В 1912 г. русские футуристы, называвшие себя «будетлянами», подчеркивая свою устремленность в будущее, издали сборник и манифест с общим названием «Пощечина общественному вкусу». Выражение стало крылатым с легкой руки его эпатажных авторов Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова и Алексея Крученых.
К слову, в этом манифесте впервые появилась еще одна известная фраза: "Сбросить с парохода современности". Заканчивался документ следующим глубокомысленным высказыванием: «И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «Хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова». Маяковский стал главной «звездой» энергичного Бурлюка, которого, по словам Шершеневича, «он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот».
В день Октябрьской революции 1917 г. Маяковский был в Смольном, где находился штаб восстания. Он был одним из первых деятелей искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней и участвовал в первых совещаниях представителей культуры. В это время были опубликованы произведения «Наш марш», и «Ода революции». В 1917-18 гг. была написана пьеса «Мистерия-Буфф». Она была поставлена к первой годовщине революции самим автором (Маяковский также участвовал в создании костюмов и декораций и исполнил в ней несколько ролей).
Наряду с поэтической деятельностью Маяковский плодотворно работал в кино. Он считал, что театр сам привел себя к гибели и должен передать свое наследие кинематографу. Им были написаны сценарии к кинолентам "Погоня за славой" (1913), "Закованная фильмой" (1918), "Не для денег родившийся" (1918), "На фронт" (1920), "Трое" (1928), "Октябрюхов и Декабрюхов" (1928). В фильме "Барышня и хулиган" (1918) Маяковский выступил как режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Также он сыграл демона в короткометражном фильме "Драма в кабаре футуристов №13" (1914) и исполнил главные роли в картинах «Закованная фильмой» и «Не для денег родившийся».
Свой двадцать пятый день рождения поэт новой эпохи встретил в деревянном доме в Левашове недалеко от Петрограда. Но его пребывание в Левашове оказалось отчасти вынужденным. В Петрограде летом того года свирепствовала очередная эпидемия холеры. «На райскую нашу Совдепию апокалиптический ангел вылил еще одну чашу: у нас вспыхнула неистовая холера. В Петербурге уже было до 1000 заболеваний в день. Можно себе представить ярость большевиков! Явно, что холера контрреволюционна, а расстрелять ее нельзя», - иронизировала в дневнике поэт «серебряного века» Зинаида Гиппиус.
Но, несмотря на эпидемию, Маяковскому было здесь хорошо - он наконец-то жил вместе со своей возлюбленной Лилей Брик. Как пишет биограф Маяковского Бенгт в книге «Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг», поэт рисовал пейзажи, собирал грибы, вечерами вместе с Бриками играл в карты, а в перерывах между развлечениями сочинял пьесу «Мистерия-буфф».
Как и другие поселки, расположенные вдоль железной дороги Выборгского направления, Левашово было популярно у отдыхающих из среды среднего класса и интеллигенции Петербурга. Например, в 1916 г. здесь проводила лето семья Елизаровых - Марк Тимофеевич, директор-распорядитель пароходного товарищества «По Волге», и его супруга Мария Ильинична, сестра вождя большевиков В. И. Ульянова-Ленина. Иногда в Левашово выезжал и Александр Блок, о чем поэт упоминал в письмах.
В письме к сестре Ольге Маяковский с юмором описывает свое дачное «меню»: «Меня до того тут опаивают молоком (стаканов шесть ежедневно), что если у меня вырастет вымя, скажи маме, чтоб не удивлялась». Такая молочная диета была совсем не случайной. Прочие продукты в послереволюционном городе были в дефиците, а коровы из поселка всегда славились вкусным молоком. Несколько лет спустя в бывшем имении графов Левашовых «Осиновая Роща» «вместо прежних барских затей» была организована образцовая молочная ферма.
Но важнейшей составляющей жизни Маяковского на даче все-таки была работа над новыми стихами и зарисовками. «Володя, - вспоминала Лиля Брик, - писал стихи постоянно - во время обеда, прогулки, разговора с девушкой, делового заседания, - всегда! Он бормотал, на ходу слегка жестикулируя. Ему не мешало никакое общество, - помогало даже». В сентябре Брики и Маяковский уезжают из Левашова навсегда.
После 1918 г. пансион в Левашове сначала был просто жилым домом, а позже поликлиникой и даже поселковым роддомом. В конце концов, дача Маяковского вместе с еще несколькими соседними домами была передана «Почте России» под базу отдыха.
В 2014 г. владельцы решили продать участок с постройками под снос для нового строительства. Однако покупателей ни тогда, ни позднее не нашлось. Возможно, потенциальных инвесторов отпугивал статус памятника, который имеет «дача Маяковского». Решением КГИОП здание является объектом культурного наследия регионального значения «Дача (деревянная 2-этажная)». Сейчас постройка в заброшенном состоянии и продолжает разрушаться.
Участница краеведческого объединения «Гэнгъ» Ксения Сидорина стала инициатором необычного проекта. Она предложила Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, которое владеет гектаром земли вокруг аварийной дачи Маяковского, создать там общественный огород. Совместно с сотрудниками библиотеки Маяковского была выкошена трава, а земля приведена в порядок. Огород состоит из 10 грядок, пять из которых закреплены за «Историей одного проекта» (команда, которая кормит людей, попавших в сложные жизненные ситуации), два - за «Открытым городом» и оставшиеся три - за постоянными волонтерами.
Ухаживать за посадками и собирать урожай будут сами ребята. В августе планируется организовать большую программу с прикладными лекциями и воркшопами, посвященными растениеводству. Здесь специалисты или садоводы-любители смогут поделиться личным опытом. Приглашать на мероприятия будут не только жителей Петербурга, но и бабушек и дедушек из местных домов престарелых.
В 1919 г. Маяковский переехал из Петрограда в Москву. Его новым дачным адресом становится домик на Акуловой Горе в поселке Пушкино по Ярославской железной дороге, где в настоящее время расположен мемориальный «Дом-музей Владимира Маяковского». К сожалению, подлинное строение погибло после нескольких пожаров в 1990 гг., и музей открыт в новом здании, воссозданном по чертежам и старинным фотографиям.
Маяковский не только хорошо здесь отдыхал, но и хорошо работал: именно на Акуловой горе им было написано одно из самых известных стихотворений «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
«В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы –
деревней был,
кривился крыш корою».
По воспоминаниям современников, утром поэт ездил в Москву на работу в Российское телеграфное агентство (РОСТА). В электричке он стоял у окна с блокнотом и выполнял заданную норму: определенное количество стихотворных строк для плакатов РОСТА. По возвращении он любил гулять по опушкам и окрестным дачным улицам, сочиняя стихи, а вечером садился на лавку перед домом и любовался закатом. Стоит отметить, что в Пушкино в этот период (1920-е гг.) жили и работали писатели Д. Бедный, К. Паустовский, М. Пришвин, Н. Асеев и мн. др. С некоторыми из них Маяковский поддерживал весьма тесные отношения, а некоторых по своим личным причинам игнорировал.
В доме, где когда-то отдыхал и работал Маяковский, долгое время находилась библиотека, но она несколько раз горела в 90-е гг. Местные жители считают, что это был поджог. Либо Маяковский попал «под горячую руку» противников коммунизма, либо кто-то положил глаз на завидный участок в Подмосковье. Но новый хозяин здесь так и не появился, а участок со временем превратился в стихийную помойку, фундамент дачи зарос травой.
Так продолжалось до тех пор, пока на заброшенный дом не обратил внимание местный священник Андрей Дударев. Первым делом он разыскал в местной библиотеке старые чертежи дачи, и работа закипела. Стараниями отца Андрея и его прихожан участок был расчищен, двухэтажный дом восстановлен, на территории появился памятник Маяковскому и инсталляции, связанные с его творчеством. Дача была заново отстроена и открыта для посетителей.
Музей представляет собой скорее не дом, а творческое пространство: в помещениях преобладает белый цвет. Вспомним строку Маяковского: «Белей, чем облаков стада…». У поклонников поэта есть версия, что белый цвет, свойственный минимализму в современном искусстве, призван напоминать о футуризме, так как Маяковский является одним из самых ярких отечественных представителей этого направления в искусстве. Организаторы музея заявляют, что белый цвет символизирует новое прочтение и переосмысление творчества выдающегося поэта.
Символичным экспонатом музея можно считать токарный станок: он напоминает о том, что Маяковский оттачивал строки стихов, как на станке. Он считал, что хороший поэт выполняет труднейшую работу, которая сродни физической: «Столбовой отец мой дворянин, кожа на моих руках тонка. Может, я стихами выхлебаю дни, и не увидав токарного станка».
На веранде развешаны агитационные плакаты и афиши Маяковского времен его работы в РОСТА. Здесь же находится практически единственный подлинный экспонат - медный самовар, за которым на даче когда-то собирались кампании творческих людей. «Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!».
На территории дома-музея находится летний театр, где проходят различные мероприятия - например, громкие чтения стихов в день рождения поэта - 19 июля. Как здорово, что находятся энтузиасты, готовые отдавать все свои силы и время для осуществления интересных проектов, способных возродить интерес к таким достойным деятелям отечественной культуры как Владимир Маяковский.
Ссылки:
Репортаж об открытии общественного огорода на "даче Маяковского" в Левашово: