У обоих моих родителей, хотя они долгое время не жили вместе, всегда была и есть богатая библиотека.
Много позднее я стал замечать, что вообще, это не так распространено. Порой и пары книг не отыщещь во всем доме.
Да и сам я, как адепт кочевой жизни, многие годы читаю в основном электронные книги.
Бумажные же издания всё никак не соберутся в одном месте.
Моими любимыми книгами в детстве были далеко не художественные.
Это были научно-популярные "Вопросы о погоде", "Справочник по физике и технике" и что-то вроде "Инфекционных болезней" с полузапретной маминой полки с профессиональными изданиями.
А из художественных книг это были Чехов и Бунин в разных изданиях.
Наверное, с них я и полюбил рассказы без начала и конца, полные впечатлений и мысленых картин, но не всегда имеющие законченный сюжет.
Мои прогулки по разным городам, сейчас по Москве, имеют такой же ритм.
Я здесь, потому что меня здесь быть не должно.
Почему из 17 млн. человек в радиусе часа езды отсюда я здесь один в этот час?
Гость, наблюдающий и слушающий город. Его неслышимый для обывателя шёпот.
Смотря на дом, где Иван Бунин жил в революционные годы, я вижу и слышу винтовочный бой с засевшими через пару домов, в самом начале улицы, анархистами.
Так-то они, в целом, большевиков поддерживали, но захотелось и им немного власти. Шпионы правда раскрыли их заговор и большевики атаковали первыми. На Поварской отделались винтовками, но кое-где и из пушек попалили.
Гораздо интереснее, что впоследствии коммунисты лютовать не стали, почти всех анархистов отпустили. Дескать понимаем, от горячей крови бунта захотелось. А их идейного вождя потомственного дворянина, ученого и в целом академического такого дядьку Кропоткина почитали и даже станцию метро неподалёку назвали.
Но для Ивана Алексеевича этого было вполне достаточно, чтобы собрать монатки и уехать в прекрасную Одессу, а оттуда потом и в Париж.
В одном из очерков я уже описывал случай, когда Бунин приехал к Репину писать портрет, а он встретил его в холодной зале, да ещё и намекая, что пока он будет его гостем, тот научит его есть вегетарианские блюда и ещё и от курения отучит.
Репин был нормальный такой зожевец. Как поёт в одной из своих песен Борис Гребенщиков "даже в журнале "Путь к себе" не поверят, что мне тут пришлось вынести".
Короче, Бунин спешно ретировался от такой назойливости.
В Советской Росии тоже везде была одна неразбериха, вот под окнами стрельба.
Биографы описывают "забавную" причину того, почему Бунину не понравился фашизм. Многие творческие личности той эпохи были поначалу вдохновлены антикоммунистическим настроем фашистов.
Так вот, однажды Бунин пересекал границу с захваченой немцами Австрией и ему во время досмотра фашист-таможенник засунул палец в попу.
Бунину фашисты после этого сразу не понравились.
Вот такая "прививка" от фашизма.
Прожил он в Париже до 85 лет, детей от второй жены у него не было. От первой жены ребёнок умер маленьким.
А сам он умер от эмфиземы легких.
Может надо было Репина послушать?