Название
Эта фраза уже наверняка набила всем оскомину, но невозможно не заметить, что книга не утратила своей актуальности даже спустя 67 лет с момента первой публикации — будем честны. Надо сказать, что роман оказал на меня довольно интересное впечатление: я вообще люблю литературу, обращающую внимание на глобальные проблемы человеческого общества, которым пока нет определенного алгоритма решения. «Повелитель мух» — как раз такая литература.
Начнем с названия. В самом материалистском смысле Повелителем мух всеми зовется свиная башка, посаженная одним из «охотников» на копье ради забавы. По стволу кола текут биологические жидкости, голова на нем мягкая, влажная и питательная: вокруг ютятся мухи, бесчисленное количество мух... Голова словно повелевает ими, заставляет кружиться вокруг себя. Она становится первым даром Зверю — некоему божеству (или все-таки черту), появившемуся в сознании детей, которые потерпели крушение на эвакуационном самолете. Зверь всевластен: ему подносят кровавые жертвы, для него исполняют безумные танцы, с ним разговаривают — и Зверь же губит всех, кто оказался на острове. Само зрелище ритуалов как в воображении читателя, так и в фильмах вызывает сильнейшее отвращение. У кого-то оно также может вызвать шок, у кого-то жалость: ведь дети, ныне поклоняющиеся гниющей свиной голове, некогда были весьма цивилизованными представителями общества, учились, гуляли, даже могли состоять в церковном хоре… Постепенно Зверь из чего-то далекого, таинственного и чужого переквалифицируется в близкое, знакомое, свое — то, что существовало рядом изначально и было заложено природой. Раскрывается философский смысл Повелителя мух: Зверь есть ничто иное как сами люди. Гнилое, аморальное, бессмысленное, основанное на чувстве безнаказанности и всевластия — все это вырывается из человека, когда он получает больше свободы, чем способен осилить, ведь свобода — это далеко не о возможности делать что захочется; это о способности владеть собой. Недаром Голдинг в качестве главных героев избирает именно детей едва старше 14 лет: даже они, казалось бы, чистейшие и невиннейшие существа, уподобились животному, когда для этого появилось условие — полностью необитаемый остров. Никаких взрослых, никакой школы. Никаких правил.
О чем это?
В общем и целом «Повелитель мух» — это о нравственной деградации. Личности, социальной группы, всего общества — в романе можно разглядеть все три масштаба, хотя на втором и делается наибольший акцент. Сейчас рассмотрим каждый сегмент романа.
Деградация личности
Незамысловатый процесс хорошо виден на примере контраста двух героев — Джека Меридью, предводителя «охотников», и Ральфе. Мы изначально видим, насколько это разные, но притом одинаково сильные люди — потому и появляется два лидера, которые в процессе борьбы за правду и власть объявят друг другу войну. Роман написан так, что изначально читатель симпатизирует Ральфу: интуитивно он понимает, что Ральф это положительный протагонист, заинтересованный во всеобщем спасении из глуши, куда все попали, в то время как Джек Меридью — мнимый лидер и антагонист, чьи приоритеты и идеалы по сути своей ничтожны. В конце концов в процессе развития конфликта многие герои потеряли то человеческое, что обеспечивало им цель и высокие моральные установки, Ральф остается совсем один, единственный, кто выжил, оставшись человеком и не позволив внутреннему Зверю вырваться. Сцена погони описывается также с его стороны, не со стороны Джека — это тоже достаточно важный момент.
Деградация социальной группы
Социальная группа из детей различного возраста претерпевает на протяжении романа много коренных изменений: сначала это одна группа, воссоединяющаяся из отдельных индивидов, затем она сегрегируется на две группы по причине наличия двух равных лидеров, и, наконец, одна из групп поглощает вторую в результате ожесточенного противостояния. Намного интереснее все обстоит с третьим сегментом, оставшимся почти за кулисами.
Деградация общества
Как утверждалось ранее, дети летели на эвакуационном самолете: очевидно, идет война. У. Голдинг не указывает, какая именно — ясно точно, что она ядерная, т. е. Третья мировая. Вообще общество в состоянии мировой войны уже можно назвать деградацией, и в 1954 (именно тогда и был написан роман) запах этой войны был особенно острым. На примере детей в «Повелителе мух» показано, во что превращается Человек, и даже военные морского флота, которые вроде бы являются положительными и правильными героями, не обеспечивают «хэппи энда»: ведь они пришли из мира, где регресс Человека вышел на колоссальный масштаб.
Библейский сюжет
Трудно поверить, но библейский сюжет нашел свое отражение даже в «Повелителе мух». В «Трагическом прошлом» Дэвид Андерсон проводит аллюзию на Каина — старшего сына Адама и Евы, что умертвил своего брата Авеля. Очевидно, что Каин — Джек Меридью, Авель — Ральф: после того, как его сигнальный костер не сработал, началось противостояние; родилось презрение. Иронично, что современный «Каин» в прошлом был старостой детского церковного хора.
По оптимистической теологии, Человек развивается духовно по мере биологического развития, пока не достигнет совершенства. В «Повелителе мух» показано обратное: показан XX век технологий, множественных научных открытий и изобретений — однако сам Человек, который все это создал, ставится на одну ступень с дикарем, жаждущего разрушения. В этом состоят аспекты нашей реальности: мы летим на поезде научно-технического прогресса, оставив морально-этическое развитие далеко позади. А если «Повелитель мух» актуален для нас, можно ли представить, насколько актуален он был в середине XX века?