Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Абусир располагается между Саккарой и плато Гиза. Тут находятся несколько пирамид фараонов V династии, самые крупные из которых пирамиды Сахура, Ниусера и Неферефра (Нефериркара).
Пирамида Сахура, стоящая несколько особняком от двух остальных пирамид, внешне выглядит весьма похожей на пирамиду Усеркафа в Саккаре. И как у пирамиды Усеркафа в Саккаре, у пирамиды Сахура в Абусире есть припирамидный храм, где сохранились следы применения весьма нетривиальных технологий, намного превышающих возможности древних египтян. Так, в частности, тут сохранилось много следов трубчатого сверления.
Речь идет о создании круглых отверстий и углублений с помощью не привычного в быту сплошного сверла, а с помощью сверла в форме трубки. Такая форма позволяет значительно упростить процесс создания отверстий и углублений в камне, поскольку значительно уменьшается площадь рабочей поверхности сверла. Соответственно снижаются нагрузки на инструмент, равно как и усилие, которое необходимо к нему прикладывать.
При создании углублений с помощью трубчатого сверла в камне создается прорезь в форме окружности на необходимую глубину. Затем сверло вынимается, и наносится боковой удар по оставшемуся в центре материалу (так называемому керну). В результате удара керн обламывается у основании и удаляется. Все – круглое углубление готово. А при создании сквозных отверстий, как довольно очевидно, керн выпадает сам собой. Простая и эффективная технология, которую использовали еще древние египтяне и продолжают использовать на камнеобрабатывающих комбинатах до сих пор.
Однако в Египте есть такие следы трубчатого сверления, которые заставляют вновь вспомнить не о древних египтянах, а о высоко развитой цивилизации богов. Такие следы впервые обнаружил все тот же Флиндерс Петри.
Петри обратил внимание на то, что в местах сверления сохранились отчетливые риски, оставленные сверлом. Такие же риски обнаруживались и на находимых археологами кернах. По параметрам этих рисок на одном из кернов Петри попытался оценить параметры сверлящего инструмента. Для скорости вращения и подачи сверла он получил просто невообразимые значения, которые в тысячи (!) раз превышали параметры современного ему машинного оборудования.
«Достойным удивления является величина сил резания, о которой свидетельствует скорость, с которой сверла и пилы проходили сквозь камень; по-видимому, при сверлении гранита 100-миллиметровыми сверлами на них действовала нагрузка не менее 1-2 тонн» (Ф. Петри)
Но больше всего Петри поразило то, что риски шли по спирали с шагом в 1-2 миллиметра!..
«Такую геометрию спиральных рисок нельзя объяснить ничем, кроме того, что подача сверла осуществлялась под огромной нагрузкой…» (Ф. Петри).
Эти «неудобные» выводы Петри египтологи тоже весьма старательно похоронили. Но следы-то все равно никуда не пропали. Вот и в храме возле пирамиды Сахура есть сверления в гранитных и базальтовых блоках с расстояниями между рисками в миллиметр. Современному же оборудованию подобных шаг при сверлении недоступен – для того, чтобы пройти такое расстояние вглубь сверло должно сделать сотни оборотов!..
Наличие следов высоких технологий в храме позволяет выдвинуть версию, что пирамида Сахура выстроена над более древним ядром. К сожалению, внутренняя конструкция пирамиды обрушилась и представляет из себя сплошные завалы, что не позволяет оценить качества первоначального сооружения.
Пирамиды Ниусера и Неферефра стоят совсем близко друг к другу. Обычно их фотографии приводят в качестве иллюстрации того, как резко деградировало строительное искусство во времена V династии по сравнению с IV династией. Но это вообще имеет хоть какое-то значение, если проводить сравнение с пирамидами-великанами Гизы, Дашура и Медума, которые на самом деле к IV династии не имеют никакого отношения. И если сравнивать их с чем-то предыдущим, то лучше с пирамидами III династии, с которыми они, кстати, имеют массу общего.
Хотя обе похожи ныне просто на две каменные кучки, вблизи неплохо просматривается их ступенчатая структура. Но не только это их объединяет с пирамидами III династии. Их кладка также представляет обычный навал достаточно грубых камней. Все очень близко, например, к Ступенчатой пирамиде Джосера. Хотя здесь даже видится какой-то прогресс – камни стали чуть побольше.
Пирамида Неферефра считается недостроенной. По каким признакам это определили – не понятно. Упоминается лишь облицовка из тонких известняковых плит, которые покрывали не всю пирамиду (вот и все основание).
Печально знаменитый своей приверженностью к динамиту Говард Вайс упоминает о любопытном эпизоде при раскопках, которые проводил Перри:
«После того, как было расчищено десять или двенадцать футов (порядка 4 метров) коридора, рабочие были испуганы громким ревом, и как только они выбежали, облицовка над входом обрушилась и обнажила стену, построенную из больших блоков».
Облицовка оказалась не только не законченной, но и была плохо соединена с основной кладкой пирамиды. Фактически она не несла никакой прочностной функции!!!
Это кардинальным образом отличает данную пирамиду от, например, пирамид Гизы, для которых мы отмечали ранее именно прочностную конструктивную особенность облицовки. И это говорит о принципиально ином подходе создателей этой пирамиды, нежели практиковали строители времен цивилизации древних богов Египта!..
Восприятие облицовки в качестве лишь декоративного элемента ближе к нашему строительному образу мышления. Как и к образу мышления фараонов…
Есть ли у пирамиды Неферефра более древнее ядро – судить сложно, поскольку она полностью обрушена. А вот для пирамиды Ниусера это вполне возможно, поскольку в храме возле нее можно также обнаружить признаки машинных технологий.
Один из блоков черного базальта сохранил след от надреза небольшой дисковой пилой, похожей на современную «болгарку». Рабочие только чуть надрезали блок, а затем раскололи его по линии надреза. Понятен ход событий, но непонятно как именно это сделали – форма следа указывает на такие нагрузки на инструмент, которые невозможно повторить даже при самых современных технологиях. Рабочий с современной «болгаркой» может заглубиться за один проход максимум на миллиметр-полтора, а здесь за одно движение инструмент разрезал сразу 10-15 сантиметров черного базальта!..
Рядом располагается небольшая мастаба Птахшепсеса, в которой можно увидеть два саркофага из гранита изумительного качества. Внутренние стенки этих саркофагов почему-то не только великолепно отшлифованы, но и обмазаны поверх полировки слоем алебастра в несколько сантиметров толщиной.
Зачем мастерам понадобилось покрывать алебастром именно тщательно обработанную плоскость – не ясно. Замазать вполне можно было и необработанную поверхность. И зачем вообще понадобился алебастр?.. (А. Скляров)