Заботиться о будущем надо уже сегодня — с этим никто не поспорит. А наше будущее — это дети. Какими они вырастут, что будут знать и уметь, зависит от нас. Чтобы дети выросли умными, правильно выбрали профессию, умели что-то делать своими руками, в городах России в рамках национального проекта «Образование» открыли в этом году Кванториумы.
Сейчас функционируют 53 детских технопарка «Кванториум» в 37 регионах Российской Федерации. Во Дворце молодёжи Кызыла он появился тоже. Что это такое, чем там занимаются дети и какую пользу эти занятия имеют для учёбы, нам рассказали наставники: Давай-Майдыр Алексеевич Ооржак, Ай-Даш Чечек-оолович Саая и Камиля Анзатовна Иргит.
Что такое Кванториум?
На стене при входе написано Технопарк «Квантоиум». Что же это такое? Судя по названию, что-то фантастическое и неземное. Но, как рассказал Давай-Майдыр Алексеевич, один из наставников, - это своего рода кружок юных техников. После непродолжительной экскурсии стало понятно — это никакой не парк, нечто среднее между кружком юных техников, юннатами, кружком «Умелые руки" и авиамодельным кружком из нашего детства. Правда, оборудование всё новое и современное, сразу и не понятно, что это и зачем.
_______________________________________________________________________
Детский технопарк «Кванториум» – это уникальная среда для ускоренного развития ребёнка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащённая высокотехнологичным оборудованием. Отличительной особенностью является не только обучение детей инженерному образованию, но и проектной деятельности, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), 4К-компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление).
________________________________________________________________________
Состоит весь этот технопарк из шести квантумов-кружков разной направленности: IT-квантум, аэроквантум, биоквантум, хайтек, промробоквантум и геоквантум.
Ребята, которые посещают IT-квантум, не просто учатся программировать, а сами создают различные программы. В аэроквантуме придумывают и собирают летательные аппараты, в биоквантуме - изучают мир растений, сами выращивают и учатся ухаживать за своими зелёными питомцами. В хайтеке учатся создавать на 3Д-принетре разные предметы, в промробоквантуме, разумеется, придумывают и собирают роботов, а в геоквантуме — изучают ландшафт и создают настоящие цифровые карты местности и виртуальные туры.
Мобильный кванториум
Есть в Технопарке и мобильный кванториум, который за полгода объехал несколько районов республики: Каа-Хемский, Эрзинский, Кызыльский. Мобильный технопарк «Кванториум» – это передвижной комплекс на базе автомобильной станции, оснащённый высокотехнологичным оборудованием для занятий по направлениям / квантумам, которые соответствует ключевому направлению инновационного развития - 3D-принтерами, устройствами для работы в виртуальной реальности, лазерным гравером, сборочной и паяльной зонами.
Главное — чего хочет ребёнок
Конечно, за несколько месяцев, в течение которых работает Кванториум, о нём писали и говорили везде, так что о том, что там очень интересно, узнали быстро и школьники, и взрослые. Однако все равно непонятно, откуда в квантумах появляются ребята.
- Сначала были просто экскурсии: приходили классы с классными руководителями, семьи с детьми разного возраста, просто группы ребятишек. Мы им рассказывали, чем можно заниматься здесь, отвечали на многочисленные вопросы, показывали оборудование, и ребята выбирали, чем им интересно заниматься, - рассказал Ай-Даш Чечек-оолович, - правда бывало, что родители настаивали на определённом квантуме, а ребёнок не хотел. Походит такой несколько занятий, посидит, позевает и пропадёт. Но некоторые переходили в другой квантум и преображались: увлечённо слушали, придумывали и мастерили.
Очень важно, чтобы школьник выбрал направление по своему желанию, тогда ему и интересно будет, и полезно, считают наставники.
И для учёбы польза есть
Слушая увлечённых молодых наставников, подумала, откуда современные дети, почти вся школьная жизнь которых направлена на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, занятия с репетиторами, находят время, чтобы два-три раза в неделю по полтора часа заниматься в кванториумах.
- Что вы, - улыбается наставник, - ребята вполне успевают, к тому же и польза для учёбы есть в наших занятиях. Например, чтобы создать программу в IT-квантуме, школьникам нужны знания по алгебре и геометрии, по информатике и иностранному языку. Если что-то непонятно, приходится учить и разбираться. Где-то самостоятельно, что-то мы объясняем. Группы разновозрастные, хоть и близкого возраста: 5-6, 7-8, и 9-11 классы, в них занимаются ребята из разных школ, отсюда — польза для социализации: учатся общаться и находить общий язык с разными людьми. В школе большая часть предметов имеют теоретический характер — слушают, читают, рассказывают. А здесь знания, полученные на уроках, применяются практически.
Дети вспоминают уроки ботаники, физики, химии, математики и продумывают, что нужно сделать, чтобы растение росло, например, или робот двигался в том направлении, в котором его запрограммировали.
Занятия бесплатные. В конце учебного года школьник получает сертификат об окончании определённого модуля обучения, который потом можно использовать в портфолио, часто необходимого для профильного обучения.
Творчество, о котором мечтали создатели ФГОС
Кванториум — дело у нас новое. Откуда специалисты? Наставники — молодые люди, прошедшие специальное обучение в Единой российской системе Кванториумов. Но это не разовая учёба. Сейчас, пока у школьников каникулы, наставники не отдыхают, а обучаются. Федеральный оператор сети детских технопарков «Кванториум» – ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» ежегодно проводит не менее 2 очных образовательных сессий (12-14 дней). Федеральные тьюторы сопровождают региональных наставников в формате 24/7, а также еженедельно проводят обучающие вебинары.
В основном, во Дворце молодежи с ребятами работают парни, девушек только четверо из шестнадцати наставников.
Хоть в квантумах и не было школьников, атмосфера всё равно была какая-то творческая, очень хотелось всё посмотреть, потрогать и что-нибудь сделать своими руками. И молодые ребята, рассказывающие о своей работе, казались настоящими наставниками: они всё знали, могли объяснить на понятном языке. И само название — наставник — думаю, важно. Не учитель, не педагог, не руководитель, а наставник. Значит, ребёнок делает всё сам, а старший помогает и поддерживает — это и есть, наверно, то творчество, о котором мечтали создатели ФГОС.
Деньги вернутся
Как рассказала Алёна Алексеевна Шожул-оол, начальник Отдела проектного управления Министерства образования РТ, на создание кванториума потрачено около 68 миллионов рублей — закуплено оборудование, прошли обучение наставники.
Хорошее образование нынче недёшево. Но ребята посещают квантумы бесплатно, а деньги, вложенные в будущее — детей, обязательно вернутся. Ведь школьники, которые там занимаются, обязательно вырастут любознательными, пытливыми, научатся творчески решать задачи, причём не только в процессе обучения, но и вообще в жизни.
Пока в нашей республике только один Кванториум, но уже в сентябре, с началом нового учебного года, откроется ещё один — в пятой гимназии, которая прошла конкурсный отбор среди городских школ.
Хочется верить, что занятия помогут ребятам не только развивать свой творческий потенциал, но и правильно выбрать профессию, успешно подготовиться и сдать выпускные экзамены, а будущем стать отличным специалистом.
Л. Хуснутдинова