Найти в Дзене
две пары

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Оглавление

Название

Эта фраза уже наверняка набила всем оскомину, но невозможно не заметить, что книга не утратила своей актуальности даже спустя 67 лет с момента первой публикации — будем честны. Надо сказать, что роман оказал на меня довольно интересное впечатление: я вообще люблю литературу, обращающую внимание на глобальные проблемы человеческого общества, которым пока нет определенного алгоритма решения. «Повелитель мух» — как раз такая литература.

Начнем с названия. В самом материалистском смысле Повелителем мух всеми зовется свиная башка, посаженная одним из «охотников» на копье ради забавы. По стволу кола текут биологические жидкости, голова на нем мягкая, влажная и питательная: вокруг ютятся мухи, бесчисленное количество мух... Голова словно повелевает ими, заставляет кружиться вокруг себя. Она становится первым даром Зверю — некоему божеству (или все-таки черту), появившемуся в сознании детей, которые потерпели крушение на эвакуационном самолете. Зверь всевластен: ему подносят кровавые жертвы, для него исполняют безумные танцы, с ним разговаривают — и Зверь же губит всех, кто оказался на острове. Само зрелище ритуалов как в воображении читателя, так и в фильмах вызывает сильнейшее отвращение. У кого-то оно также может вызвать шок, у кого-то жалость: ведь дети, ныне поклоняющиеся гниющей свиной голове, некогда были весьма цивилизованными представителями общества, учились, гуляли, даже могли состоять в церковном хоре… Постепенно Зверь из чего-то далекого, таинственного и чужого переквалифицируется в близкое, знакомое, свое — то, что существовало рядом изначально и было заложено природой. Раскрывается философский смысл Повелителя мух: Зверь есть ничто иное как сами люди. Гнилое, аморальное, бессмысленное, основанное на чувстве безнаказанности и всевластия — все это вырывается из человека, когда он получает больше свободы, чем способен осилить, ведь свобода — это далеко не о возможности делать что захочется; это о способности владеть собой. Недаром Голдинг в качестве главных героев избирает именно детей едва старше 14 лет: даже они, казалось бы, чистейшие и невиннейшие существа, уподобились животному, когда для этого появилось условие — полностью необитаемый остров. Никаких взрослых, никакой школы. Никаких правил.

О чем это?

В общем и целом «Повелитель мух» — это о нравственной деградации. Личности, социальной группы, всего общества — в романе можно разглядеть все три масштаба, хотя на втором и делается наибольший акцент. Сейчас рассмотрим каждый сегмент романа.

Деградация личности

Незамысловатый процесс хорошо виден на примере контраста двух героев — Джека Меридью, предводителя «охотников», и Ральфе. Мы изначально видим, насколько это разные, но притом одинаково сильные люди — потому и появляется два лидера, которые в процессе борьбы за правду и власть объявят друг другу войну. Роман написан так, что изначально читатель симпатизирует Ральфу: интуитивно он понимает, что Ральф это положительный протагонист, заинтересованный во всеобщем спасении из глуши, куда все попали, в то время как Джек Меридью — мнимый лидер и антагонист, чьи приоритеты и идеалы по сути своей ничтожны. В конце концов в процессе развития конфликта многие герои потеряли то человеческое, что обеспечивало им цель и высокие моральные установки, Ральф остается совсем один, единственный, кто выжил, оставшись человеком и не позволив внутреннему Зверю вырваться. Сцена погони описывается также с его стороны, не со стороны Джека — это тоже достаточно важный момент.

Деградация социальной группы

Социальная группа из детей различного возраста претерпевает на протяжении романа много коренных изменений: сначала это одна группа, воссоединяющаяся из отдельных индивидов, затем она сегрегируется на две группы по причине наличия двух равных лидеров, и, наконец, одна из групп поглощает вторую в результате ожесточенного противостояния. Намного интереснее все обстоит с третьим сегментом, оставшимся почти за кулисами.

Деградация общества

Как утверждалось ранее, дети летели на эвакуационном самолете: очевидно, идет война. У. Голдинг не указывает, какая именно — ясно точно, что она ядерная, т. е. Третья мировая. Вообще общество в состоянии мировой войны уже можно назвать деградацией, и в 1954 (именно тогда и был написан роман) запах этой войны был особенно острым. На примере детей в «Повелителе мух» показано, во что превращается Человек, и даже военные морского флота, которые вроде бы являются положительными и правильными героями, не обеспечивают «хэппи энда»: ведь они пришли из мира, где регресс Человека вышел на колоссальный масштаб.

Библейский сюжет

Убийство Авеля Каином. Иллюстрация Юлиуса Шнорра фон Каросфельда
Убийство Авеля Каином. Иллюстрация Юлиуса Шнорра фон Каросфельда

Трудно поверить, но библейский сюжет нашел свое отражение даже в «Повелителе мух». В «Трагическом прошлом» Дэвид Андерсон проводит аллюзию на Каина — старшего сына Адама и Евы, что умертвил своего брата Авеля. Очевидно, что Каин — Джек Меридью, Авель — Ральф: после того, как его сигнальный костер не сработал, началось противостояние; родилось презрение. Иронично, что современный «Каин» в прошлом был старостой детского церковного хора.

По оптимистической теологии, Человек развивается духовно по мере биологического развития, пока не достигнет совершенства. В «Повелителе мух» показано обратное: показан XX век технологий, множественных научных открытий и изобретений — однако сам Человек, который все это создал, ставится на одну ступень с дикарем, жаждущего разрушения. В этом состоят аспекты нашей реальности: мы летим на поезде научно-технического прогресса, оставив морально-этическое развитие далеко позади. А если «Повелитель мух» актуален для нас, можно ли представить, насколько актуален он был в середине XX века?

-3