«Я жить хочу! — кричит он, дерзновенный. — Пускай обман! О, дайте мне обман! И в мыслях нет, что это лед мгновенный, А там, под ним, — бездонный океан»
Метафизические пояснения: Человек обыденного сознания возводит личное психобиологическое существование на пьедестал превышнего смысла, совершенно не сообразуя содержание собственной бытийственности и уровни своего сознания ни с высотой духотворённости, ни с широтой благостности, ни с глубиной мудрости внутри своей души, пребывая во всепоглощающей забвенности о истинной цели и смысле человеческого рождения и в совершенном неведении величия небесной истинности, способной обратить «копчение небес» во преблаженную праздничность богочеловеческого жизнебытия, соединяющую вечность и временность, царственность Небес и преходящесть планетарной плоти...
И лишь при обретении всецелого осознания смертности психоплоти приходит прозренье, и смерть попирает самое себя, ибо пробуждённый видит себя вечным духом и предвечной душою, временно облечённой во храм планетарных телес, достойных уважения, но не превышнего почитания...
«Бежать? Куда? Где правда, где ошибка? Опора где, чтоб руки к ней простерть? Что ни расцвет живой, что ни улыбка, — Уже под ними торжествует смерть»
Метафизические пояснения: И сколь не бежит во любую сторону и дали по плоскости мирского сознания человек непрозревшей души — убежать от себя не может, и сменяющиеся декорации движения создают лишь иллюзию восхождения, реально доступного только «уверовавшим» во свою божественную природу людям, способную раскрыться «сияющим цветком лотоса среди болот и топей забвенностей» по благодати Небес, сплавленной с истинным взыванием сердца...
«Слепцы напрасно ищут, где дорога, Доверясь чувств слепым поводырям; Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм»
Метафизические пояснения: Пробуждение от «сновидческих наваждений Мары», заставляющих «свято веровать во базарные сюжеты своих снов» даруется лишь через восхождение во бессмертный храм Божий — Царствие Творца внутри нас... Все иные пути-дороги «окольны и обманчивы», ибо заставляют «плутать и блуждать» в поисках лучшей жизни среди иллюзорного «княжества теней мирских», достигать «умозрительных вершин», постигать «несамосущее знание» и веровать «во символы преходящести» супротив духопостигаемой истинности богочеловечности, взрастающей не из «теневой вотчины», а превышнего света изначального Сознания...
Так попирается смерть смертию, и душа человечья воздвигается во великую праздничность богоподобного жития, принося мудрую смиренность мирскому существованию и любящую «эсхатологию» священного братства пробуждённых «образов и подобий» во Творце...