Найти тему
Фотевиль

Фотографии с выдержкой в один год и одну тысячную секунды. О том, как следует отбирать кадры

Фотография это всегда остановленное навечно мгновение. Но каждое ли мгновение ценно для нас в бессрочной перспективе?

Уже догадались о чём я собираюсь сегодня поговорить?

На самом деле тем для разговора сразу две и одна вытекает из другой.

Давайте начнём с самой обыденной и прозаичной.

Вот как лично вы отбираете сделанные вами же фотографии?

Как решаете, что показать другим, а что лучше сразу же удалить?

Казалось бы, всё это очень простые вопросы.

Нравится - оставляешь и показываешь, не нравится - в мусорную корзину. К чему демагогию разводить.

Была это в общем-то коммерческая съёмка. Но бирочка "снято за деньги" сама по себе не отбирает у фотографа хороших моментов. Фото автора.
Была это в общем-то коммерческая съёмка. Но бирочка "снято за деньги" сама по себе не отбирает у фотографа хороших моментов. Фото автора.

И я бы согласился, если бы в реальности это не было одной из самых сложных проблем. Да, я говорю всего лишь об отборе фотографий.

Насколько знаю, для подавляющего большинства коммерческих фотографов, отбор становится главной головной болью и мукой. Я, кстати, не исключение.

Следовало бы условиться с самого начала, что мы говорим о фотографии серьёзно и относимся к ней со всем почтением как к искусству. В семейном архиве можно вообще ничего не удалять и хранить каждый кадр, словно неделимую частичку своих воспоминаний.
Это не означает, что личная и семейная фотография не важны, как раз таки наоборот! Но в них мы дорожим почти всегда исключительно интимными и близкими именно нам моментами, а не исключительностью композиции и сюжета.

Итак, для начала вообразим себя в роли фотографа коммерческого, коих на Руси принято называть фотографами профессиональными.

Представим, мы только что вернулись с фотосессии, скинули фотографии на компьютер и, прежде чем засесть за их обработку, должны отобрать лучшие кадры.

Ну что же, здравствуйте, муки выбора!

Какой кадр предпочесть? Что показать клиенту, а что, возможно, ему не понравится?

Здесь, понятное дело всё решает вкус, а ещё то, что принято у фотографов называть насмотренностью, которая есть по факту ни что иное как опыт.

Я люблю в беседах с учениками проводить такой мысленный эксперимент. Вообразим, что группе людей (будем считать их фотографами) раздали некоторое количество фотографий, с целью отобрать из них определённое количество лучших. Вы же понимаете, что все они, вероятнее всего, составят в итоге разные наборы снимков?
Да, ключевые и по-настоящему удачные кадры, скорее всего, совпадут. Но вряд ли вы встретите хотя бы два одинаковых набора. Вкусы действительно могут довольно сильно отличаться.
Снимки, которые будут чаще всего встречаться в подборках разных людей, с некоторой степенью вероятности можно считать лучшими. Они окажутся неким своеобразным "мейнстримом" - преобладающим и одновременно усреднённым вкусом, если можно так грубо выразиться.
Наверное, такой отбор фотографий на больших выборках просматривающих их фотографов, мог бы стать самым точным. И опять же, совершенно определённо из него ушла бы и авторская уникальность предпочтений.

Самый частый совет в таких ситуациях обычно следующий. Очень быстро просматриваете отснятый материал и помечаете снимки, за которые взгляд зацепился сразу. Спустя какое-то время возвращаетесь к полученной выборке и уже более вдумчиво её просматриваете, если нужно удаляя кадры не вписывающиеся в полученную серию по каким-то причинам.

Причины могут быть разными. Например, излишняя схожесть отдельных фотографий, либо какие-то из снимков при более детальном их рассмотрении оказываются элементарно не так уж и хороши.

Да, как и в случае с обработкой фото, многие рекомендуют сделать паузу и вернуться к просмотру спустя некоторое время, причём чаще всего, чем она больше - тем лучше!

Почему это работает?

Ну, во-первых, при долгом нахождении вами в отснятом материале, как и при написании, к примеру, тех же текстов, ваш глаз "замыливается" и вы перестаёте видеть ошибки и недочёты.

И второе, очень часто автору фотографии оценить снимок адекватно мешает эмоциональный фон, возможно оставшийся после самой съёмки. Такое действительно не редкость, когда фотограф так вдохновлён самим процессом во время фотосессии (случается и моделью), что позже проецирует свои эмоции и на полученные снимки. Но зритель этого, конечно же, не почувствует.

В общем, факт общепризнанный - нужно дать себе какое-то время, чтобы абстрагироваться от ощущений, напрямую не связанных с самим кадром.

Ладно, забудем теперь о съёмке коммерческой.

В одной из галерей я довольно подробно рассказываю об этой своей серии под названием "Три дня из жизни Алисы".
В одной из галерей я довольно подробно рассказываю об этой своей серии под названием "Три дня из жизни Алисы".

Вернёмся к снимкам, которые мы делаем не на заказ, а, что называется - по велению сердца.

Всё сказанное выше, на мой взгляд, отчасти применимо и к тем же уличным кадрам. Но с той лишь поправкой, что в этом случае мы никому ничего не обязаны! Заказчика нет, как нет и обязательных фотографий и мы вольны вообще ничего не показывать зрителю. Наш отбор становится ещё более строгим.

Лучшие кадры обычно при первом просмотре (а иногда ещё в сам момент нажатия на кнопку спуска) видны и понятны. Проблем с ними не возникает. Ты уверен сразу и на все сто. И, как правило, мнение автора относительно по-настоящему удачных снимков не меняется и через десятилетия.

Этот кадр, как ни странно, я сделал на одной из свадеб семь лет тому назад. И он до сих пор мне нравится.
Этот кадр, как ни странно, я сделал на одной из свадеб семь лет тому назад. И он до сих пор мне нравится.

Но есть фотографии, которым нужно как следует отлежаться. Лично у меня это снимки, на которых я попытался уловить некое тонкое состояние момента. Попробовал передать особую атмосферу и ощущение происходящего в кадре на уровне максимальной духовной сопричастности.

Только спустя какое-то время я окончательно могу понять получилось ли это у меня, или же я попытался выдать желаемое за действительное.

Вероятно пройдёт не один месяц, прежде чем я пойму нравится ли мне этот снимок. Фото автора.
Вероятно пройдёт не один месяц, прежде чем я пойму нравится ли мне этот снимок. Фото автора.

И прежде чем я закончу статью, хочу привести ещё один абсолютно гипотетический пример. Его, как и надуманную ситуацию с массовым отбором лучших снимков, я люблю приводить в беседах на тему фотографии.
Только представьте на минутку, и в этом я почти не сомневаюсь, что в телефонах и на компьютерах обычных людей (к "обычным" я сейчас отношу людей не увлекающихся фотографией) среди миллиардов терабайт разношёрстных снимков совершенно точно есть и гениальные.
Однако, мир никогда их не увидит!
А всё потому, что получены они абсолютно случайным образом и автор их, к огромному сожалению, не может дать своим шедевральным фото соответствующей и правильной оценки! Он их просто не замечает. Не исключено, что вообще считает браком и не удаляет только из-за собственной лени.

Сегодняшняя публикация, на первый взгляд, в себе несёт мало практического смысла и построена исключительно на домыслах автора и давно общепризнанных фактах.

Но из года в год я убеждаюсь, что рассуждения на эту тему всё так же беспокоят многих фотографов и не высказаться по этому поводу я не мог.

А теперь финальная тирада, поясняющая заголовок самой статьи.

Для того, чтобы получить фотоснимок вашей камере иногда достаточно выдержки и в одну тысячную секунды. Но вот для того, чтобы понять получилась ли фотография на самом деле, от вас самих, возможно, потребуется выдержка длиною в один год.

Мой инстаграм @egorov .

-7