Найти тему
Часовой истории

"Красный священник", отец Михаил, жертва белогвардейского террора.

Оглавление

Отец Михаил был настоятелем Вознесенской церкви села Кочебахтино Кунгурского уезда, имя которого включено в "Мартиролог (список) новомучеников пермских". О таких людях вспоминают крайне редко. Это категория так называемых «неправильных жертв» потому, что пали не от рук большевиков, а были убиты белогвардейским карательным отрядом. Жестокость большевиков сомнению не подлежит, всячески выпячивается и раздувается. О том, что творили белогвардейцы в отношение священников, не вспоминают, будто не было ничего и быть не могло. История говорит о другом. Такие "неправильные жертвы" были. И эти люди погибли не от рук большевиков.

Михаил Сергеевич Жедяев.

Выходец из крестьян, после окончания церковно-приходской школы начал свой путь служения богу, который привел его в трагической гибели в возрасте 45 лет.

Настоятель

https://sun9-3.userapi.com/impg/ap7htwtXesRM_PRmsTo9rRrRvIRjWoIh2n7rCQ/JGPVv3ZHQfQ.jpg?size=424x604&quality=96&sign=ad269d039b74155a9e02df54261d05dc&type=album. Михаил Сергеевич Жедяев
https://sun9-3.userapi.com/impg/ap7htwtXesRM_PRmsTo9rRrRvIRjWoIh2n7rCQ/JGPVv3ZHQfQ.jpg?size=424x604&quality=96&sign=ad269d039b74155a9e02df54261d05dc&type=album. Михаил Сергеевич Жедяев
https://img-fotki.yandex.ru/get/4904/20839000.81/0_f2ec6_3fafd9b9_orig Иллюстрация. Останки храма, который отец Михаил построил в Кочебахтино.
https://img-fotki.yandex.ru/get/4904/20839000.81/0_f2ec6_3fafd9b9_orig Иллюстрация. Останки храма, который отец Михаил построил в Кочебахтино.

В 1913 году священника направили в деревню Кочебахтино - возводить новую церковь и создавать приход. В деревне проживало менее трехсот человек. Многие крестьяне были зажиточными - почему небольшая деревня считалась довольно благополучной, несмотря на довольно значительное число беднейших дворов.

Многодетного священника и его матушку Марию Антоновну приняли по доброму. На средства местных жителей построили дома - для семьи настоятели и псаломщика.

После завершения строительства храма, в июне 1916 года отца Михаила назначили настоятелем нового храма и прихода. Прослужил он совсем недолго – всего два года.

Комбеды

К 1918 году Советская власть начала создавать в Кунгурском уезде комитеты деревенской бедноты - комбеды. Поскольку Кочебахтино к числу бедных деревень не относилось, создание комбеда местными крестьянами было встречено без энтузиазма. Вражды не было, но и интереса тоже.

Одним из тех, кому выступление большевика-агитатора показалось заслуживающим внимания, был отец Михаил, который хорошо знал, как живется крестьянской многодетной бедноте. Вместе с другими бедняками он внимательно слушал, задавал вопросы, уточнял, пока не пришел к мнению, что идея создания комбеда никакого вреда деревне не причинит. А польза может быть большая: объединившись, вести хозяйство будет легче.

Саботаж

Против комбедов и других начинаний новой власти активно выступали представители зажиточной части местного населения. Протестные настроения подогревались белогвардейскими эмиссарами, которые призывали саботировать все, что предлагают большевики, даже если это и выгодно.

- Большевикам верить нельзя! – такова была установка, которая не настраивала на сотрудничество, обрекая идею создания комитета бедноты в деревне на неудачу.

Священник-агитатор

Неизвестно чем бы все кончилось, но на стороне большевиков неожиданно для всех выступил местный настоятель отец Михаил. Он стал ходить по дворам, беседовать с каждым из своих прихожан, объясняя на понятном людям языке преимущества совместного хозяйствования при общей бедности.

Зажиточные дворы отец Михаил обходил стороной, но при случае заговаривал и с ними о том, что их положение неустойчивое, что было чистой правдой и сытая жизнь сегодня в неурожайный год сменится завтра нищетой. К нему стали прислушиваться. Вскоре по всей округе разнеслась удивительная новость – в Кочебахтино создается один из первых комитетов бедноты и главную помощь в этом оказал местный священник.

Отец Михаил сам стал активным участником внедрения новшества, благодаря чему дела у кочебахтинского комбеда шли как нельзя лучше. Воодушевленные примером, к движению по созданию комбедов стали присоединяться другие деревни.

Помимо того, что настоятеля церкви в Кочебахтино называли «любимейшим человеком бедноты», он поразил всех еще одним своим решением – вступил в партию большевиков и на примере опыта Кочебахтино стал помогать другим селам организовывать у себя комбеды, вовлекать середняков.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9501/20839000.81/0_f2ecd_725624a0_orig Иллюстрация,окрестности Кочебахино, где жил и принял мученическую смерть настоятель храма отец Михаил.
https://img-fotki.yandex.ru/get/9501/20839000.81/0_f2ecd_725624a0_orig Иллюстрация,окрестности Кочебахино, где жил и принял мученическую смерть настоятель храма отец Михаил.

Казнь

Слух о кочебахтинском агитаторе в рясе дошел до белогвардейского карательного отряда. Через информатора из прихожан за отцом Михаилом стали следить. Выбрали момент, когда вооруженные отряды Красной Армии передислоцировались в другой район, каратели вошли в Кочебахтино.

Отца Михаила схватили, показательно избили, раздели и в тридцатиградусный мороз провели по деревне и потом расстреляли.

О том, что сделали с матушкой и дочерьми отца Михаила, достоверных сведений нет. Особой фантазии не надо, чтобы представить, какая их ожидала участь.

Тело замученного белогвардейцами священника местные жители похоронили.

До 1923 года о том, что случилось в Кочебахтино, никому особо не рассказывали, мол, человека не вернуть и с людей какой спрос – они ничего не могли поделать.

Новомученик-большевик

Память об удивительном священнике не канула в лету. О нем написали в местном большевистском издании. История вошла в сборник истории Октябрьской революции и Российской коммунистической партии наряду с другими аналогичными случаями, когда священники выступали не против, а в поддержку инициатив большевиков, за что и поплатились жизнью.

http://dobryanka.cerkov.ru/files/2017/10/wMv8doRF1WE.jpg Пермские новомученики. Где-то среди них лик отца Михаила...
http://dobryanka.cerkov.ru/files/2017/10/wMv8doRF1WE.jpg Пермские новомученики. Где-то среди них лик отца Михаила...

Церковь в свою очередь также отметила жизненный подвиг настоятеля деревенского храма, внеся его имя в особый список (местнопочитаемых) новомучеников пермских "Мартиролог". В этом списке указаны также имена священников, от советской власти пострадавших.

Признание

В этой связи хотел бы привести цитату из послания верующим:

"Получив ныне возможность возобновить свою прерванную деятельность служению Святой Православной Церкви и сознавая свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного суда, т. е. в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвания против Брестского мира и т. д., мы по долгу христианина и архипастыря, в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики.

https://nicola-arzamas.ru/wp-content/uploads/2019/10/04-02102019.jpg Патриарх Тихон (Белавин)
https://nicola-arzamas.ru/wp-content/uploads/2019/10/04-02102019.jpg Патриарх Тихон (Белавин)

«Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза». - из проповеди Патриарха.

По существу виноваты в том не только мы, а и та среда, которая нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали нас на эти действия с самого начала существования Советской власти. Как враги ее, они стремились свергнуть ее через Церковь нашу, для чего и меня, как Главу последней, старались использовать.

Будучи бессильными побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться ее уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и ее пастырям.
Сознав свою провинность перед народом и Советской властью, я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные содействия с врагами трудового народа - монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. » -
Патриарх Тихон, 1923 год.

В заключение

Подвиг таких людей в том и состоял, что думали они не об имени своем, но о людях и русской православной церкви, которую сохранили.

Источник, http://www.media-office.ru/?go=550446&pass=59d9ccd987e3c3407a8c60fce72a8649; http://krotov.info/acts/20/1920/19230701.html