Найти в Дзене
Пески времени...

Два фрагмента египетской "Книги мертвых" собраны вместе

Оглавление

Благодаря цифровым исследованиям двух фрагментов погребального савана 2300-летней давности, экспертам из Новой Зеландии и Лос-Анджелеса удалось установить их идентичность и собрать вместе.

Здравствуйте, друзья!

Удивительно, что параллельные исследования ученых из разных и таких далеких друг от друга стран дали такие поразительные результаты. Давайте узнаем об этом более подробно.

Древнеегипетская книга мертвых

Хорошо известно, что древние египтяне были чрезвычайно озабочены загробной жизнью и делали все возможное, чтобы обеспечить умерших. Погребальные принадлежности хоронили вместе с умершими, чтобы обеспечить защиту и пропитание в загробной жизни. Но существовал еще письменный документ, так называемая "Книга мертвых", который помогал достичь загробной жизни без проблем.

" Книга мертвых " - это по сути сборник древнеегипетских погребальных текстов времен Нового Царства. Каждая "книга" уникальна, так как содержит свою собственную комбинацию заклинаний. Всего известно около 200 заклинаний, которые можно разделить на несколько тем.

Заклинания предназначены для того, чтобы помочь недавно умершим совершить путешествие по подземному миру, полному опасностей и препятствий.

Традиция помещать тексты из "Книги мертвых" и рисовать иллюстрации из нее на погребальных саванах началась с гораздо более древних ритуалов смерти. Подобные тексты были написаны на стенах королевских гробниц в Саккаре во времена Позднего Старого царства. За этим последовало включение “Гробовых текстов”, написанных на гробах простых людей, в том числе богатых элит.

В период Нового царства (около 1539 года до нашей эры) независимо от того, к какому классу принадлежал человек, если он мог позволить себе копию "Книги мертвых" или писца, чтобы покрыть свою мумию тканью, его тело могло быть завернуто в иллюстрации из этого “ руководства” по загробной жизни .

Пока не до конца изучено, когда впервые была выпущена "Книга мертвых", но самый ранний пример этой работы был найден в саркофаге Ментухотеп, царицы 13-й династии.

А первый сборник текстов был опубликован в 1842 году немецким египтологом Карлом Рихардом Лепсиусом. Именно он назвал сборник древних текстов "Книгой мертвых".

Два фрагмента плащяницы

Эти два фрагмента являются частью льняного посмертного савана, сделанного 2300 лет назад для верховного жреца храма Тота из Гермополиса по имени Петосирис ( Анхефенхонс). Предусмотрительный жрец заранее договорился с художником, занимавшимся этим делом, о росписи льняной ткани для савана мистическими символами из "Книги мертвых", чтобы защитить путешествие своей души в загробной жизни.

Ни Петосирис, ни древнеегипетский художник и представить себе не могли, что когда-нибудь в будущем, кто-то увидит ценность в расписанной ткани и разорвет ее на куски.

Верхнее изображение: фрагмент ткани, украшенный сюжетами из египетской "Книги мертвых", датируется ранним периодом Птолемеев, около 300 года до н.э. и принадлежит музею в Новой Зеландии (Музей классических древностей Тиса). Среднее изображение: льняной фрагмент, который хранится в Исследовательском институте Гетти (GRI Open Content Program / CC BY 4.0 ). Нижнее изображение: Кусочки головоломки сходятся воедино: соседние кусочки обертки мумии. Справа-фрагмент коллекции Логи Калифорнийского университета, хранящийся в Музее древностей Тиса, а слева-соседний фрагмент из Института Гетти в Соединенных Штатах. ( Кентерберийский университет ).
Верхнее изображение: фрагмент ткани, украшенный сюжетами из египетской "Книги мертвых", датируется ранним периодом Птолемеев, около 300 года до н.э. и принадлежит музею в Новой Зеландии (Музей классических древностей Тиса). Среднее изображение: льняной фрагмент, который хранится в Исследовательском институте Гетти (GRI Open Content Program / CC BY 4.0 ). Нижнее изображение: Кусочки головоломки сходятся воедино: соседние кусочки обертки мумии. Справа-фрагмент коллекции Логи Калифорнийского университета, хранящийся в Музее древностей Тиса, а слева-соседний фрагмент из Института Гетти в Соединенных Штатах. ( Кентерберийский университет ).

Случилось так, что Музей классических древностей Тиса при Кентерберийском университете, находящемся в Новой Зеландии сделал цифровое изображение находящегося там фрагмента плащаницы и каталогизировал его в онлайн-базе данных с открытым доступом. А историки из Исследовательского института Гетти в Лос-Анджелесе это изображение увидели и поняли, что этот фрагмент идеально подходит к тому, который хранится у них. Оба фрагмента было решено собрать вместе.

"Между этими двумя фрагментами есть небольшой разрыв, однако сцена имеет смысл, заклинание имеет смысл, а текст делает его точечным",-сказала Элисон Гриффит, эксперт по египетскому искусству и адъюнкт-профессор классики в Кентерберийском университете . "Это просто удивительно-собирать фрагменты вместе удаленно."

Согласно Live Science, фрагменты Новой Зеландии и Лос-Анджелеса “подходят как кусочек головоломки”.

Что представляет собой данный погребальный саван

Изначально льняная ткань плащаницы была покрыта иератическим (скорописным) шрифтом и иероглифическими символами, иллюстрирующими заклинания и моменты путешествия души в загробной жизни, взятыми из Египетской "Книги мертвых".

"Египетская вера заключалась в том, что умерший нуждался в мирских вещах на своем пути в загробную жизнь и в загробной жизни, поэтому искусство в пирамидах и гробницах-это не искусство как таковое; это действительно сцены подношений, припасов, слуг и других вещей, которые вам нужны на другой стороне", - сказала Гриффит.

Эксперты считают, что писать на таком материале, как лен, было трудно. Нужна была твердая рука, хорошее перо и хорошие краски. По мнению Гриффит, писавший человек проделал большую работу.

На его иллюстрациях изображены сцены подготовки к загробной жизни: мясники режут быка для жертвоприношения; мужчины передвигают мебель для загробной жизни; четыре носильщика с номами (территориальные подразделения в Египте), включая ястреба, ибиса и шакала; погребальная лодка с сестрами-богинями Исидой и Нефтидой по обе стороны; и человек, тянущий сани с изображением Анубиса, бога мертвых с головой шакала.

Некоторые из этих сцен также присутствуют в знаменитой версии "Книги мертвых" на Туринском папирусе, которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Турине, Италия.

Деталь из "Книги мертвых", хранящейсся в Египетском музее в Турине, Италия. Сцены в этой версии книги похожи на те, что можно увидеть на фрагментах из Новой Зеландии и Лос-Анджелеса(Image credit: Art Images via Getty Images)
Деталь из "Книги мертвых", хранящейсся в Египетском музее в Турине, Италия. Сцены в этой версии книги похожи на те, что можно увидеть на фрагментах из Новой Зеландии и Лос-Анджелеса(Image credit: Art Images via Getty Images)

После того, как обе части были собраны вместе, оказалось, что по смыслу не хватает еще части текста и изображений.

Несмотря на то, что Кентерберийский льняной фрагмент очень длинный, даже после соединения его с фрагментом из Гетти видно, что это только разные куски ткани, оторванные когда-то от единого целого куска. Сейчас оба фрагмента “соединены” в том порядке, в каком они первоначально были на плащанице, заказанной Петосирисом.

Кое-что известно о прежних владельцах одного из фрагментов: фрагмент из Кентерберийского университета прежде принадлежал Чарльзу Августу Мюррею - британскому генеральному консулу в Египте (с 1846 по 1853 год). Затем фрагмент стал частью коллекции сэра Томаса Филлипса - высокопоставленного британского чиновника. В 1972 году артефакт был выкуплен на аукционе Sotheby's в Лондоне (цена мне неизвестна).

Правда, пока неизвестно, кем, когда и как ткань была разорвана, и какой из кусков был оторван первым. Жаль беднягу Петосириса, который так тщательно готовился к своим похоронам.

Верхнее изображение: Египетская "Книга мертвых" (Общественное достояние)

Фотографии взяты из открытых источников.