«Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин. 3: 19).
Что значат эти слова Спасителя? Почему не все люди принимают слово Божие? Заметьте, что Господь говорит, что Суд состоит в том, что люди возлюбили более тьму, чем свет, то есть сами сделали выбор в пользу тьмы, потому что не хотели отказаться от своих злых дел и не желали обличения их. В этих словах ответ, что человек, выбирающий зло в жизни, ненавидит свет, потому что обличаются его дела, его раны душевные, которые он себе нанёс грехами. Человек, когда находится на людях старается вести себя прилично, вежливо, сдерживается от нескромных поступков, осуждаемых обществом. А дома при родственниках или же один наедине сам с собой, думая, что его никто не видит, позволяет себе делать что-то такое, что не сделал бы перед другими людьми. А за мыслями люди вообще часто не следят, так как другие не знают о чём они думают. Поэтому в мыслях человека часто полный беспорядок. Это всё говорит о двуличии и лицемерии. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17: 9). Но Богу видно всё, что человек делает во тьме, и все мысли и намерения сердечные видны Богу. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» (Евр. 4: 13). Также мысли человека видны Пресвятой Богородице, святым, Ангелам Божиим. Когда человек помнит об этом, то он старается удерживаться от греха, даже когда он один. «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся.» (Псалом 15: 8). Такие люди пребывают в свете, ходят перед Богом. Как написано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.» (Быт. 5: 24). «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.» (Быт. 17: 1-2).
Как во тьме многое не видно человеческому глазу, так и у людей далёких от Бога совесть, бывает молчит. Они спокойно делают зло, особенно когда никто не знает об этом, думая, что свободны, но на самом деле становясь рабами греха и дьявола – князя тьмы. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Ин. 8: 34). И не хотят они обличения своих злых дел, им удобно, что люди думают о них хорошее, а о злых делах не знают, а о Боге они забывают. «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.» (Еф. 5: 12). И мысли их также могут быть злы. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.» (Мк. 7: 21-23). Господь же видит всё это, например, перед потопом Бог видел, что все помышления человеческие зло на всякое время: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;» (Быт. 6: 5). Те же люди, кто близок к Богу удерживаются от зла, даже в мыслях, помня о том, что Бог смотрит на них. Известен случай, как один святой заплатил блуднице за её услуги, желая спасти её. А когда она спросила: «куда пойдём?», он ответил: «на площадь.» Она возмутилась: «как на площадь, ведь там люди? Все будут смотреть на нас!» На что он ей сказал: «если перед людьми стыдно делать такое, то тем более должно быть стыдно перед Вездесущим Всеведущим Господом.». Но даже в мыслях услаждаться греховными скверными помыслами нельзя, так как мысли видны Господу, Пресвятой Богородице, Ангелам, святым, и грех, пусть даже в мыслях – всё-таки грех, и из-за этого греха человек может оказаться в аду. Вот один поучительный рассказ на эту тему. Святитель Игнатий Брянчанинов (Слово о смерти): «В некотором женском монастыре жила при игумении её племянница, прекрасная собою, по наружности, и хорошего поведения. Все сестры любовались и назидались ее добротой и необыкновенною скромностью. Она скончалась. Ее похоронили торжественно, в твердой уверенности, что чистая душа её воспарила в райские обители. Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве, усиливая эту молитву Постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей, какой небесной славы -- удостоилась ее племянница в лике блаженствующих девственниц? Однажды, когда игуменья, в келейной тишине ночи, стояла на молитве, – внезапно расступилась земля под её ногами и клокочущая огненная лава -- потекла пред взорами молившейся. Вне себя от испуга, она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть – и видит среди адского пламени свою племянницу. «Боже мой! – отчаянно воскликнула она. – Тебя ли вижу я?» – «Да», – со страшным стоном произнесла погибшая. – «За что ж это? – с горестью спросила старица. – Я надеялась видеть тебя в Райской славе, среди непорочных агниц Христовых, а ты... За что это?» – «Горе мне окаянной! – простонала мучившаяся. – Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени. Ты хотела видеть меня – и Бог открыл тебе тайну моего положения». – «За что ж это?» – снова сквозь слезы спросила игумения. – «За то, – отвечала мучившаяся, – что я в виду вашем казалась девственницею, а на самом деле было не то. Я не осквернила себя плотским грехом, но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты -- свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела, я НЕ СУМЕЛА сохранить -- в Непорочности мою душу, мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке. По неосторожности моей я питала в себе -- чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним. И, понимая, что это -- Грех, СТЫДИЛАСЬ -- Открыться в нём духовнику при Исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей, святые Ангелы -- возгнушались мною и оставили меня -- в руках демонов. И вот теперь я горю в геенском пламени, и нет конца мучению для отверженных Небом!». Сказав это, несчастная застонала – заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении». Эта девушка казалась непорочной перед людьми, но любила не Бога, а тьму, предаваясь этим нечистым мыслям, и не обличила свои греховные мысли и чувства, скрыла их во тьме, поэтому оказалась в аду. Если человек обличает на исповеди грех, то он становится явным, хотя бы перед одним человеком, и рукой священника Господь отпускает исповеданный грех. «Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.» (Еф. 5: 13). Христианину надо избегать плохих мыслей, стремиться к чистоте ума, стараться молиться непрестанно, стремиться к Богомыслию и Богообщению, как написано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». (Лк. 10: 27). Непрестанная молитва, внимание к себе, исповедание грехов делание заповедей – это есть бодрствование. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».» (Еф. 5: 14).
Вот и ответ, почему многие не принимают слово Божие, чтобы не обличились их дела. Но тот, кто ходит во тьме, спотыкается, не видит куда идёт, и в конечном итоге падает в пропасть. А тот, кто ходит во свете не спотыкается. «После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.» (Ин. 11: 7-10). Но это только здесь в этой временной жизни можно скрыть от людей свои дела. На Суде Божием всё будет открыто, что душа накопила за время земной жизни, открываются совестные книги, обличаются все её дела, добрые и злые. Во Свете Бога, Который есть Солнце правды, видно всё: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.» (1-е Ин. 1: 5). А на Страшном Суде всё будет открыто перед всеми: перед Богом, святыми, Ангелами и другими людьми. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). Будут сняты все маски, и видно будет кто есть, кто. Как говорится в «Покаянном каноне к Господу нашему Иисусу Христу: «Пра́ведницы возра́дуются, а гре́шнии воспла́чутся, тогда́ никто́же возмо́жет помощи́ нам, но дела́ на́ша осу́дят нас; те́мже пре́жде конца́ пока́йся от злых дел твои́х». Получается, что люди, которые возненавидели свет, а возлюбили тьму, будут осуждены Господом и отвергнуты Им. Поэтому надо воздерживаться от греха, от нечистых помышлений, отсекая их молитвой, а если согрешили исповедоваться. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.» (1-е Кор. 11: 31). Пусть лучше одному человеку будет открыт грех, чем потом всем, да и как видно из вышеописанной истории, не исповеданный грех может стать причиной вечной погибели души. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.» (Псалом 33: 5).
«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.» (Откр. 21: 27).