Найти в Дзене
Гвозди Слов

Легенда о святом пропойце

Кино про алкоголь и уставших загрустивших мужиков всегда было нашим национальным достоянием – наравне с балетом, шахматами и привычкой брать штурмом европейские столицы. Тягаться с нами в этом жанре сложно – массовость и азарт вовлечения в процесс населения обуславливает неизменно душевное качество. Сыграть алкаша для настоящего народного артиста было, пожалуй, поважнее, чем декламировать куплеты Гамлета. Некоторые нашли в этом образе блокбастерный успех – как, например, неукротимый sexy-beast Андрей Мягков. Некоторые и вовсе полностью посвятили себя искусству – Михе Ефремову удалось впервые за десятки лет протрезветь только на тюрьме. На фоне такого богатого пласта культуры недавний «Оскар»-триумфатор, скандинавский фильм «Еще по одной», выглядел довольно неубедительно. Но были в зарубежном кино и более впечатляющие попытки. Такие как фильм «Легенда о святом пропойце» (La Leggenda del santo bevitore, 1988), где за проклятую бутылку уверенно берётся сам Рутгер Хауэр.

– Еще по одной?
– Еще по одной?
– Ваше здоровье!
– Ваше здоровье!

Удивительно, но фильм выглядит стилистическим отражением вышедшего в том же году советского «Город Зеро». Такое, гуляющее эхо межу европейским и советским артхаусом. Много похожего. Бытовая обыденность фантасмагории и трагическая беспомощность персонажа, заблудившегося в лабиринтах иллюзий. Даже грустные усы Леонида Филатова приросли к образу спившегося Хауэра как родные. Оба фильма озадачивают зрителя своим неореализмом – ведь они (фильмы) глубоко символичны.

– Играть нужно талантом, а не усами! Моими!
– Играть нужно талантом, а не усами! Моими!

Оба персонажа – чужие в окружающем их мире. Один потерялся на сломе эпох перед лицом неотвратимых пугающих перемен. Другой пытается вернуться в мир, в котором когда-то был счастлив, но не может найти правильный путь.

– И только я подумал, что завязал…
– И только я подумал, что завязал…

Путь-то как раз вполне понятен, но препятствия на нем непреодолимы. Добрый прохожий дарит опустившемуся пьянице 200 франков, тем самым предлагая решить самому, как ими распорядиться – уйти за черту бесповоротно или же воспользоваться деньгами как шансом вернуться к прежней жизни.

– Нормально ведь жил. Как же все таки людей деньги портят!
– Нормально ведь жил. Как же все таки людей деньги портят!

Тронутый такой бескорыстной человечностью, персонаж Хауэра вспоминает своих родных, близких, свою любовь – все, что когда-то у него было. Очень давно, но было. Находит в этом мотивацию вырваться из безвольного алкоголического угасания. Приводит себя в порядок, приосанивается, глаза его яснеют, меняется круг общения, появляется работа, герой Хауэра начинает получать удовольствие от красок и эмоций трезвой жизни.

– Хватит!
– Хватит!

Но вместе с окрылением мечтами приходит и понимание их недостижимости. Работа – случайные подачки, жилья нет. Родители давно ушли, друзья забыли, а из-за любимой женщины он в своё время попал в тюрьму и сломался. Так многое нужно менять, но где взять на это силы?

– Ну почему ты молчишь, сволочь? Ответь! Скажи, что мне делать!
– Ну почему ты молчишь, сволочь? Ответь! Скажи, что мне делать!

Ведь стоит протянуть руку к бутылке, и все решится само собой, волшебным способом – любимая женщина упадёт в твои объятия, да и не только она – возможны любые головокружительные романы, успешные друзья будут счастливы тебя видеть, а папа с мамой снова будут рядом. Все это, конечно же, заканчивается потрясением от возвращения в реальность из туманов похмельной блевотины.

– Он всегда молчит. Всегда.
– Он всегда молчит. Всегда.

И ужасом от того, что снова катишься в прежний кошмар. Снова идёшь вперёд (с этого понедельника все будет иначе), к той заветной церкви, чтобы выполнить обещание и вернуть 200 франков. Чтобы почувствовать себя человеком. Но, раз за разом, срываешься на дно. И, чтобы вырваться из порочного круга, придётся заплатить очень дорогую цену. И уже не франками.

– Предчувствие непоправимого.
– Предчувствие непоправимого.

Ну, вот это совсем другое дело. Не тик-ток пляски из «Ещё по одной». Несмотря на культурные различия быта для нашего зрителя – суть ухвачена крепко. По крайней мере, как я ее понял – фильм наполнен серьезным символизмом и открыт для массы интерпретаций. Его можно, кстати, воспринимать прямо по картинке безо всяких ребусов – что показывают, в то и верю. Снят очень круто. Плюс музыка. Такое ощущение, что между тобой и телевизором – живая оркестровая яма. Ну, и грустные филатовские усы Рутгера Хауэра не подвели, этой ролью он многих удивил. Никакого «Оскара» фильм не получил, даже номинацию. Но кино очень хорошее, можете сами в этом убедиться.

 

Он всегда молчит:

Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/