Найти тему

Чат-бот: какие вопросы можно решить с его помощью

Оглавление

Добрый день, друзья! В статьях я частенько упоминаю различные современные технологии, которые облегчают жизнь начинающим и продвинутым бизнесменам, руководителям, простым сотрудникам и клиентам. Сегодня мы поговорим о чат-ботах — тема старая и знакомая, но не исчерпанная до конца, возможно, и вы узнаете что-то новенькое для себя.

Коротко об основном

Итак, чат-бот позволяет имитировать разговор с клиентом в виде текстовых или голосовых сообщений. Чат-боты могут быть реализованы в мессенджерах, в мобильных приложениях, на сайтах и даже по телефону. В основном это вариации, работающие уже по определенным сценариям — клиенту приходится подстраиваться под них.

Другой тип чат-ботов, которые обычные люди ненавидят, а вот маркетологи обожают — боты, выполняющие массовые рассылки. Они используются в email-маркетинге, web push, помогают повысить продажи, облегчить техподдержку и даже увеличить охват аудиторий. Сейчас уже разработаны специальные сервисы, не требующие особого знания кода и доступные к применению многим пользователям.

Также боты бывают кнопочными, которые предлагают собеседнику несколько вариантов ответа на выбор, и текстовыми — эти распознают вводимые в специальном поле фразы и генерируют ответ. В качестве альтернативы мобильным приложениям был изобретён функциональный чат-бот, не только отвечающий на вопросы, но и помогающий бронировать услугу, искать товар, покупать.

По прогнозам, к 2021 году более 50% корпоративных компаний потратило больше денег на разработку чат-ботов, чем на создание мобильных приложений.

Судя по данным иностранных источников, чат-боты прочно укореняются в нашей жизни
Судя по данным иностранных источников, чат-боты прочно укореняются в нашей жизни

Плюсы

  1. Финансовая выгода. Растёт количество клиентов — растёт и их обслуживающий штат, увеличиваются расходы на зарплату. Чат-боты для бизнеса обходятся значительно дешевле. Компании достаточно настроить бота так, чтобы он отвечал на простейшие запросы от потребителей, а более сложные передавал настоящему менеджеру.

58% веб-сайтов, использующих чат-ботов, предназначены для компаний B2B.

2. Эффективность работы. Увы, обычные люди, даже те, кто работает оператором колл-центра, часто испытывают сложности при взаимодействии с клиентом. У ботов нет таких проблем, они отвечают чётко по запросу, не перегружая собеседника информацией. А потребитель положительно реагирует на релевантные ответы.

3. Простота в эксплуатации. Разработчики стараются максимально упрощать работу с ботами, чтобы ими могло пользоваться как можно больше потребителей.

4. Получение полезной информации. Чат-боты могут собирать отзывы, информацию о действиях клиента и другие важные данные.

5. Поиск новых лидов. Боты помогают персонализировать рассылки, находить новых клиентов и убеждать потенциальных в покупке/заказе услуги.

6. Круглосуточная связь. Опытные руководители не понаслышке знают, сколько требуется времени, денег и сил, чтобы укомплектовать штат для круглосуточного обслуживания клиентов — и чтобы уровень сервиса при этом оставался на высоте. Чат-бот решает эту проблему на раз.

Минусы

При всех своих достоинствах боты имеют и небольшие недостатки. Во-первых, вам придётся серьёзно поработать над ответами и вопросами — чего может хотеть клиент, что поможет решить его проблемы и пр. Без продуманных диалогов чат-бот — бесполезная и никчемная игрушка.

Во-вторых, это ограниченность. Есть ситуации, которые может решить только человек, и если бот не поможет или своевременно не переведет покупателя на менеджера, компания потеряет клиента.

И третья проблема чат-ботов — они после покупки нуждается в постоянном анализе и регулярной технической поддержке — нужно следить за тенденциями рынка, поведением потребителя и дорабатывать материал в соответствующем направлении.

Какие задачи решает чат бот

  1. Сообщает об обновлениях (статус заказа, изменение расписания, доставка и пр.).
  2. Помогает получить обратную связь.
  3. Собирает лиды (просит контактный номер телефона, электронную почту, адрес).
  4. Увеличивает продажи, подсказывая клиенту новинки, похожие на интересующие товары и пр.
-3

Как создать чат-бот для бизнеса

Есть два пути решения вопроса. Если у вас много денег, времени и энтузиазма — можно чат бот для бизнеса заказать у команды разработчиков. Вы получите продукт, заточенный под вашу компанию.

Если хочется быстро и несложно — воспользуйтесь конструктором, благо, сейчас есть масса сервисов.

Для большинства CMS (типа популярных Drupal, Wordpress) уже есть плагины, которые можно установить собственноручно.

Для бота в Телеграм сгодится конструктор SendPulse (создает до 3-х ботов), для Instagram — SMMBOT (позволяет круглосуточно обрабатывать запросы пользователей) и пр.

-4

Что учесть

  1. Придумывая фразы из будущего диалога, не забывайте об их человечности. Чем ближе язык к обыденному, привычному общению, тем лучше клиент воспримет виртуального помощника. Можете дать ему имя, иконку — это также упростит контакт.
  2. Не торопитесь. Между предлагаемыми ответами, сообщениями должны быть паузы. Не слишком длинные, не слишком короткие, рассчитанные на скорость среднестатистического читателя.
  3. Проработайте отрицательные ответы, которые можно будет использовать, не ощущая смущения или негатива.
  4. В конце разговора оставьте переход, который позволил бы вернуться к началу разговора и воспользоваться помощью чат-бота заново.

Примеры использования чат-ботов в бизнесе

В общем, достаточно погуглить и найти подходящий для вас вариант. Все зависит от специфики бизнеса. Интернет-магазинам нужен бот, который рассылал бы оповещения об акциях или помогал выбрать товар. Частные клиники применяют ботов для быстрой/предварительной записи. В конкурсных проектах боты проводят опросы, принимают заявки. Даже тем, кто занимается тренингами, чат-боты могут быть полезны в принятии оплаты, техподдержке, регулярном информировании участников об изменениях планов.

Отели, турфирмы, банки, страховые организации — без этих полезных программ уже не обходится ни одна сфера рынка. Есть даже сервисы для HR — они рассказывают об организации, спрашивают о предпочтениях кандидата и пр.

А вы пользуетесь чат-ботом? Насколько он оправдывает ваши ожидания?