Найти в Дзене

Кем была Мария Барберини, запечатленная в шедевре скульптора Финелли

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В Лувре, среди других шедевров, можно увидеть поразительный мраморный бюст работы итальянского скульптора Джулиано Финелли, изображающий молодую женщину, одетую по моде XVII века. Эта скульптура замечательна как раскрытием образа портретируемой дамы, так и удивительной техникой исполнения. Финелли творил с мрамором вообще все, что хотел.

Джулиано Финелли. «Мария Барберини». (1626 год). Лувр.
Джулиано Финелли. «Мария Барберини». (1626 год). Лувр.

Вглядитесь. Лицо модели отражает ее внутренний мир. Видно, что эта девушка знатна и смотрит на окружающее с уверенностью богатого человека, привыкшего, что все его желания можно удовлетворить. На ее губах играет легкая светская улыбка, во взгляде есть та холодность, которая пригвождает посторонних к месту, создает дистанцию между девушкой и другими людьми.

Скульптор поработал над деталями своей скульптуры просто божественно. Укладка волос, одежда и особенно кружевной воротник сделаны так тонко, что даже не верится, что они из камня. Удивительно, но Финелли удалось передать в мраморе фактуру материала!

Джулиано Финелли. «Мария Барберини», фрагмент.
Джулиано Финелли. «Мария Барберини», фрагмент.

На груди у девушки - брошь в виде пчелы. Даже если бы мы не знали, кто именно изображен в бюсте, можно было сделать точный вывод, что эта особа принадлежит семейству Барберини. Эта семья поселилась во Флоренции в XI веке, став одной из самых знатных и богатых фамилий в Италии. Пик их могущества пришелся на XVI-XVII века, когда один из представителей семьи стал Папой Римским Урбаном VIII. Семья к тому времени перебралась в Рим. А символом Барберини была пчела. Почему? Об этом есть старая легенда, повествующая о спасении жизни одного из представителей семейства пчелиным медом.

Запечатленная в мраморе девушка - это племянница Урбана VIII Мария Дульиоли Барберини.

Джованни Баттиста Пиранези. "Палаццо Барберини".
Джованни Баттиста Пиранези. "Палаццо Барберини".

Семейство в 1621 году заказало мраморные скульптуры для украшения своего палаццо в Риме знаменитому Лоренцо Бернини. Джулиано Финелли был его учеником и вместе с учителем посещал дворец Барберини, помогал в создании скульптур. Мария тогда была уже замужем и носила под сердцем ребенка. Видел ли ее Финелли? Вероятно, да. Ведь через пять лет именно он создал ее бюст. К тому времени Марии уже не было в живых...

К сожалению, молодая женщина умерла в 21 год во время родов. Та же судьба, что у Джованны Торнабуони, жившей за двести лет до нее и оставшейся в веках благодаря посмертному портрету Доменико Гирландайо.

Фонтан пчел на пьяцца Барберини в Риме.
Фонтан пчел на пьяцца Барберини в Риме.

Роды в те времена были смертельно опасным процессом... Младенческая и женская смертность до XIX века, то есть появления профессиональной медицины, антисептиков и т.п., была колоссальной. Вот и юная Мария Барберини стала жертвой ужасного состояния медицины в ее эпоху. И кто бы помнил о ней, о ее короткой и ничем не примечательной жизни, если бы не бюст Финелли?

Это был посмертный заказ, через 5 пять после смерти девушки. В результате скульптор добился, видимо, поразительного внешнего сходства, но главное - создал шедевр барокко, продемонстрировав все свое мастерство.

Почитайте еще на моем канале:

Это портрет любимой женщины Пикассо. Кем она была?

Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?

В блоге мужа:

Потрясающий памятник, который я мечтал увидеть с детства: Граждане Кале