Мария Ермолова.
Не перестаю удивляться мастерству художника Валентина Серова. Работал он на рубеже ХХ века в самую «серебряную» пору. Фотография к тому времени была уже вполне освоена человечеством, и фотографических портретов великой Марии Ермоловой осталось немало. Но портрет работы Серова говорит о ней больше.
Да, фотография была освоена, но границы ее возможностей были четко очерчены. Запечатлеть актрису на сцене во время игры было практически невозможно. Чтобы получилась фотография нужно было хорошенько «застыть» в кадре да еще в определенных условиях освещения.
Что мы видим на фотографиях Ермоловой. Некрасивая, немного суровая женщина, сначала молодая, потом старше и старше. Почти на всех фотографиях в глазах нетерпеливое раздражение — ей явно не хочется «застывать» так надолго.
Почти нигде не увидим мы следов той актрисы, которую сам Станиславский считал величайшей. А если учесть, что артистическая школа Малого театра, в котором работала актриса, была классической, той самой, с которой затеял борьбу еще молодой Константин Станиславский, то это признание дорогого стоит.
И только на портрете работы Валентина Серова мы видим ту самую, великую Ермолову! Величественную, трагическую, сильную.
Родилась она 15 июля (по новому стилю» 1853 года в Москве. Семья была театральной.
Дед ее был крепостным князей Волконских, играл на скрипке в собственном оркестре князя. И видимо, играл так старательно и успешно, что заслужил от князя вольную себе и всей своей семье.
Но театр — это судьба. И от судьбы далеко он уже уйти не мог. Детей своих он отправил учиться актерскому ремеслу. И сам с ними — театральным гардеробщиком.
Особой театральной славы дети его не добыли, но работниками были добросовестными.
Читать далее http://olgaveiga.ru/mariya_ermolova/