Что общего у фильма «В чужой шкуре» с «Началом» Кристофера Нолана, чем первый его превосходит и в чем же смысл кровавой концовки картины Брэндона Кроненберга – обо всем этом вы узнаете из данного разбора. Осторожно, в тексте спойлеры!
Черви и хищники
Главная героиня, Тася Вос, готовясь к очередному заказному убийству, вживается в роль как профессиональный актер – досконально изучает своего «персонажа» и учится подражать его поведению. Но Тася не просто имитирует чужую жизнь, она непосредственный ее участник и, как правило, сама себе палач. При этом Тася, находясь в теле хоста, чувствует все то же, что и он. Не удивительно, что подобный переход в чужое тело и обратно может привести к потере самоидентичности. Чтобы отслеживать, насколько обладатель хоста вернулся в реальность и осознает себя, существует специальный тест, который проходит Тася в начале и конце фильма. Но что если меняется сам обладатель?
Тут важно понимать, что Тася, овладевая телом хоста, не избавляется от личности его настоящего владельца, а подавляет ее, и та все еще находится в теле в качестве безмолвного наблюдателя. При этом личность хоста отождествляет действия захватчика с собой, это становится понятно, когда настоящий Колин, ненадолго вернув себе контроль, пытается объяснить подруге убийство девушки и ее отца – по его мнению, они напали на него, спровоцировали. Позже, когда он увидит образ Таси у себя в голове и ее воспоминания, Колин поймет, что та каким-то образом управляет им. Все это очень напоминает сюжет фильма «Начало» Кристофера Нолана, основной темой которого было внедрение в чье-либо подсознание определенной идеи. Кстати, в обеих картинах сын хотел получить контроль над империей, которую построил их отец. Но Кроненберг младший идет дальше и задается вопросом, а что если сам обладатель хоста подвергнется тому, что в его сознании начнет, словно червь (этот образ находит буквальное воплощение в устройстве, внедряемом в череп хоста), зарождаться и развиваться определенная идея. У Нолана было нечто похожее: в том, как героиня Марион Котийяр постепенно теряла ощущение реальности – но этой трансформации не уделялось много внимания.
В случае Таси мы во всех подробностях наблюдаем становление ее тяги к насилию и крови. Истоки этой навязчивой идеи следует искать в особенностях профессии Таси, о которых говорилось выше – имея дело с убийствами, героиня начинает жаждать крови (история Колина с кошачим пометом – это метафора). И умение вживаться в роль для работы переходит в необходимость вживаться в роль обычного человека для семейной жизни, поэтому мы видим Тасю репетирующей реплики перед встречей с семьей. Быть обычным человеком для нее теперь лишь вопрос имитации, ведь по своей сути она теперь – хищник.
Жажда крови
Вызывает восхищение то, как Кроненберг одной лишь немой сценой показывает процесс пробуждения в Тасе жажды крови. Речь идет про сцену, в которой героиня в теле хостес прибывает на прием к адвокату. Тася, одетая в костюм голубого оттенка (что иронично, этот цвет олицетворяет чистоту побуждений), еще в дверях останавливает свой взгляд на декоративном фонтане, камера показывает нам его крупным планом – вода струится из фонтана тонким ручейком. После Тася заходит в лифт, стены которого окрашены в красный, и смотрит на свое багровое отражение в глянцевой поверхности. Во взгляде героини читается задумчивость. Поднявшись в ресторан, Тася останавливается у столовых приборов и завороженно поглаживает ножи. Мысль в голове Таси, очевидно, принимает форму. В следующее мгновение Тася уже вонзает нож в шею адвоката, багровый ручеек крови струится из его раны. Образы фонтана и красных стен лифта сложились в эту жуткую картину, от которой Тася не может оторвать взгляд. Гениально.
Почему Тася не может выстрелить в себя?
Наиболее вероятная причина – это шаткий контроль Таси над хостом из-за ее привязанности к семье. В момент, когда нужно нажать на курок, сознание хоста сопротивляется в силу инстинкта самосохранения, и Тася никак не может его преодолеть, так как не избавилась от своей уязвимости. Судить о том, как дела обстояли раньше, у зрителя возможности нет. Даже замечание техника о том, что Тасе на этот раз лучше бы нажать на курок, учитывать не следует, так как техник был из новеньких.
Сила любви
В основе привязанности, о которой говорит Тасе ее начальник Гирдер, лежит конечно же любовь. Это та сила (прямо как у Нолана в «Интерстелларе», совпадение?), которая не позволяет, с одной стороны, удержать Тасе контроль над хостом, с другой – позволяет Колину вернуть этот самый контроль. Об этой силе и говорят герои в переломный момент фильма, когда Колин наведывается к семье Таси. Исключительный уровень контроля Колина говорит еще о том, как сильно он любил свою девушку, ради которой терпел унижения от ее отца, работая на унизительной должности в его компании.
Интересная деталь, Тася обращается к Колину так, будто ассоциирует себя с ним – прямо как владельцы хостов, когда ими овладевала Тася.
Финальный тест
Осознав и приняв свою хищническую природу и избавившись от семьи, Тася, наконец, становится идеальным киллером. Эту трансформацию показывает тест, который Тася по обыкновению проходит после возвращения из хоста. Проходя этот тест в начале фильма, героиня сожалеет об убитой ею в детстве бабочке, по ее словам она до сих пор не может себе этого простить. В финале картины Тася дословно цитирует свою историю об убийстве бабочки, но после мы уже не слышим слов сожаления.
***
Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!