Крым уже с середины XIX века являлся общеимперским курортом, становясь со временем всё более и более популярным. Период до 1917 года оставил после себя огромное количество красивых усадьб, домов и дворцов, которых спасло от разрушения то, что большевики решили оставить за Таврией статус курортного региона.
Объехать все красивые здания полуострова крайне сложно из-за того, что их много, однако кроме показанной в прошлой части Ливадии мне удалось чекнуть популярные Воронцовский дворец и Ласточкино Гнездо. Посмотрим, насколько они крутые.
Другие статьи о Крыме: Обзорный пост, Ялта. Часть 1, Ялта. Часть 2, Гурзуф, Массандра, Ливадия, Ай-Петри, Караимы, Фиолент, Балаклава, Севастополь. Часть 1, Севастополь. Часть 2, Штормовое, Казантип, Евпатория. Часть 1, Евпатория. Часть 2, Евпатория. Часть 3
1. До Алупки, небольшого городка, где находится Воронцовский дворец, ходит несколько маршруток из Ялты, как имеющие здесь конечную остановку, так и проходящие. Парк междугородних и пригородных автобусов Крыма на 75% (а то и больше) стоит из старинных и некомфортных машин, ездивших здесь задолго до 2014 года. Россия, похоже, не собирается обновлять автобусы.
2. При этом автобусные остановки на полуострове можно классифицировать как отдельный вид искусства, настолько они крутые. Здесь повсеместно применяются нестандартные остановки разных форм и с разным оформление. На кадре ниже и кадре выше - лишь те, что удалось сфоткать не из окна транспорта.
3. Дорога к дворцу.
Его строили в 1828-1848 годах по проекту английского архитектора Эдварда Блора для генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Воронцова. Я его неоднократно упоминал в статьях о Крыме как человека, вдохнувшего жизнь в завоёванные в конце XVIII века территории.
4. Граф родился в 1782 году в Петербурге, однако юность и молодость он провёл в Лондоне, где получил отличное образование. Оттуда он вынес любовь к Англии и всему английскому.
По возвращении с Британских островов Михаил начал строить военную карьеру и значительно преуспел в этом: он принимал участие в русско-турецкой войне 1806-1812 годов, в наполеоновских войнах в Европе (например, в сражении под Фридландом), в Отечественной войне 1812 (получил ранение в Бородинской битве), в заграничном походе русской армии.
5. По возвращении из Европы Михаил Воронцов, уже заслуженный военный, был назначен губернатором так называемой Новороссии и пребывал в этой должности в 1823-1854 годах. Тогда Новороссией назвали приобретённые в войнах с Османской империей в конце XVIII века Северное Причерноморье, Крым и Бессарабию (Молдавию).
При нём на этой прежде захолустной земле началось бурное развитие: развивались города (больше всех - Одесса), строились дороги, основывались порты, устраивались курорты и так далее. Одним словом, Воронцов - нестандартный российский чиновник.
6. Плюс граф явно обладал отличным вкусом. Поразительно эклектичная архитектура дворца создавалась при его участии, и здесь смешано несколько стилей: к классической основе добавлены элементы готики и мавританского стиля. При строительстве был использован местный материал - диабаз, который своим благородным серо-коричневым цветом придал дворцу слегка северный вид.
7. До Революции 1917 года дворец принадлежал семье Воронцовых, а после неё был национализирован. Тут был открыт музей - и показывать было что. От владельцев комплекса осталась коллекция живописи, библиотека, шикарный интерьер.
Во время Ялтинской конференции, о которой я подробно рассказал в предыдущей статье про Ливадию, все три делегации (президента США Рузвельта, премьер-министра Великобритании Черчилля и Джугашвили/Сталина) жили в разных дворцах, благо что их в округе много и выбор был. Джугашвили жил в Юсуповском дворце, Черчилль - здесь в Воронцовском, а Рузвельт - в Ливадийском.
8. Такое поместье мог себе позволить только умопомрачительно богатый человек, но кроме этого Михаил Воронцов ещё владел огромным дворцом в Петербурге (архитектор - Бартоломео Растрелли) на Садовой улице, в котором сейчас располагается Суворовское училище, простеньким дворцом в своей любимой Одессе, столице генерал-губернаторства, а также в Тбилиси.
Вспомогательные помещения:
9. В 1945-1955 годах здесь была государственная дача - как я уже замечал, советским чиновникам была отнюдь не чужда жизнь по-царски, а после музей сюда вернули.
10. Интересно, что во время работы Воронцова губернатором в Одессе в ссылке (1820-1824) находился Александр Пушкин. Их отношения сразу не заладились и потом оставались плохими. Поэту не нравились мелочные поручения по службе от губернатора, а Воронцову - любовные интриги Александра Сергеевича, в том числе с его женой.
Сохранилась такая эпиграмма на графа:
Певец-Давид был ростом мал,
Но повалил же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.
11. И ещё одна:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Не уверен, что Михаил Воронцов объективно заслуживал таких оценок.
12. После ухода с должности генерал-губернатора Новороссии Воронцов отправился на Кавказ, где служил военным наместником до 1853 года. Видя ухудшение своего здоровья, князь попросился в отставку. В 1856 году он умер в любимой Одессе и был похоронен там же.
13. Двигаемся в регулярный парк, один из самых красивых, что я видел когда-либо. Он создавался одновременно с дворцовым комплексом под руководством немецкого садовника Карла Кебаха.
14. Кебах был потомственным садовником из города Зигмаринген, что ныне располагается в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Он принял приглашение графа Воронцова (только вот как тот его нашёл?) и в итоге остался в Крыму до конца жизни, обзавёлся здесь семьёй. Кебах занимался садами и в других дворцово-парковых комплексах. Его дети и внуки также стали садовниками.
15. Вид на южный фасад палаца, справа виден айван (ниша в арабской архитектуре). Удивительная красота!
16. Всё это дополняется видом на гору Ай-Петри.
17. То, что парк впечатляет - действительно не дежурные слова. Он устроен на склоне горы, что только добавляет живописности. Ручьи здесь образуют небольшие водопады, спускаясь среди лестниц и бурной южной растительности. Дорожки ограждены парапетами из натурального камня. В общем, тут очень здорово!
18.
19. Все кусты аккуратно подстрижены. Соблюдается идеальный порядок, дело Карла Кебаха живёт.
20. Сосна, моё любимое дерево, растёт практически по всему миру.
21. То тут, то там проглядывает красивое лазурное море. Погуляв по Воронцовскому парку, отправляюсь к максимально популярному Ласточкиному гнезду.
22. Если Воронцовский дворцовый комплекс находится непосредственно в городе Алупка, то Ласточкино гнездо - в посёлке Гаспра, расположенном чуть ближе к Ялте, на мысе Ай-Тодор (Святой Феодор). Этот «замок» (очень преувеличенная характеристика) стал настоящим символом Южного берега Крыма.
23. Название мыса Ай-Тодор не случайно: в Средние века здесь располагался греческий православный монастырь, следы которого теряются в XIX веке. В 1835 году здесь был сооружён небольшой маяк.
Примерно тогда же во время превращения Крыма в курорт при губернаторе Воронцове эта земля попала во владение к баронессе Софии Беркгейм, потом участком владела семья Гончаровых, которые в скором времени продали имение.
24. В 1888 году некий врач Адальберт Тобин и его жена Елизавета (урождённая фон Штейгель) покупают это имение и возводят на отвесной скале небольшой дом, который назвали «Ласточкино гнездо». Выглядел он в тот момент так (фото Прокудина-Горского):
25. Современный готический облик дом получил при следующем владельце - московском миллионере Сергее Рахманове, выкупившем участки в 1911 году. Перестройку здания осуществлял архитектор Николай Шервуд. Было бы очень интересно посмотреть, как строители производили работы в условиях отвесной скалы.
26. Последними жителями поместья были дочь Рахманова с мужем, покинувшие его в 1920 году перед приходом сюда большевиков. Они, по традиции, разграбили дом, а довершила разрушение природа: в 1927 году произошло землетрясение, после которого часть скалы рухнула в море (это заметно при сравнении фото №24 и №25).
Восстановление Ласточкиного гнезда произошло в 1960-е годы, и оно стало узнаваемым символом Крыма.
27. Но признаться честно, меня это место не впечатлило. Прежде всего, отталкивает взимание платы за вход на территорию (100 рублей) и за вход внутрь дома (100 рублей). При том, что на территории нет ничего, кроме собственно дворца, а внутри него - просто пустота, прямо совсем ничего: мраморный пол и оштукатуренные стены. На второй этаж (в башню) подняться нельзя. На мой взгляд, это свинство!
Сам по себе дом из-за своего малого размера также не впечатляет. Но архитектура по кайфу.
28. Зато можно хотя бы обойти вокруг «Ласточкиного гнезда» по краю скалы:
29. Здесь снимался один из моих самых любимых советских фильмов - «Десять негритят» (1987) по одноимённому роману Агаты Кристи с Татьяной Друбич, Владимиром Зельдиным, Александром Абдуловым. Режиссёр - великий Станислав Говорухин.
30. Бескрайнее море прекрасно.
31. В бухте сохранился старый причал с ржавыми металлоконструкциями:
32.
33. Уже возвратясь домой, я понял, что досадно упустил лучший дворец ЮБК - дворец Дюльбер в мавританском стиле за авторством главного архитектора Ялты Николая Краснова. Не совершайте моей ошибки и смело смотрите его вместо «Ласточкиного гнезда»! При этом Воронцовский дворец и его парк непременно достойны посещения.
Друзья! Будет здорово, если вы поставите мне лайк (разумеется в том случае, что вам понравилось) или напишете комментарий, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.