Отец Михаил был настоятелем Вознесенской церкви села Кочебахтино Кунгурского уезда, имя которого включено в "Мартиролог (список) новомучеников пермских". О таких людях вспоминают крайне редко. Это категория так называемых «неправильных жертв» потому, что пали не от рук большевиков, а были убиты белогвардейским карательным отрядом. Жестокость большевиков сомнению не подлежит, всячески выпячивается и раздувается. О том, что творили белогвардейцы в отношение священников, не вспоминают, будто не было ничего и быть не могло. История говорит о другом. Такие "неправильные жертвы" были. И эти люди погибли не от рук большевиков.
Михаил Сергеевич Жедяев.
Выходец из крестьян, после окончания церковно-приходской школы начал свой путь служения богу, который привел его в трагической гибели в возрасте 45 лет.
Настоятель
В 1913 году священника направили в деревню Кочебахтино - возводить новую церковь и создавать приход. В деревне проживало менее трехсот человек. Многие крестьяне были зажиточными - почему небольшая деревня считалась довольно благополучной, несмотря на довольно значительное число беднейших дворов.
Многодетного священника и его матушку Марию Антоновну приняли по доброму. На средства местных жителей построили дома - для семьи настоятели и псаломщика.
После завершения строительства храма, в июне 1916 года отца Михаила назначили настоятелем нового храма и прихода. Прослужил он совсем недолго – всего два года.
Комбеды
К 1918 году Советская власть начала создавать в Кунгурском уезде комитеты деревенской бедноты - комбеды. Поскольку Кочебахтино к числу бедных деревень не относилось, создание комбеда местными крестьянами было встречено без энтузиазма. Вражды не было, но и интереса тоже.
Одним из тех, кому выступление большевика-агитатора показалось заслуживающим внимания, был отец Михаил, который хорошо знал, как живется крестьянской многодетной бедноте. Вместе с другими бедняками он внимательно слушал, задавал вопросы, уточнял, пока не пришел к мнению, что идея создания комбеда никакого вреда деревне не причинит. А польза может быть большая: объединившись, вести хозяйство будет легче.
Саботаж
Против комбедов и других начинаний новой власти активно выступали представители зажиточной части местного населения. Протестные настроения подогревались белогвардейскими эмиссарами, которые призывали саботировать все, что предлагают большевики, даже если это и выгодно.
- Большевикам верить нельзя! – такова была установка, которая не настраивала на сотрудничество, обрекая идею создания комитета бедноты в деревне на неудачу.
Священник-агитатор
Неизвестно чем бы все кончилось, но на стороне большевиков неожиданно для всех выступил местный настоятель отец Михаил. Он стал ходить по дворам, беседовать с каждым из своих прихожан, объясняя на понятном людям языке преимущества совместного хозяйствования при общей бедности.
Зажиточные дворы отец Михаил обходил стороной, но при случае заговаривал и с ними о том, что их положение неустойчивое, что было чистой правдой и сытая жизнь сегодня в неурожайный год сменится завтра нищетой. К нему стали прислушиваться. Вскоре по всей округе разнеслась удивительная новость – в Кочебахтино создается один из первых комитетов бедноты и главную помощь в этом оказал местный священник.
Отец Михаил сам стал активным участником внедрения новшества, благодаря чему дела у кочебахтинского комбеда шли как нельзя лучше. Воодушевленные примером, к движению по созданию комбедов стали присоединяться другие деревни.
Помимо того, что настоятеля церкви в Кочебахтино называли «любимейшим человеком бедноты», он поразил всех еще одним своим решением – вступил в партию большевиков и на примере опыта Кочебахтино стал помогать другим селам организовывать у себя комбеды, вовлекать середняков.
Казнь
Слух о кочебахтинском агитаторе в рясе дошел до белогвардейского карательного отряда. Через информатора из прихожан за отцом Михаилом стали следить. Выбрали момент, когда вооруженные отряды Красной Армии передислоцировались в другой район, каратели вошли в Кочебахтино.
Отца Михаила схватили, показательно избили, раздели и в тридцатиградусный мороз провели по деревне и потом расстреляли.
О том, что сделали с матушкой и дочерьми отца Михаила, достоверных сведений нет. Особой фантазии не надо, чтобы представить, какая их ожидала участь.
Тело замученного белогвардейцами священника местные жители похоронили.
До 1923 года о том, что случилось в Кочебахтино, никому особо не рассказывали, мол, человека не вернуть и с людей какой спрос – они ничего не могли поделать.
Новомученик-большевик
Память об удивительном священнике не канула в лету. О нем написали в местном большевистском издании. История вошла в сборник истории Октябрьской революции и Российской коммунистической партии наряду с другими аналогичными случаями, когда священники выступали не против, а в поддержку инициатив большевиков, за что и поплатились жизнью.
Церковь в свою очередь также отметила жизненный подвиг настоятеля деревенского храма, внеся его имя в особый список (местнопочитаемых) новомучеников пермских "Мартиролог". В этом списке указаны также имена священников, от советской власти пострадавших.
Признание
В этой связи хотел бы привести цитату из послания верующим:
"Получив ныне возможность возобновить свою прерванную деятельность служению Святой Православной Церкви и сознавая свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного суда, т. е. в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвания против Брестского мира и т. д., мы по долгу христианина и архипастыря, в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики.
«Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза». - из проповеди Патриарха.
По существу виноваты в том не только мы, а и та среда, которая нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали нас на эти действия с самого начала существования Советской власти. Как враги ее, они стремились свергнуть ее через Церковь нашу, для чего и меня, как Главу последней, старались использовать.
Будучи бессильными побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться ее уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и ее пастырям.
Сознав свою провинность перед народом и Советской властью, я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные содействия с врагами трудового народа - монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. » - Патриарх Тихон, 1923 год.
В заключение
Подвиг таких людей в том и состоял, что думали они не об имени своем, но о людях и русской православной церкви, которую сохранили.
Источник, http://www.media-office.ru/?go=550446&pass=59d9ccd987e3c3407a8c60fce72a8649; http://krotov.info/acts/20/1920/19230701.html