Ватиканские музеи.
Собственно речь идет о Первом по значению и самом лучшем музее Рима. И, кстати, чуть ли не единственном музее, в котором можно фотографировать (только без вспышки). Исключение составляет только Сикстинская капелла, где фотографировать запрещено.
Музеи основаны папой Юлием II в начале XVI века. Музеи насчитывают 54 галереи, или зала, среди которых Сикстинская капелла является последней. Директором Музеев Ватикана на 2020 год являлась Барбара Ятта
Весь список ватиканских музеев, который приведен на сайте Ватикана.
А вот в этом строении в Ватикане находится Пинакотека (собрание прекрасных картин и скульптур). Туда мы и отправились первым делом
Вообще-то я согласна, что любительские фотографии великих произведений искусства обычно выглядят довольно убого. Но все-таки осмелюсь выложить на суд великодушного зрителя то, что лично мне особо приглянулось и главное - более-менее по качеству приемлемо получилось. Ибо большие, густо покрытые слоями масла от реставраций, да к тому же высоко висящие выдающиеся полотна великих мастеров, фотографировать в состоянии только супер-профи от фотографии, да еще и снабженные специальными подмостками.
Ну, поехали? Посмотрите - как вгрызается страшный тигр в зебру (интересно - художник с натуры писал или по памяти?)
А это один из пострадавших от времени и непогоды ангелов Бернини (мы их еще увидим во всей красе на мосту возле замка Св. Ангела в другой статье)
Это тоже творение Бернини. Только вот я забыла - Сократа голова или св. Петра..
А это - знаменитая Пьета Микеланджело
Творения великих вокруг.. впечатляет, однако
А св. Себастьян у великого Тициана что-то совсем не выглядит смертельно раненным и измученным
Один из римских пап - Александр 6-й (ну очень выразительное лицо - не правда ли?).
Пойду утешу взгляд чистым образом девы Марии от Пинтуриккьо. А называется эта работа великого мастера "The Mystical Marriage of St Catherine" или Волшебное (мистическое) обручение св. Екатерины - видите - еще младенец Иисус надевает ей колечко на пальчик?
Да, да - это та самая св. Екатерина из Египта, возле монастыря которой я не раз бывала на Синае. Один из эпизодов её жития гласит, что она, по преданию, обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером и т.д. Объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше: «Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему». Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла крещение. После крещения у нее случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей свое кольцо и назвал своей невестой.
Поражают воображение восстановленные фрагменты фресок из разрушенной капеллы
Ошеломленные и восхищенные увиденным в первом же из ватиканских музеев, мы вместе с многими туристами выходим передохнуть в открытый дворик. Здесь можно набрать свежей водицы в фонтанчике справа, слегка отдохнуть и направиться дальше - знакомиться с великими произведениями искусства
Лестница музея выводит нас во Двор пинии (”сосновой шишки” – огромная и весьма древняя медная шишка венчает фонтан в этом дворе).
Другая заметная на этой площади скульптура - медный шар, внутри которого находится шар меньшего диаметра. На поверхность внешнего шара как бы изнутри выползают безобразные трещины.
Существует несколько толкований этой аллегорической композиции. Кто-то считает, что эта скульптура символизирует разрушение деятельностью человека (внутренний шар) нашей планеты (внешний шар). Есть еще мнение, что малый шар - Земля, а большой - вся Вселенная, и варварское отношение к нашей планете влечет за собой гибель Вселенной.
На площади долго задерживаться не хотелось - очень уж солнце припекало. Вот разве что фото на память с ЕГИПЕТСКИМ львом...
И мы идем в галерею с античными скульптурами. Это Музей Пио-Клементино - один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774) и Пия VI (1775—1799) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.
Римские императоры чередуются с античными героями, святыми и просто надгробиями
Галерея статуй
Галерея статуй изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V—IV веков): статуи «Спящей Ариадны» (копия греческого оригинала, II век), «Пригнувшейся Венеры» (копия оригинала Дедалоса, III в. до н. э.), «Эроса из Ченточелле» (копия с оригинала IV в. до н. э.), «Нептуна», «Раненой амазонки», «Сидящего Париса», «Пьяного Сатира», «Септимия Севера», «Нарцисса», «Плач Пенелопы», «Минервы» и «Меандра». А также «Аполлон, убивающий ящерицу» (Apollon Sauroktonos), копия бронзового оригинала Праксителя (IV в. до н. э.),
Трогательное надгробие с юной заснувшей - увы - навеки - девушкой
Двуликие Янусы
Аллегория лицедейства
Зал животных
В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони, часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов.
А дальше мы попадаем в Зал Ротонда
Зал Ротонда построен Микеланджело Симонетти в 1780—1782 годах в соответствии с идеалами неоклассицизма XVIII века. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
Мраморная группа «Лаокоон и его сыновья»: (I век до н. э., 184 см), скульптура была отреставрирована Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.
Кстати, История коллекции музеев Ватикана начинается с мраморной скульптуры Лаокоон и его сыновья, найденной 14 января 1506 года в виноградниках Эсквилина. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы, а Микеланджело рекомендовал приобрести её у владельца. Юлий II установил её для публичного доступа в специальной нише в ватиканском Бельведере ровно через месяц после обнаружения
Ниша Аполлона Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130—140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
А дальше мы попадаем в уютный круглый тенистый дворик под открытым небом
хорошо хоть на чуть-чуть прилечь на прохладную мраморную скамью (ибо ноги уже просто отваливаются) ...
нет, не так, как этот античный герой,
а откровенно навзничь ... и посмотреть на голубое небо в окружении античных масок
Ой, ну и гримасы...
С новыми силами, посмотрев на выразительную античную сеньору (явно с натуры деланную)
и на оскалившуюся волчицу (или собаку?)
мы двигаемся дальше..
Длинная (очень длинная) анфилада залов ведет нас к главной нашей цели - Станцам Рафаэля и Сикстинской капелле. А пока затаив дыханье рассматриваем потрясающие росписи сводов галереи...
Зал географических карт
Идем дальше...выглядываем в открытые окна...Это - вид на Рим из окна галереи
Сикстинская капелла с потолочными росписями Микеланджело, и станцы, оформленные Рафаэлем
И наконец приходим к станцам Рафаэля - так называемые "Станцы Рафаэля" – это расположенные друг за другом три зала небольших размеров (в среднем 8x10 метров). Папа Юлий II, вступив на папский престол в 1503 году, решил на втором этаже Ватиканского дворца сделать свои рабочие комнаты, для росписи которых были собраны лучшие художники из всего городов Италии, а в середине 1508 года, из Флоренции был вызван молодой Рафаэль. Ему было тогда 25 лет.
Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись это у комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать роспись только Рафаэлю. Рафаэль занимался росписями станц с 1508 по 1517 год – сначала сам, потом, загруженный заказами, он вынужден был всё чаще прибегать к помощи учеников.
Содержание фресок было определено самим папой Юлием II и подробно разработано специалистами, консультирующими его. Росписи должны были служить прославлению церкви и самого заказчика – папы Юлия II. И хотя сюжетами фресок служили легенды, предания и события давних времён, они должны были связываться с событиями той современности.
В библейские эпизоды, в сюжеты античной мифологии и сложные аллегории Рафаэль ввёл портреты знаменитых людей прошлого и своих современников. Такое множество образов и сюжетов надо было как-то объединить в одно целое. Особенно несовместимыми казались образы христианской религии и языческой мифологии. Однако Рафаэль блестяще справился с это й задачей. Содержание фресок вышло далеко за пределы прославления церкви, светское начало во многом вытеснило религиозное.
Здесь Вы сможете подробно ознакомиться со станцами (и в хорошем качестве)
А мы покидаем залы с потрясающими росписями Рафаэля и продолжаем двигаться в направлении Сикстинской капеллы. По дороге попадаем в несколько залов с относительно современным искусством (ибо авторы картин уже давно причислены к классикам). Все картины приобретались Ватиканом (интересно было бы посмотреть на худсовет и бухгалтерию) при обсуждении - "что покупать, а что - нет"). Естественно, все картины - с религиозными сюжетами.
Есть тут несколько работ Марка Шагала.
Сальвадор Дали также представлен несколькими полотнами
И вот, наконец, мы пришли в Сикстинскую капеллу – рассматривать которую рекомендую в формате 3 G (по ссылке). Увы, тут категорически нельзя фотографировать.
А я пока кое-что вам про это гениальное творение расскажу.
Великий Микеланджело потратил 5 лет своей жизни на создание этого бессмертного творения, выполненное по заказу папы Юлия II. Он работал, не покладая рук с 1508 по 1512 годы. Говорят, что после того, как Микеланджело провел четыре с половиной года, лежа на спине на помосте, расписывая потолок, он, с тех пор, чтобы читать, например, должен был держать книгу над головой.
Среди фресок капеллы – гениальные творения Микельанджело - “Сотворение Адама” и “Изгнание из Рая”, а стены украшены работами Боттичелли и Перуджино.
Центральную фреску – “Страшный суд” – написал тот же Микеланджело, но спустя 30 лет после росписи потолка. Этой работой художник занимался семь лет в одиночку, и, надо думать, был очень доволен, когда в 1541 году завершил этот титанический труд, вызвавший не только восхищение современников, но и массу споров. Особенно усердствовал в нападках один кардинал, упиравший на возмутительное присутствие в ряде сцен обнажённой натуры - неслыханное по тем временам дело. Победа всё-таки осталась за художником, чью сторону принял сам папа, молвивший, по слухам, что-то вроде: "Была бы речь о другом месте, и я бы вмешался, а в аду у меня связей нет..." Вдобавок, Микеланджело в отместку изобразил одного из своих критиков на фреске в довольно неприглядном виде.
И вот мы уже спускаемся по знаменитой ватиканской лестнице (вид сверху)
И вид снизу
Лестницами Браманте называют две лестницы в музеях Ватикана. Оригинальная лестница была построена в 1505 году, современный вариант — в 1932 году.
Как и оригинал, современная лестница построена с двойной спиралью, которая позволяет людскому потоку без столкновений двигаться в разных направлениях. Балюстрада по краю лестницы выполнена из железа. Стеклянный купол над лестницей позволяет проникать свету сверху.
Современная лестница Браманте служит выходом из музея Пио-Клементино. Экскурсия по музеям Ватикана подошла к конц. А мы сейчас мы пойдем к собору Св. Петра, но эта тема требует отдельной главы.
Хотите узнать про Ватикан больше?