Найти в Дзене

Тихо сказав «Солнце ещё светит» он склонила голову под нож гильотины. Софи Магдалена Шолль

Оглавление

В школе Софи отличалась прилежностью и тягой к знаниям и особенно любила рисование и музыка.
В школе Софи отличалась прилежностью и тягой к знаниям и особенно любила рисование и музыка.

Софи Шолль, родилась в многодетной семье в 1921 году. Отец Роберт Шолль занимал высокий административный пост мэра города Форхтенберг. В 1932 году семья Шолли переезжает в город Ульям и Софи поступает в реальную школу.


В 1933 год.  Власть в Германии захватила партия НСДАП во главе с Адольфом Гитлером. Роберт Шолль не разделял идеологию нацистов, но дети, как и многие в Германии, были адептами идеалов правящей партии. Софи в двенадцать лет становится членом нацистского Союза немецких девушек.  И к 1935 году она стала лидером нацисткой ячейки. Девушка вела активную деятельность по организации походов, поездок на экскурсии и в палаточные лагеря. Вскоре братья Ганс и Вернер также вступили в Гитлерюгенд.

Отец критически относился к их взглядам, критиковал своих детей, за участие в нацистской организации. Он с ними открыто ежедневно обсуждал политику фюрера. Тем не менее, он оставлял право выбора за детьми.

Начало пути к сопротивлению


В 1935 году в Германии были приняты нюрнбергские расовые законы, по которым права еврейского населения значительно ограничивались.  Это вызвало внутренний протест у Софи, законы противоречили ее взглядам о равноправии.


В 1936 год. В Ульм приезжает важный лидер организации Союз немецких девушек.  Софи предлагает устроить поэтический вечер и лично продекламировать стихи Гейне.  Это предложение вызвало шквал возмущения у лидера, так как поэт еврейской национальности с 1933 года е был запрещён в  гитлеровской  Германии. Вскоре у Софи начались проблемы в школе.

Пол года тяжёлого, подобного военному режиму труда полностью отвратил её от нацизма.  Она Шолль мечтала о прекращении войны и возращении любимого Фрица Хартнагеля, который был на фронте в далекой Украине. Последний раз она видела с Фрицем в мае 1942 года. Девушка не могла ни принять, ни понять его карьеру офицера в армии, считая это сделкой с совестью.

Но и брат, Ганс тоже воевал на восточном фронте. Ганс и Александр Шморель были очевидцами преступлений нацистов на территории Советского Союза и Польши.
Но и брат, Ганс тоже воевал на восточном фронте. Ганс и Александр Шморель были очевидцами преступлений нацистов на территории Советского Союза и Польши.

«Белая роза»


Май 1942 года. Софи - студентка Мюнхенского университета. Ганс уже вернулся с фронта и учился там же на медицинском факультете. Вскоре Софи знакомится с друзьями брата, которых объединяли антинацистские взгляды. 


В июне 1942 года Ганс Шолль и Шморель начали печатать листовки и тайно распространять их в Мюнхене и пригородах. Листовки взывали немцев к сопротивлению нацизму. Листовки выпускались от имени "Белой розы".

Арест и казнь


Январь 1943 года. Мюнхенском университете начались студенческие протесты. Члены «Белой розы» распечатали более тысячи листовок с которыми Софи отправились в университет.


Девушка с третьего этажа сбрасывала листовки во двор учебного заведения, но была замечена убежденным нацистом Якобом Шмидом.  Софи и Ганс были арестованы. При обыске у Ганса была обнаружена рукописная листовка. А в квартире Софи нашли письмо к члену подпольной организации Пробсту, он был вскоре арестован.

Допросы Софи в гестапо длились беспрерывно в течение трех дней.
Допросы Софи в гестапо длились беспрерывно в течение трех дней.

Открытый судебный процесс над Гансом, Софи и Пробстом состоялся 22 февраля. Председательствовал Роланд Фрейслер, ярый нацист известный своей нетерпимостью к евреям и жестокостью к врагам Рейха. Все трое были признаны изменниками Великой Германии и приговорены к смертной казни.


Софи мужественно вела себя на допросах, на суде и перед казнью. Девушка, чья жизнь оборвется через минуту, гордо смотрела на палача Йохана Райххарта, казнившего более трех тысяч   человек и произнесла - "Солнце ещё светит".

Памятник Гансу и Софи Шолль.
Памятник Гансу и Софи Шолль.