По мнению большей части исследователей, эуштинцы являются потомками аборигенного самодийского населения Западной Сибири, тюркизированного в средневековье. При этом часть ученых считает, что эуштинцы – это коренное население Нижнего Притомья, другие предполагают, что эуштинцы были родом из Прииртышья и переселились в Притомье во второй половине 16 века.
Проводившиеся в недавнее время исследования генофонда эуштинцев позволяют предположить о близости современных эуштинцев к телеутам, что в настоящее время объясняется фактом приселения части выезжих телеутов к томским татарам в 17 веке, но не отвечает на вопрос о раннем этническом происхождении эуштинцев.
Сохранившийся у эуштинцев эуштинско-чатский говор томского диалекта сибирско-татарского языка тюркской семьи, по мнению исследователей, мог иметь свои корни среди тоболо-иртышских татар.
В начале 17 века во главе эуштинцев стояли князцы Тоян Ермашетев, Евага, Басандай, жившие в своих городках.
Самоназвание эуштинцев – яуште, яушта, яушталар, эуштинские татары, яуште татарлары. В русских делопроизводительных документах 17 века эуштинцы называются томскими татарами. Известен лишь один случай, когда в этот период времени житель Евагина городка в своей челобитной называет себя эуштинцем. С 1703 года название «эуштинские татары» активно начинает фигурировать в русских документах.
В современный период численность эуштинцев составляет 300 – 400 человек, проживающих в районе города Томска. Историко-культурным центром расселения эуштинцев является деревня Эушта.
По письменным русским источникам известно, что на рубеже 16-17 веков эуштинцы были зависимы от князей енисейских киргизов, которые еще в 1628 году называли эуштинского князя Тояна своим лучшим холопом до прихода русских на Томь (до прихода русских в Притомье практически все население Притомья являлось данниками-кыштымами енисейских киргизов).
Решение эуштинского князя Тояна принять русское подданство было вызвано стремлением обрести независимость от енисейских киргизов и обеспечить собственную безопасность.
Следуя совету посетившего его в 1599 году Василия Тыркова, летом 1603 года князь Тоян отправился в составе посольства в Москву к царю Борису Годунову. 20 января 1604 года он прибыл в Москву и подал царю челобитную с просьбой о приеме его самого и эуштинцев под власть Русского государства и возведении на его земле русского города. Царь Борис Годунов принял эуштинцев Тояна под покровительство Москвы. В Грамоте сургутскому воеводе, направленной в то же время, Борис Годунов указывал: «…Бил нам челом Томские земли князек Тоян что б нашему царьскому величеству го Тояна пожаловати велети ему бытии под нашею царскою высокою рукою и велели бы в вотчине го в Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей устроити мочно, а ясачных де у него людей триста человек. И как де город поставят и те все ясачные люди придут к нашему царьскому величеству и ясак учнут платит. А которые де будут около того города наши непослушники и он Тоян учнет про них сказывати и приводить их под нашу царьскую высокою руку…а ясаку с него и с его ясачных людей до нашего указу имати не велели. А как оже даст Бог на весну велели есмя в Томской волости у него у Тояна поставити город и служивых…».
25 марта 1604 года царь Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Писемского из Сургута и стрелецкого голову Василия Тыркова из Тобольска с заданием основать город на берегу Томи. 27 сентября 1604 года на правом берегу Томи, недалеко от устья речки Ушайки, на Вознесенской горе был построен Томский острог. Эуштинцы принимали участие в строительстве Томского острога, перевозя бревна и пригоняя туда своих лошадей.
Интересно, что в 1938 году Н.А.Чернышев упоминал о том, что до постройки Томского острога уже существовало русское укрепленное поселение на левом берегу Томи рядом с городищем Тояна – Тояновым городком. Некоторые исследователи предполагают, что это могло быть русское зимовье, в котором временно располагался Василий Тырков со своими людьми.
Тоянов городок – зимняя ставка эуштинского князя Тояна располагался и до сих пор располагается на левом берегу Томи (напротив современного города Томска). В одном из письменных обращений к томским властям от эуштинцев в начале 19 века говорится: «Бывший наш князец Тоян Ермаштеев с прадеды, деды и отцы их до поселения еще города Томска жили…за Томью рекой по течению оной на левой стороне городком».
4 февраля 1609 года князь Тоян вместе с русскими служилыми людьми Василием Свияженином, Иваном Коломной и Иваном Петлиным был послан томскими воеводами В.В.Волынским и М.М.Новосельцевым к телеутскому князю Абаку с предложением присягнуть русскому царю взамен на государственное жалованье и льготы. В результате этого посольства «князь Абак и его мурзы со своими людьми на том государю царю Василью Ивановичу всеа Русии шертовали, что им под царскою рукою неотступным и государю служить и прямить», взамен телеуты получили право кочевать рядом с Томском, а между Тояновым городком и Томском появился «колмацкий торг».
В том же году эуштинские служилые татары приняли участие в походе за Енисей на енисейских киргизов, а в 1610 году в походе на Кузнецкие земли.
В 1611 году томские власти официально привели к присяге подданных Тояна на территории его городка. Сам князь Тоян присягнул (шертовал) ранее в самом Томске.
В 1614 году енисейские киргизы напали на Томский уезд и разорили земли эушинцев. В ответ эуштинцы с русскими служилыми людьми отправились в поход на земли киргизов и убили киргизского князя Наяна.
В условиях постоянной угрозы нападения в 1616-1617 годах томская администрация содержала в эуштинских городках русские гарнизоны численностью в 20-30 человек.
Летом 1621 года по поручению томских воевод князя Ивана Шеховского и Максима Радилова князь Тоян вновь отправился к телеутскому князю Абаку с целью получения сведений о черных калмыках, их численности и расселении на реке Оби: «в Белые Колмаки к Абаку для вестей проведывати про черных колмаков. И князь Тоян…ис колмаков приехал к нам в Томский город…сказал, что тайши все, Тойла и Курагалай, и Мерген-тайша и иные все тайши и чорны каомыки пришли все на Обь реку…на устье реки Чюмыша зделали городок…им в горотке зимовати и кочевати де им меж Оби и Томи реки, меж Томского города и Кузнецкого острогу. А сошлися де они на Обь и гарадок зделали, что их побил Алтын-царь и у Карагуля жен и детей поймал. А слажился де Алтын-царь с Казадцкою землею, а казацкие люди с нагаи, и где де анне в степях кочевали, и с тех с их кочевья збили. И..всем черным колмакам кочевати меж Оби реки, а ждут де на себя вскоре Казачьи орды и нагай, а з другой стороны Алтын-царя».
В том же году эуштинцы приняли участие в походе против енисейских киргизов.
В 1622 году эуштинцы отправились в новый поход против енисейских киргизов. Из-за угрозы ответного нападения киргизов, летом-осенью 1622 года томские воеводы велели всем эуштинцам не покидать своих городков и усилить караулы.
В октябре 1624 года эуштинский служилый татарин Иссечка со своими людьми находился с разведывательной миссией в киргизских землях. В том же году эуштинцы требовали от енисейских киргизов выкуп за пленников: в плену у князя Тояна находилась жена киргизского князя Кошкая; у эуштинца Аргуя в плену удерживался племянник киргизского князя Ишея; у Сентуры содержался в плену Русак – сын убитого киргизского князя Наяна.
В декабре 1629 года на эуштинцев в устье Томи напали черные калмыки, многих эуштинцев они ранили и взяли в плен, а также угнали лошадей. Посланные в погоню томские служилые люди смогли догнать и разбить калмыков на реке Шегарке и вернуть взятых в плен эуштинцев вместе с их лошадьми.
В 1630 году телеуты пытались захватить Тоянов городок, но передумали, узнав про русский гарнизон с пушками в нем. В 1631 году томский воевода Петр Пронский переселил часть эуштинцев из Тоянова городка на новое место близ Томска – в Татарскую слободу. Сам князь Тоян с конца 1620-х годов уже жил в Томском городе, в Томске же проживал и сын Тояна – Меглибей.
В 17 веке –начале 18 века эуштинцы делились на служилых эуштинских (томских) татар и на юрточных (подводных) эуштинских (томских) татар. Последние занимались подводной гоньбой – перевозкой грузов на Московском тракте и ясачными не являлись. Служилые эуштинские (томские) татары проживали в Тояновом городке, юрточные эуштинские (томские) татары в Евагином и Ашкинеевом городках.
Всего в первой трети 17 века эуштинские служилые татары приняли участие как минимум в 14 походах и сражениях, из числа их составлялись сводные гарнизоны острогов и городков, были толмачами-переводчиками и проводниками.
В 1699-1701 годах С.У.Ремезов изобразил на карте эуштинские юрты рядом с Томском в двух местах – там, где находится Тоянов городок, и на месте современной деревни Эушта, что наглядно показывало наличие у эуштинцев двух обитаемых сезонных (зимнего и летнего) поселений. По описанию Г.Ф.Миллера, в 1740 году Тоянов городок состоял «..из 20 зимних жилищ еуштинских татар, повелителем которых ко времени, когда был построен город Томск, являлся бий, или князь, по имени Тоян, живший здесь. Из-за частых нападений киргизов и телеутов он укрепил это место валом и рвом…».
В 1791 году эуштинцев в Тояновом городке осталось 4-5 дворов, остальные перебрались на три версты ниже по Томи. Затем Тоянов городок населяли прибывшие чулымцы, занимавшие заброшенные жилища эуштинцев.
В 19 веке Тоянов городок окончательно обезлюдел и оказался заброшен. В 1920-1930-е годы на его территории были построены корпуса современной Томской областной клинической туберкулезной больницы. Разведочные работы 2015 года, проводимые ТГУ, показали, что культурный слой здесь частично сохранился, в шурфах были обнаружены в том числе артефакты 17 века: серебряная монета Михаила Федоровича 1631-1639 годов чеканки и железное пушечное ядро.
Деревня Эушта, указываемая в дальнейшем на картах как Эуштинские юрты, сегодня находится на левобережной Эуштинской (Татарской) протоке Томи. К востоку от деревни находится протока Собачья, отделяющая от Томи остров Энеков. В 19 веке – начале 20 века Эушта являлась центром Эуштинской волости, известной с 1764 года, и Эуштинской инородной управы.
В 1721 году Ф.И.Страленберг, побывавший в Томске, говорит об эуштинцах, как о «пребывающих в идолопоклонстве», что, вероятно, свидетельствует о том, что в первой четверти 18 века эуштинцы все еще сохраняли собственные верования. В историческом описании Томска 1734 года Миллером упоминаются три деревянные мечети, принадлежавшие бухарским и чатским общинам. Возможно, с этого времени могла начаться и мусульманская миссия среди эуштинцев. Активная деятельность мусульманских проповедников казанских татар, расселившихся среди эуштинцев в 18-19 веках, довершила принятие ислама эуштинцами и положила начало ассимиляции этого маленького народа, как и чатов, казанскими татарами.
Евгений Терентьев
Подписывайтесь на канал!
Ставьте лайки!