Обыкновенные иволги поселились в березовой роще в конце первой декады мая. Листья на деревьях раскрылись, погода стала теплой и насекомые, которыми эти птицы питаются, были в изобилии. В середине последнего месяца весны они выбрали дерево для устройства своего гнезда. Как и положено иволгам, они построили «птичий дом» в верхней части кроны, метрах в 12 от земли. Горизонтальные ветвь надежно .держало гнездо. Она разветвлялась на развилку в двух метрах от ствола, а у гнезда ветви были толщиной примерно с человеческий палец . Мягкие и гибкие волокна липы оплетали развилку и стенки
Иволги – птицы величиной с дрозда, поэтому им необходима прочная и крепкая гнездовая постройка. Для примера, дрозды делают такой же величины своё гнездо, опирая основание своей постройки снизу. У них получается массивное сооружение, которое почти не изменяется даже после зимы. Но иволги пошли другим путем. Гнездо у них со своим секретом. Послушная озорному ветру, раскачивается «колыбелька» на березовых ветвях, но яйца никогда не выпадут на землю. Бортики их гнезда сужаются кверху и немного нависают над дном. Именно это и позволяет яйцам не выпасть наружу. Строят гнездо птицы несколько дней, а за строительным материалом им приходится летать порой далеко, потому что они выискивают волокна, такие же мягкие и прочные как липовое лыко. Последнее ценится птицами в этот период превыше всего, но его не всегда можно отыскать. Легонькая корзиночка сплетена очень прочно, но она всегда легкая и когда липы поблизости не растут, то иволги не брезгуют шпагатом или обрывками капроновых веревок. В стенки гнезда вплетаются сухие травинки и полоски бересты, а лоток выстилается шерстью животных. Удобная развилка на которой закреплено гнездо, обычно находится далеко от ствола, поэтому любой порыв ветра беспощадно и резко бросает ветку из стороны в сторону. Наблюдая снизу, как ветер раскачивает сидящую на яйцах самку, становиться даже страшно за неё. Однако птицы точно определяют прочность удобной для постройки гнезда ветки и к тому же тщательно выбирают «гнездовое» дерево. В средней полосе иволги тяготеют к лиственным лесам, предпочитая для гнезда березу. А южнее, где она встречаются реже, иволги могут расположить гнездовую постройку, например, на хрупком дереве грецкого ореха, на дубе, липе или вязе.
В гнезде обычно четыре белых, с чуть розовым оттенком и темными небольшими крапинками яиц. Спутать её гнездо и яйца с другими видами птиц, пожалуй, невозможно. Иногда самец принимает участие и в насиживании. Кажется, что такой ярко-окрашеной и крупной птице как иволга трудно быть незаметной среди листьев в лесу. Такие же по величине как иволга, дрозды рябинники, например, всегда на виду. Но иволга – птица верхнего яруса леса. Она живет высоко и спускается к земле очень редко. Услышать голос самца иволги просто: его громкая «флейта», которая звучит как приятная на слух фраза - «фиу-лиу», разносится далеко по лесу. Но, даже определив дерево, откуда доносится песня, увидеть самца удается не сразу. А ведь он сидит на открытой ветке в верхней части кроны. Ярко-желтый наряд самца, с красным клювом и темными крыльями не выделяется среди желто-зеленых листьев березы или осины, и он как будто знает об этом. Лишь увидев направленный на себя бинокль, самец улетает, мигом растворяясь среди листвы. Самки, как правило, окрашены в более тусклые желто-зеленые тона, но самые старые из них бывают почти такие же яркие, как самцы.
Большинство птиц, чтобы не демаскировать гнездо, относят скорлупу яиц подальше от гнезда, едва птенцы появились на свет. Располагая гнездо высоко от земли, иволги не очень беспокоятся о том, куда упадут скорлупки от яиц после вылупления птенцов. Часто половинки яиц можно обнаружить прямо под гнездом, в траве. Если скорлупки словно разделены пополам – это значит, что птенцы вылупились благополучно. Как у всех певчих птиц маленькие птенцы у иволг появляются на свет голые, не зрячие и требуют постоянной заботы родителей. Им страшны не только переохлаждение, но и чрезмерный нагрев.
Птенцы иволг имеют врожденный инстинкт цепляться когтями в дно гнезда и потому бесстрашно раскачиваются в родном гнезде-гамаке, не боясь выпасть. Впрочем однажды после ночного дождя со шквальным ветром автор нашел одного выпавшего из гнезда семидневного иволжонка. Родители кормят птенцов насекомыми и ягодами., Необычно, что для сбора ягод им обязательно приходится спускаться на землю. Испачканное красным соком ягод оперение взрослых иволг много раз указывало мне на то, что своих птенцов они баловали ягодами земляники. В рационе иволг обычны бабочки, гусеницы и пауки. А когда во второй половине лета в лесу поспевают ирга, жимолость, малина и черемуха, иволги пируют, поедая ягоды в большом числе. С удовольствием кормятся они в садах, расклевывая вишню, черешню и смородину. Голосов птенцов, пока они сидят в гнезде снизу никогда не слышно. Но едва они покинут свою висячую колыбельку и разлетятся на разные деревья, то их громкий «хихикающий» крик слышен издалека. Это сигнал для родителей, продолжающих их кормить. Найти птенцов без звуковых сигналов было бы для взрослых иволг сложной задачей. Ведь светло-зеленая окраска птенцов, очень похожая на окрас самок иволг, прекрасно маскирует их на фоне листвы. Слётки ивогл днем кричат непрерывно, даже если рядом нет взрослых. Но увидеть их снизу не просто – сидят они высоко от земли, а похожи на сухой листок.
Иволги улетают от нас рано – в середине августа. В траву падает первый желтый лист и ещё тепло, нет заморозков, а также полно корма, но иволги пропадут, отлетая южнее именно летом, словно испугавшись упавших листьев. Все родственники наших иволг, те, что относятся к семейству Иволговых такие же яркие, теплолюбивые птицы, но живут они в тропиках. Именно туда, в Индию и Африку летят зимовать наши иволги. И девять месяцев в году мы не услышим ни приятных флейтовых голосов иволг, ни увидим высоко в кроне деревьев этих красивейших ярко-желтых птиц. И хоть впереди долгая хмурая зима, но обязательно наступит май и с высокой березы донесется ласкающая ухо песня – «фиу-лиу, фиу-фи-лиу». Тогда, даже не видя певца можно с уверенностью сказать – иволги прилетели.