Найти в Дзене

Девушка со стройной шеей на картине Гирландайо: как же сложилась ее жизнь?

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Увидев этот портрет девушки кисти Доменико Гирландайо, я сразу заинтересовалась: кто она, эта богато одетая особа со стройной шеей, показанная в профиль, с лицом, на котором видна какая-то печаль? Ее имя - Джованна Торнабуони, ни о чем мне не говорило. Была ли она чем-то знаменита, или это просто одна из знатных дам Эпохи Возрождения, чей муж или отец заказал художнику ее портрет?

Доменико Гирландайо. "Портрет Джованны Торнабуони", 1488.
Доменико Гирландайо. "Портрет Джованны Торнабуони", 1488.

Картина изумительная. И не только потому, что красива модель. Гирландайо был мастером композиции, и ни одна деталь на его картинах не бывает случайной. Все несет определенный смысл, все символично и намекает на что-то. Таковым было все искусство кватроченто, ярким представителем которого является Доменико Гирландайо.

Итак, что мы видим? Фигура Джованны выделяется своей яркостью на фоне темной ниши, геометрически безупречной и выглядящей совершенно в стиле нашего времени. В нише расположены предметы, каждый из которых намекает на характер и интересы изображенной девушки.

Николло ди Форцоне Спинелли (Фьорентино). Медаль с профилем Джованны Торнабуони.
Николло ди Форцоне Спинелли (Фьорентино). Медаль с профилем Джованны Торнабуони.

Справа лежит молитвенник, притом видно, что его регулярно открывают. Над ним висят красные четки. Это указывает на благочестивость и набожной девушки. Слева находится красивая брошь в форме дракона, притом видно, что это часть гарнитура: кулон в том же стиле висит на шее Джованны. То, что она не надела и брошь, говорит о скромности изображенной, о том, что, невзирая на богатство, она не кичится им, ей присуще чувство меры.

На стене запечатлено латинское изречение. Оно принадлежит римскому поэту Марциалу и гласит: "Искусство, если бы ты могло показать характер и душу, не было бы на свете картины прекраснее". Как характерно использование античного источника в Эпоху Возрождения!

Доменико Гирландайо. «Встреча Марии и Елизаветы», фрагмент.
Доменико Гирландайо. «Встреча Марии и Елизаветы», фрагмент.

Надо сказать, что Гирландайо написал фреску в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария-Новелла, где мы видим в сюжете «Встреча Марии и Елизаветы», фактически тот же портрет Джованны, но в полный рост. Действие тут происходит на фоне города. Есть разные версии относительно того, что было написано раньше - портрет или фреска. Одна точка зрения заключается в том, что портрет имеет более раннее происхождение, так как был своего рода эскизом к полномасштабному изображению.

Согласно другой позиции, портрет был сделан позже фрески и на ее основе, после смерти Джованны.

Доменико Гирландайо, автопортрет
Доменико Гирландайо, автопортрет

Да, увы. Джованна Торнабуони умерла совсем молодой, в возрасте всего 20 лет, во время родов, и это было как раз в 1488 году. Ее девичья фамилия была дельи Альбицци, она была родом из Флоренции, в 18 лет вышла замуж за Лоренцо Торнабуони и, к сожалению, рано умерла. Собственно, в это одно предложение и вмещается вся ее жизнь... Версия, что портрет был написан после фрески, мне кажется более логичной, поскольку объясняет черный фон картины, печальную атмосферу, которая там витает, да и вообще можно понять членов семьи - им хотелось иметь изображение Джованны, которым они могли бы любоваться, не выходя из дома.

Кстати, портрет был атрибутирован по медали, сделанной гравером Никколло Фьорентино, где четко указано ее имя, и где внешность Джованны абсолютно узнаваема и совпадает с портретом фактически на 100%. Есть версия, что медаль была сделана в честь свадьбы.

Почитайте еще на моем канале:

Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью

Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?

В блоге мужа:

Три причины, по которым я хочу посетить Британский музей