Добрый день. Вернемся к теме советских авиационных радиостанций. Как известно, во время Великой Отечественной войны они были разделены на три больших класса. Ранее мы уже выпустили несколько публикаций, в которых была приведена их общая подробная классификация. Сегодня же мы рассмотрим основную истребительную радиостанцию того времени. Речь пойдет про РСИ-4. После организации ее массового производства, нам удалось сократить имеющиеся на начальном этапе войны катастрофическое отставание в плане обеспечения военных самолетов средствами радиосвязи. Всего, по разным сведения, было выпущено около ста тысяч экземпляров данной радиостанции в нескольких вариантах. Она массово применялась на различных модификациях таких самолетов как ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Ил-2 и некоторых других. РСИ-4 была разработана на основе предшествующей радиостанции РСИ-3 (Ссылка на статью). Внесенные конструктивные изменения были направлены на улучшение основных тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Был переработан и состав основного комплекта радиостанции. В рамках текущего обзора мы рассмотрим ее характеристики, состав и эксплуатационные особенности. Также, в качестве примера, будет приведено размещение узлов радиостанции на некоторых самолетах и конструктивные особенности основных элементов. Теперь более подробно.
Основные характеристики и состав радиостанции РСИ-4.
Так же как и РСИ-3, новое изделие представляло собой коротковолновую, приемо-передающую симплексную радиостанцию. В состав основного комплекта РСИ-4 входили:
- Передатчик РСИ-3;
- Приемник РСИ-4 "Малютка";
- Умформер РУН-30А (или РУ-45А) для передатчика;
- Умформер РУ-11А для приемника;
- Микротелефонный щиток;
- Элементы амортизации (это амортизационные подушки передатчика и приемника);
- Наружное жесткое антенное устройство;
- Комплект из пяти кабелей (от умформера РУН-30А для передатчику, от умформера РУ-11А к приемнику, соответствующие кабели от обоих умформеров к бортовой сети и кабель от микротелефонного щитка к умформеру РУН-30А);
- Шлемофон с ларингофонами и телефонами.
Одно из основных отличий от предшественницы заключалось в использовании нового приемника. К тому же он теперь не имел автономного источника питания, а получал электроэнергию от основной бортовой сети самолета через отдельный умформер. Дальность действия радиостанции зависела от многих факторов (к примеру высота полета, погодные условия). В целом же, при работе с типовыми наземными наземными радиостанциями (такими как РАФ, РСБ-Ф, 11-АК) дальность двухсторонней связи могла достигать 130 км (на практике меньше) при полете в диапазоне высот от 5000 до 8000 метров. Дальность двухсторонней связи с самолетами, которые оснащались однотипными радиостанциями составляла около 40 км. Передатчик работал на частотах в диапазоне от 3500 кГц до 5000 кГц. Перед полетом выставлялась одна заданная частота, которая оставалась неизменной до окончания боевого вылета. Рабочие частоты приемника находились в диапазоне от 3750 кГц до 6000 кГц. Для конкретной радиостанции они указывались в ее паспорте. Управление приемником было непосредственным. Летчик мог фиксировать рабочую и запасную частоту. Весовые и габаритные значения основных элементов радиостанции приведены в таблице ниже.
Стоит отметить, что общий вес комплекта радиостанции (без шлемофона и антенны) мог незначительно отличаться в зависимости от типа самолета, так как длина соединительных проводов везде была разная. Мощность, которую потребляла радиостанция от бортовой сети самолета с напряжением в 26 В, при работе на прием, составляла примерно 80 Вт. При работе на передачу это значение возрастало до 210 Вт. Прием мог осуществляться во время всего полета, а непрерывная передача- не более 30 минут. Нормальный режим работы на передачу был циклическим. Он составлял 5 минут работы и 10 минут перерыва. РСИ-4 была рассчитана на работу в диапазонах высот до 11000 метров. Приемник радиостанции представлял собой шестиламповый супергетеродин предназначенный для приема телефонной или тонально-телеграфной передачи. В схеме приемника использовалось три лампы 6К7, одна лампа 6А8, одна 6Г7 и одна 6Ф6. Сама принципиальная схема состояла из нескольких каскадов (усилитель высокой частоты, преобразователь частоты, два каскада усиления промежуточной частоты, каскад предварительного усиления низкой частоты, выходной каскад). Конструктивно приемник представлял собой совокупность радиодеталей (лампы, конденсаторы, катушки, сопротивления, ) и элементов, которые монтировались на каркасе алюминиевой коробки. Все органы управления приемником находились на передней панели. Там же размещалась и шкала с отметками частот, лампочка освещения шкалы и гнезда для включения телефонов. Электропитание от умформера подводилось к задней стенке приемника.
В дальнейшем, по ходу эксплуатации, были разработаны несколько модернизированных приемников. К примеру это РСИ-4А и РСИ-4Д. Последняя модификация была оснащена дистанционным управлением. Передатчик радиостанции предназначался для решения нескольких задач:
- Преобразование энергии постоянного тока от умформера в энергию колебаний высокой частоты;
- Преобразование энергии механических колебаний речи в энергию колебаний звуковой частоты;
- Осуществление процесса модуляции с последующей передачи сигнала в антенну.
На соответствующих скриншотах ниже приведены принципиальные схемы приемника и передатчика радиостанции РСИ-4, в том числе и модифицированных вариантов.
Питание передатчика осуществлялось от умформера РУН-30А. Он предназначался для преобразования тока низкого напряжения бортовой сети (силой в 3,5 А при напряжении 26 В) в ток высокого напряжения (силой 70 мА при напряжении в 450 В). Позже напряжение понижалось до значений в 325 В. Для уменьшения уровня помех умформер был оборудован специальным фильтром, который состоял из двух конденсаторов и высокочастотного дросселя. На более поздних модификациях радиостанции могли применять умформер РУ-45А. Для питания приемника применялся умформер типа РУ-11А.
Для справки. Умформер РУ-11А. Представлял собой экранированный преобразователь постоянного тока, предназначенный для преобразования тока низкого напряжения (силой 1,4 А и напряжением в 26 В) в ток высокого напряжения (силой 50 мА при напряжении 220 В). Был рассчитан на длительную непрерывную работу.
Умформеры подключались соответствующими кабелями к бортовой сети самолета через две штепсельные розетки. Микротелефонный щиток предназначался для управления передатчиком радиостанции, а также для подключения гнезд ларингофонов и телефонов. На нем находился тумблер "прием-передача". От щитка шел кабель к умформеру РУН-30А и двухжильный шнур к приемнику. В шлемофон летчика монтировалось два электромагнитных телефона типа ТА-2 (для приема речи) и два угольных ларингофона типа ЛА-3 (для передачи речи).
Элементы амортизации радиостанции представляли собой подушки для приемника и передатчика. Они состояли из плотного брезента с наполнителем. Основание такой подушки было сделано из тонкого листового алюминия. Крепление приемника или передатчика осуществлялось на четыре ремня.
Размещение радиостанции на истребителях и штурмовиках.
Что касается истребителей, то в целом установка основных элементов радиостанции была схожа. К примеру на Як-1 умформеры и передатчик устанавливалась за бронеспинкой в специальной полке. Крепились они на рамках и специальных лентах. На некоторых самолетах умформер РУ-11А мог находиться в кабине пилота. Для настройки передатчика перед вылетом, был предусмотрен эксплуатационный лючок. Приемник РСИ-4 устанавливался у правого борта, под приборной доской. Его корпус охватывался двумя парами лент, которые крепились к кронштейнам с амортизаторами. Микротелефонный щиток радиостанции устанавливался у правого борта.
На более поздних моделях истребителей (к примеру Ла-7), которые появились ближе к концу войны, в основном использовался модифицированный приемник типа РСИ-4Д. Его управление было дистанционным, поэтому сам приемник теперь также размещался вместе с умформерами и передатчиком в отсеке за бронеспинкой летчика (на уровне между шпангоутами 6 и 7). Это решение позволило увеличить расстояние между приемником и двигателем самолета (а он и был одним из основных источников вибраций) и как следствие снизить уровень помех. Щиток управления приемником на истребителе Ла-7 находился по левому борту кабины летчика. Антенное устройство также отличалось в зависимости от типа истребителя. В целом оно состояло из деревянной мачты, лучей антенны, изоляторов, амортизаторов и других составных узлов. Один конец луча антенны крепился на мачте, а другой- на киле. На скриншоте ниже, в качестве примера, приведена схема установки антенны на истребителе Як-1.
Размещение элементов радиостанции на штурмовиках типа Ил-2 также отличалось в зависимости от модификации. В первую очередь эта касалось одноместного и двухместного варианта. В первом случае, в состав радиооборудования самолета входила только радиостанция. В более поздних двухместных модификациях, помимо радиостанции, в состав радиооборудования был включен радиополукомпас и самолетное переговорное устройство. Соответствующие схемы размещения радиооборудования на одноместном и двухместном штурмовике приведены на скриншотах ниже.
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://retrotexnika.ru/, https://wwii.space/, http://www.rkk-museum.ru/, https://military.trcvr.ru/, http://www.russianarms.ru/, https://aviarestorer.ru/, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, книга В. И. Иванов. Справочник по радиоаппаратуре для инженеров и техников связи, Альбом схем к справочнику по радиостанциям, книга Военного издательства НКО СССР. Радиостанция РСИ-4. Инструкция и описание, книга Военного издательства НКО СССР. Самолет Як-1. Техническое описание, книга Б. М. Каневский. Самолет Ла-7. Описание конструкции, книга Военного издательства НКО СССР. Техническое описание самолета Ил-2.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).