Найти тему

Эуштинцы

Пейзажи рядом с Тояновым городком. Левый берег Томи, напротив Томска.
Пейзажи рядом с Тояновым городком. Левый берег Томи, напротив Томска.

По мнению большей части исследователей, эуштинцы являются потомками аборигенного самодийского населения Западной Сибири, тюркизированного в средневековье. При этом часть ученых считает, что эуштинцы – это коренное население Нижнего Притомья, другие предполагают, что эуштинцы были родом из Прииртышья и переселились в Притомье во второй половине 16 века.

Проводившиеся в недавнее время исследования генофонда эуштинцев позволяют предположить о близости современных эуштинцев к телеутам, что в настоящее время объясняется фактом приселения части выезжих телеутов к томским татарам в 17 веке, но не отвечает на вопрос о раннем этническом происхождении эуштинцев.

Сохранившийся у эуштинцев эуштинско-чатский говор томского диалекта сибирско-татарского языка тюркской семьи, по мнению исследователей, мог иметь свои корни среди тоболо-иртышских татар.

В начале 17 века во главе эуштинцев стояли князцы Тоян Ермашетев, Евага, Басандай, жившие в своих городках.

Самоназвание эуштинцев – яуште, яушта, яушталар, эуштинские татары, яуште татарлары. В русских делопроизводительных документах 17 века эуштинцы называются томскими татарами. Известен лишь один случай, когда в этот период времени житель Евагина городка в своей челобитной называет себя эуштинцем. С 1703 года название «эуштинские татары» активно начинает фигурировать в русских документах.

В современный период численность эуштинцев составляет 300 – 400 человек, проживающих в районе города Томска. Историко-культурным центром расселения эуштинцев является деревня Эушта.

По письменным русским источникам известно, что на рубеже 16-17 веков эуштинцы были зависимы от князей енисейских киргизов, которые еще в 1628 году называли эуштинского князя Тояна своим лучшим холопом до прихода русских на Томь (до прихода русских в Притомье практически все население Притомья являлось данниками-кыштымами енисейских киргизов).

Решение эуштинского князя Тояна принять русское подданство было вызвано стремлением обрести независимость от енисейских киргизов и обеспечить собственную безопасность.

Следуя совету посетившего его в 1599 году Василия Тыркова, летом 1603 года князь Тоян отправился в составе посольства в Москву к царю Борису Годунову. 20 января 1604 года он прибыл в Москву и подал царю челобитную с просьбой о приеме его самого и эуштинцев под власть Русского государства и возведении на его земле русского города. Царь Борис Годунов принял эуштинцев Тояна под покровительство Москвы. В Грамоте сургутскому воеводе, направленной в то же время, Борис Годунов указывал: «…Бил нам челом Томские земли князек Тоян что б нашему царьскому величеству го Тояна пожаловати велети ему бытии под нашею царскою высокою рукою и велели бы в вотчине го в Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей устроити мочно, а ясачных де у него людей триста человек. И как де город поставят и те все ясачные люди придут к нашему царьскому величеству и ясак учнут платит. А которые де будут около того города наши непослушники и он Тоян учнет про них сказывати и приводить их под нашу царьскую высокою руку…а ясаку с него и с его ясачных людей до нашего указу имати не велели. А как оже даст Бог на весну велели есмя в Томской волости у него у Тояна поставити город и служивых…».

25 марта 1604 года царь Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Писемского из Сургута и стрелецкого голову Василия Тыркова из Тобольска с заданием основать город на берегу Томи. 27 сентября 1604 года на правом берегу Томи, недалеко от устья речки Ушайки, на Вознесенской горе был построен Томский острог. Эуштинцы принимали участие в строительстве Томского острога, перевозя бревна и пригоняя туда своих лошадей.

Интересно, что в 1938 году Н.А.Чернышев упоминал о том, что до постройки Томского острога уже существовало русское укрепленное поселение на левом берегу Томи рядом с городищем Тояна – Тояновым городком. Некоторые исследователи предполагают, что это могло быть русское зимовье, в котором временно располагался Василий Тырков со своими людьми.

-2

Тоянов городок – зимняя ставка эуштинского князя Тояна располагался и до сих пор располагается на левом берегу Томи (напротив современного города Томска). В одном из письменных обращений к томским властям от эуштинцев в начале 19 века говорится: «Бывший наш князец Тоян Ермаштеев с прадеды, деды и отцы их до поселения еще города Томска жили…за Томью рекой по течению оной на левой стороне городком».

4 февраля 1609 года князь Тоян вместе с русскими служилыми людьми Василием Свияженином, Иваном Коломной и Иваном Петлиным был послан томскими воеводами В.В.Волынским и М.М.Новосельцевым к телеутскому князю Абаку с предложением присягнуть русскому царю взамен на государственное жалованье и льготы. В результате этого посольства «князь Абак и его мурзы со своими людьми на том государю царю Василью Ивановичу всеа Русии шертовали, что им под царскою рукою неотступным и государю служить и прямить», взамен телеуты получили право кочевать рядом с Томском, а между Тояновым городком и Томском появился «колмацкий торг».

В том же году эуштинские служилые татары приняли участие в походе за Енисей на енисейских киргизов, а в 1610 году в походе на Кузнецкие земли.

В 1611 году томские власти официально привели к присяге подданных Тояна на территории его городка. Сам князь Тоян присягнул (шертовал) ранее в самом Томске.

В 1614 году енисейские киргизы напали на Томский уезд и разорили земли эушинцев. В ответ эуштинцы с русскими служилыми людьми отправились в поход на земли киргизов и убили киргизского князя Наяна.

В условиях постоянной угрозы нападения в 1616-1617 годах томская администрация содержала в эуштинских городках русские гарнизоны численностью в 20-30 человек.

Летом 1621 года по поручению томских воевод князя Ивана Шеховского и Максима Радилова князь Тоян вновь отправился к телеутскому князю Абаку с целью получения сведений о черных калмыках, их численности и расселении на реке Оби: «в Белые Колмаки к Абаку для вестей проведывати про черных колмаков. И князь Тоян…ис колмаков приехал к нам в Томский город…сказал, что тайши все, Тойла и Курагалай, и Мерген-тайша и иные все тайши и чорны каомыки пришли все на Обь реку…на устье реки Чюмыша зделали городок…им в горотке зимовати и кочевати де им меж Оби и Томи реки, меж Томского города и Кузнецкого острогу. А сошлися де они на Обь и гарадок зделали, что их побил Алтын-царь и у Карагуля жен и детей поймал. А слажился де Алтын-царь с Казадцкою землею, а казацкие люди с нагаи, и где де анне в степях кочевали, и с тех с их кочевья збили. И..всем черным колмакам кочевати меж Оби реки, а ждут де на себя вскоре Казачьи орды и нагай, а з другой стороны Алтын-царя».

В том же году эуштинцы приняли участие в походе против енисейских киргизов.

В 1622 году эуштинцы отправились в новый поход против енисейских киргизов. Из-за угрозы ответного нападения киргизов, летом-осенью 1622 года томские воеводы велели всем эуштинцам не покидать своих городков и усилить караулы.

В октябре 1624 года эуштинский служилый татарин Иссечка со своими людьми находился с разведывательной миссией в киргизских землях. В том же году эуштинцы требовали от енисейских киргизов выкуп за пленников: в плену у князя Тояна находилась жена киргизского князя Кошкая; у эуштинца Аргуя в плену удерживался племянник киргизского князя Ишея; у Сентуры содержался в плену Русак – сын убитого киргизского князя Наяна.

В декабре 1629 года на эуштинцев в устье Томи напали черные калмыки, многих эуштинцев они ранили и взяли в плен, а также угнали лошадей. Посланные в погоню томские служилые люди смогли догнать и разбить калмыков на реке Шегарке и вернуть взятых в плен эуштинцев вместе с их лошадьми.

В 1630 году телеуты пытались захватить Тоянов городок, но передумали, узнав про русский гарнизон с пушками в нем. В 1631 году томский воевода Петр Пронский переселил часть эуштинцев из Тоянова городка на новое место близ Томска – в Татарскую слободу. Сам князь Тоян с конца 1620-х годов уже жил в Томском городе, в Томске же проживал и сын Тояна – Меглибей.

В 17 веке –начале 18 века эуштинцы делились на служилых эуштинских (томских) татар и на юрточных (подводных) эуштинских (томских) татар. Последние занимались подводной гоньбой – перевозкой грузов на Московском тракте и ясачными не являлись. Служилые эуштинские (томские) татары проживали в Тояновом городке, юрточные эуштинские (томские) татары в Евагином и Ашкинеевом городках.

Всего в первой трети 17 века эуштинские служилые татары приняли участие как минимум в 14 походах и сражениях, из числа их составлялись сводные гарнизоны острогов и городков, были толмачами-переводчиками и проводниками.

В 1699-1701 годах С.У.Ремезов изобразил на карте эуштинские юрты рядом с Томском в двух местах – там, где находится Тоянов городок, и на месте современной деревни Эушта, что наглядно показывало наличие у эуштинцев двух обитаемых сезонных (зимнего и летнего) поселений. По описанию Г.Ф.Миллера, в 1740 году Тоянов городок состоял «..из 20 зимних жилищ еуштинских татар, повелителем которых ко времени, когда был построен город Томск, являлся бий, или князь, по имени Тоян, живший здесь. Из-за частых нападений киргизов и телеутов он укрепил это место валом и рвом…».

В 1791 году эуштинцев в Тояновом городке осталось 4-5 дворов, остальные перебрались на три версты ниже по Томи. Затем Тоянов городок населяли прибывшие чулымцы, занимавшие заброшенные жилища эуштинцев.

-3

В 19 веке Тоянов городок окончательно обезлюдел и оказался заброшен. В 1920-1930-е годы на его территории были построены корпуса современной Томской областной клинической туберкулезной больницы. Разведочные работы 2015 года, проводимые ТГУ, показали, что культурный слой здесь частично сохранился, в шурфах были обнаружены в том числе артефакты 17 века: серебряная монета Михаила Федоровича 1631-1639 годов чеканки и железное пушечное ядро.

Русские монеты середины 17 века из находок Тоянова городка. Фото из открытых источников.
Русские монеты середины 17 века из находок Тоянова городка. Фото из открытых источников.

Медные перстни из находок Тоянова городка. Фото из открытых источников.
Медные перстни из находок Тоянова городка. Фото из открытых источников.

Деревня Эушта, указываемая в дальнейшем на картах как Эуштинские юрты, сегодня находится на левобережной Эуштинской (Татарской) протоке Томи. К востоку от деревни находится протока Собачья, отделяющая от Томи остров Энеков. В 19 веке – начале 20 века Эушта являлась центром Эуштинской волости, известной с 1764 года, и Эуштинской инородной управы.

В 1721 году Ф.И.Страленберг, побывавший в Томске, говорит об эуштинцах, как о «пребывающих в идолопоклонстве», что, вероятно, свидетельствует о том, что в первой четверти 18 века эуштинцы все еще сохраняли собственные верования. В историческом описании Томска 1734 года Миллером упоминаются три деревянные мечети, принадлежавшие бухарским и чатским общинам. Возможно, с этого времени могла начаться и мусульманская миссия среди эуштинцев. Активная деятельность мусульманских проповедников казанских татар, расселившихся среди эуштинцев в 18-19 веках, довершила принятие ислама эуштинцами и положила начало ассимиляции этого маленького народа, как и чатов, казанскими татарами.

Семья эуштинцев Кобеевых, середина 20 века. Фото из открытых источников.
Семья эуштинцев Кобеевых, середина 20 века. Фото из открытых источников.

Евгений Терентьев

Подписывайтесь на канал!

Ставьте лайки!