно добираться. Во-вторых, там можно увидеть не только вылизанную для туристов достопримечательность, но и побродить по реальной стене, до которой не дошли руки реставраторов. К тому же, на Мутяньюй в отличие от участка Бадалин немного туристов. Вам не придётся толкаться в очередях, подолгу ждать чтобы все прошли и появилась возможность сфотографироваться, вы сможете насладиться живописными видами гор и лучше прочувствовать момент.

Место, где обязательно нужно побывать.
Место, где обязательно нужно побывать.

Хочу рассказать, как я сам ездил на этот Мутяньюй. Это было несколько лет назад, но впечатления окахались настолько яркими, что помню всё, как будто это было вчера.

Ещё до поездки в Китай я через форум Винского списался с двумя парнями из Брянска, собиравшимися первый раз посетить Поднебесную в те же дни, что и я. Мне просто не хотелось слоняться одному по Пекину. Договорились, что жить будем в одной недорогой гостинице в самом центре города. Там и встретились. В один солнечный день ноября мы с утра втроём двинулись в путь на стену.

Парни хотели купить тур на эту достопримечательность, но я убедил их, что смогу всё сделать сам и дешевле. Они доверились мне, так как в предыдущий день я организовал нам насыщенную яркими впечатлениями пешую экскурсионную программу по центру Пекина.

На метро мы доехали до станции Dongzhimen (2-я линия метро). Это та самая станция, на которую приходит аэроэкспресс. По указателям легко вышли на автовокзал. Из почерпнутой на форуме Винского информации я знал, что нам нужен автобус 916 или 936, но на стену ходят не все из них и надо уточнять у водителя. Сразу на автовокзале (там, кстати, есть недорогой и неплохой фудкорт) нашли 916-й маршрут. Встали в длинную очередь на посадку. Показал стоящим рядом китайцам бумажку, на которой старательно вывел иероглифами «Мутяньюй». Китайцы одобрительно закивали в ответ и мы успокоились. Также вселяло уверенности то, что при взгляде на бумажку нам радостно кивали водитель автобуса, кондуктор и одна работница автовокзала. Активней всех кивал кондуктор. Буду называть его так, хотя возможно это был второй водитель. И кондуктор, и водитель были одеты в одинаковые синие пиджаки.

Проезд оплачивается при входе в автобус. Кондуктор выдавил из себя: "соти сикс". Мы решили, что проезд стоит по 36 юаней с каждого и протянули нужное количество налички сразу за всех. Кондуктор вернул нам купюры. Мы настойчиво попытались сунуть их ему обратно, но он опять вернул со словами «соти сикс». Так продолжалось какое-то время. Оказалось, что 36 юаней – это стоимость проезда за троих. Оплатили, сели, поехали. Тогда меня очень удивило случившееся. Думаю, что в России при подобных обстоятельствах интуристов повезли бы по тройному тарифу.

В автобусе пассажиров набилось много. Все ряды (по пять сидений в каждом) были заполнены. Но при этом не было видно ни одной европейской физиономии. Это казалось немного странным, учитывая, что автобус должен был отвезти нас к главной туристической достопримечательности Китая. Проехав минут 40 парни начали волноваться, да я и сам уже чувствовал себя Сусаниным. Мы ехали неизвестно куда по чужой стране, удаляясь от столицы. Автобус иногда останавливался у небольших населенных пунктов и пассажиров постепенно становилось меньше.

Я включил компас в телефоне и он показал, что мы движемся на север, то есть в нужном направлении. Это немного успокоило меня, хотя можно ли доверять компасу в телефоне?

Тут я заметил, что один хорошо одетый молодой китаец на соседнем ряду юзает айпад и с надеждой подсел к нему. Показал свою бумажку с иероглифами и спросил по-английски, а туда ли мы, сэр, собственно говоря, едем. О чудо! Парень говорил по-английски и говорил хорошо. Он сказал, что сейчас проверит и начал что-то гуглить, или как это называется у китайцев.

Вскоре он меня немного озадачил, сообщив, что на 916-м автобусе мы на стену точно не попадём. Вот это поворот! Снова погрузившись в интернет, парень сказал, что нам нужно выйти на автовокзале города Хуайчжоу (звучало, как Хайкоу), перейти дорогу и сесть на автобус 936 branch (936 路旅游专), который не всегда ходит. Он поговорил с кондуктором и сказал нам, что тот покажет, где нужно выйти. Сам сошёл на ближайшей остановке.

Когда автобус заехал в очередной городок и остановился, радостный кондуктор стал выгонять нас на улицу. Мы послушно вышли, счастливый кондуктор тоже. Автобус закрыл двери и уехал. Поблизости не было не то что автовокзала, а даже автобусной остановки. Блин, где мы? Стоим в каком-то городишке у дороги с китайцем в синем пиджаке. Ну хоть он нас не бросил.

Фото с тем самым кондуктором в Хуайчжоу
Фото с тем самым кондуктором в Хуайчжоу

Тут кондуктор подходит к припаркованному у дороги старенькому фольцвагену и, вуаля, открывает дверь, жестами предлагая садиться. Мы немного насторожились и потребовали разъяснений. Кондуктор достал из кармана затёртую распечатку из путеводителя, где было чёрным на английском написано, что туристам на автовокзале в Хуайчжоу чтобы добраться до стены нужно за 35 юаней с человека нанять маршрутку. Кондуктор ткнул в каждого из нас пальцем три раза сказав «соти файф» и расплывшись в улыбке, обвёл вокруг себя рукой, произнеся «Хайкоу». Всё по-честному мол. Не долго думая, мы сели в машину. Рабочий день кондуктора, судя по всему, закончился.

Ехали минут 30. У стены не увидел ни одного 936-го автобуса, зато было несколько китайцев в таких же синих пиджаках, как у нашего кондуктора. Видимо, бизнес у них налажен. Со своим мы договорились, что он будет ждать нас сколько нужно всего за 30 юаней со всех, а потом отвезёт в Хуайчжоу тоже по 35 юаней с человека.

Оплатили билеты на стену. Кондуктор помог. Он, конечно же, получил за это свою небольшую комиссию, но для нас дороже не стало. Как-то так это работает повсюду в Китае. Точно не помню сколько стоило, немногим больше, чем по 100 юаней с человека (платится за вход, за фуникулёр и за спуск вниз на специальных санках по металлическому желобу). Возле касс очень много лотков с сувенирами, едой и пивом. Цены сильно завышены. Пожалел, что ничего не прихватил с собой. Вообще плохо подготовился в тот раз.

Поднялись на стену. На удивление, туристов там почти не было. Сделали хорошие снимки. Погода была идеальной, начало ноября +20, на удивление солнечно и ясно. Обзор потрясающий. Виды умопомрачительные. Помню, что стоял и думал: «Зачем вообще в таком непроходимом месте построили стену?».

Поднимаюсь по крутым ступенькам и думаю, что всё нам врут о том, что когда-то здесь всадники ездили. Посмотрел бы я на тех всадников.
Поднимаюсь по крутым ступенькам и думаю, что всё нам врут о том, что когда-то здесь всадники ездили. Посмотрел бы я на тех всадников.

Пошли гулять по достопримечательности в сторону развалин. Ступеньки местами крутые и подниматься тяжело. Перелезли за запрещающее заграждение и побродили по настоящей стене, которую ещё не отреставрировали. Она намного ниже и уже, чем те участки, на которые водят туристов.

Вот так настоящая стена и выглядит. Вид с неё завораживает.
Вот так настоящая стена и выглядит. Вид с неё завораживает.

Потом мы долго сидели на одной из башен, а местный китаец по мере необходимости приносил нам холодное пиво (изначально была озвучена стоимость в 30 юаней за банку, но ч легко снизил её до 10). В общем, мы просто замечательно провели время и тот день запомнился мне на всю жизнь. Как я рад, что побывал там без туристической группы. Никто нас не торопил, не указывал, куда идти, что смотреть и что нельзя делать. Мы никого не ждали. Просто наслаждались моментом по полной.

Заходить нельзя, но интересно))) За мной реальная Великая Китайская стена. Издалека она кажется большой.
Заходить нельзя, но интересно))) За мной реальная Великая Китайская стена. Издалека она кажется большой.

Потом мы весело спустились вниз с горы на санках – своеобразный летний бобслей (если не тормозить, то очень экстремально). Китаец, который усаживал нас в санки очень обрадовался, узнав, что мы из России. Сказал, что знает Гагарина и Жукова, а при начале спуска мы должны кричать «Поехали!». Мы так и сделали. Было весело. Запомнились хмурые лица европейцев. По-моему, они немного боялись спускаться.

Готовимся стартовать по одному
Готовимся стартовать по одному

Внизу нас встретили два пенсионера в колоритных костюмах и с мечами. С ними ещё Андрей Бедняков в первых выпусках «Орла и решки» фотографировался.

Не только А. Беднякову с ними фотографироваться
Не только А. Беднякову с ними фотографироваться

Потом наш счастливый кондуктор доставил нас на автовокзал в Хуайчжоу, где как раз шла посадка на 916-й автобус. На нём мы примерно за час доехали до Пекина. Когда вернулись в гостиницу, было уже темно.

Такое вот интересное получилось приключение. И разве мог бы я получить столько эмоций за день, путешествуя в туристической группе?

Всем хорошего настроения и ярких впечатлений!

Ставьте лайк если было интересно.