Найти тему

Заброшенные усадьбы и санатории Одессы

В Одессе, кроме излюбленных старинных двориков с котами, есть Французский бульвар – место, где сосредоточено наибольшее количество дач, выстроенных видными жителями города в XIX-XX веках, а с Советского времени занимаемые известными санаториями Украины.

Когда-то на территории современного дома отдыха имени Чкалова располагался выдающийся образец архитектуры и садово-паркового искусства – дача городского головы Григория Григорьевича Маразли. Она занимала обширную территорию от берега моря до Французского бульвара.

Оранжерея дачи Маразли. Фото: Андрей Новичков
Оранжерея дачи Маразли. Фото: Андрей Новичков

Из всего комплекса памятников на сегодняшний день сохранилась в полуразрушенном состоянии лишь оранжерея, возведённая в 1889 году по проекту архитектора П.У.Клейна. Сооружение венчал остекленный купол, собранный из металлических элементов, а для поддержания внутри постоянного микроклимата его снабдили паровым отоплением.

В Прессе оранжерею называли «грандиозной и образцовой».

После смерти Маразли его имущество было разделено согласно завещанию. В течение советского периода оранжерея продолжала использоваться по назначению, однако в конце 1990-х годов здание начало постепенно ветшать, лишилось остекления и оказалось брошенным.

На соседнем с Дачей Маразли участке располагался усадебный дом торговца сахаром Г.И.Шехтера, построенный из песчаника в 1890-х годах по проекту инженеров братьев Богдановых, в оригинальных формах неоренессанса с использованием резьбы по камню и дереву.

Дача Шехтера. Фото: Андрей Новичков
Дача Шехтера. Фото: Андрей Новичков

За более чем 25 лет запустения историческое строение превратилось в руины и дальнейшая его судьба, как и судьба оранжереи, неизвестна.

Подписывайтесь на Инстаграм Андрея Новичкова

Также в Одессе вдоль железнодорожных линий стоит огромный паровозный цех бывшего завода барона Унгерн-Штернберга, построенный в 1883 году по проекту архитектора А.Д.Тодорова. Ныне руинированный памятник архитектуры пережил пожар и разграбление внутреннего убранства, а теперь его пытаются своими силами сохранить горожане.

Паровозное депо барона Унгерн-Штернберга. Фото Андрея Новичкова.
Паровозное депо барона Унгерн-Штернберга. Фото Андрея Новичкова.

Стоит сказать, что именно в этом месте зарождалась транспортная история Одессы, ведь барону Унгерн-Штернбергу было поручено соединить город железной дорогой сначала с Балтой, а затем с Кременчугом и Харьковом. Для обслуживания железнодорожной инфраструктуры и появился комплекс вагоноремонтных мастерских, в частности, спроектированное в 1883 году по проекту видного архитектора А.Д.Тодорова монументальное здания депо, которое можно отнести к лучшим образцам одесской промышленной архитектуры благодаря высокой степени эстетичности и выразительности внешнего облика.

Паровозное депо барона Унгерн-Штернберга. Фото Андрея Новичкова.
Паровозное депо барона Унгерн-Штернберга. Фото Андрея Новичкова.

С приходом советской власти мастерские продолжали свою работу по прямому назначению до 1930 года, когда предприятие было преобразовано в краностроительный завод имени Январского восстания («Краян» - некогда крупнейшее предприятие Одессы). С этого началась легендарная история флагмана тяжелого краностроения СССР. В первое время II мировой войны в цехах «Краяна» строили бронепоезда, выпускали минометы, ремонтировали танки.

Завод перестал функционировать в 2000-х годах, здания оказались никому не нужны и начали приходить в упадок. Ещё до недавнего времени внутри сохранялись подлинные винтовые лестницы и частично круглые окна с оригинальным остеклением. Сейчас же спилено и вывезено всё!

Подписывайтесь на Инстаграм. Также смотрите, как разрушается культурное наследие в Московской области: