Найти в Дзене
Прожектор

Алексей Герман: цитаты о жизни и кино

Оглавление
20 июля режиссёру Алексею Юрьевичу Герману могло бы исполниться 83 года. В память о мастере мы сделали небольшую подборку незаезженных цитат из его интервью разных лет – о родителях, трудностях съёмок, выборе актёров и вопросах творчества.
Алексей Герман даёт интервью журналисту Рону Холлоуэю (1988 год)
Алексей Герман даёт интервью журналисту Рону Холлоуэю (1988 год)

Как водится, делаем оговорку, что любое отдельное высказывание – взятое из письма, дневника, беседы – никогда не раскрывает всего масштаба личности человека, а лишь подсвечивает одну из граней. Это всегда "настроение минуты". О любимом режиссёре и его фильме "Мой друг Иван Лапшин" мы писали здесь.

Об отце

Юрий Павлович Герман, отец и известный писатель, в Архангельске во время работы спецкором ТАСС на Северном флоте/ Фото 1942 года из книги "Герман. Интервью. Эссе. Сценарий"
Юрий Павлович Герман, отец и известный писатель, в Архангельске во время работы спецкором ТАСС на Северном флоте/ Фото 1942 года из книги "Герман. Интервью. Эссе. Сценарий"

К старости всё больше и больше начинаешь понимать, что ближе, чем родители, у тебя и не было никого на самом деле. И поэтому я, когда сюда попадаю <в Санкт-Петербург – Ленинград>, каждый раз дёргаюсь, потому что думаю, что мимо этих чёрно-грязных домов, мимо этой отшлифованной набережной ходил тощий юноша с наполеоновскими мечтами в голове <отец>. Он замечательно знал классику, наизусть знал Толстого (огромные куски!). И было-то ему всего 19 лет. И меня, конечно, начинает как-то это дело теребить за сердечные нервы. Именно так.

"Герман, сын Германа" (2005)

Отец мой был благороднейших качеств человек. Мне его очень не хватает. И я считаю, что это вообще лучший человек, которого я встречал (если можно так сказать) на земле. Он был замечательный, добрый, прекрасный, широкий и в чём-то наивный человек. Допустим, он был очень увлечён Сталиным в тридцатых годах. Но он и был на приёмах у Сталина <...>. Он понял где-то году к сорок девятому, что такое Сталин <...>. Я помню, как я вошёл в комнату к отцу и сказал: "Папа, умер товарищ Сталин". И папа вскочил, и он ходил взад и вперёд и говорил: "Сдох, сдох, сдох. Не бойтесь, хуже не будет, хуже не будет..."

"Германология" (2008)

"Проверка на дорогах"

Настоящий фронтовик Владимир Заманский в трудной и убедительно сыгранной роли Лазарева / "Проверка на дорогах" (© Ленфильм, 1971)
Настоящий фронтовик Владимир Заманский в трудной и убедительно сыгранной роли Лазарева / "Проверка на дорогах" (© Ленфильм, 1971)

Был некоторый стандарт в изображении войны. Это не должно быть кроваво, потому что это сразу называлось "натурализм". Это не должно быть похоже на мелкие (не мелкие – важные!) жизненные трагедии, потому что сразу говорилось "окопная правда". Была масса формулировок. Например, что такое "окопная правда"? А какая ещё может быть правда? Оказывается, была ещё "генеральская правда", "объективная правда". Были формулировки совершенно идиотические, например: "Войну выигрывали бритые, красивые и молодые".

Интервью Рону Холлоуэю (1988)

Константин Симонов, посмотрев "Проверку на дорогах", говорил: "Принципиально важно, чтобы эта картина вышла".

"Герман, сын Германа" (2005)

Странная вещь: на этой картине схлестнулись прогрессивное и реакционное крылья партии. Они были. <...> Все эти люди написали письма в ЦК. Поэтому на Всесоюзном идеологическом совещании Демичев и Суслов сказали самые резкие слова об этой картине, которые заканчивались фразой: "Вы эту картину, товарищи, не видели и не увидите". <"Проверка на дорогах", законченная в 1971-м, пролежала на полке 14 лет и вышла на экраны только в 1985-м>.

"Германология" (2008)

В нескольких сценах Алексей Герман воссоздаёт гнетущую атмосферу жизни в оккупированной деревне. Нужное настроение передаёт мелодия Исаака Шварца (фрагменты подбирал лично режиссёр) /  "Проверка на дорогах" (© Ленфильм, 1971)
В нескольких сценах Алексей Герман воссоздаёт гнетущую атмосферу жизни в оккупированной деревне. Нужное настроение передаёт мелодия Исаака Шварца (фрагменты подбирал лично режиссёр) / "Проверка на дорогах" (© Ленфильм, 1971)

Я проходил на той же "Проверке на дорогах" достаточно серьёзные вещи: и увольнение со студии, и строгие выговора, и крики, и плачущего директора Ленфильма: "Лёшка, сделай переделки – меня посадят!" А когда тебя ещё выставляют в двадцать четыре часа из Москвы с твоей картиной <...>, когда тебе картину запрещают... У меня же тоже была тяжёлая депрессия. Полтора месяца пролежал лицом к стене. Я же всё-таки эту штуку очень долго делал. Вкладывалась в неё и Светлана <Светалана Кармалита, жена и бессменный соавтор>. Вкладывался в неё и Владик Заманский <Владимир Заманский, исполнитель роли Лазарева>, который совершенно непростую жизнь провёл! Он был танкистом, воевал в танке, он горел. И все ждали, вся бригада, когда он наконец сгорит. Потому что их бы отправили на переформирование – остался один танк.

"Герман, сын Германа" (2005)

Пришёл момент, когда член Политбюро, замечательный человек Александр Яковлев спросил меня: "Вы не помните, за что запретили «Проверку на дорогах»?" Я заплакал. Сказал: "Вам не кажется, что это я должен у вас спросить, у члена Политбюро? За что мне погубили жизнь, за что меня уволили со студии?"

"Герман, сын Германа" (2005)

"Двадцать дней без войны"

Алексей Герман, Михаил Кононов, Юрий Никулин. Разговоры на съёмочной площадке / "Двадцать дней без войны" (© Ленфильм, 1977)
Алексей Герман, Михаил Кононов, Юрий Никулин. Разговоры на съёмочной площадке / "Двадцать дней без войны" (© Ленфильм, 1977)

Единственный момент соединения интеллигенции и власти в тридцатых-сороковых годах – это была война.

"Герман, сын Германа" (2005)

Вот если нарисовать настоящего русского интеллигента, я бы нарисовал Никулина. Я совершенно не понимал, за что они его так ненавидели, за что они не давали ему сниматься <Юрия Никулина долго не утверждали на роль фронтового корреспондента Лопатина>. Я на пароходе спал только для того, чтоб меня не застал директор студии с приказом о том, чтобы Никулина снять с роли. "Пьяный алкоголик" – он вообще непьющий человек! – чего только про него не было. От меня всё время требовали его заменить. Пока Симонов не устроил скандал. Никулину разболтали гримёры всю эту историю – и он никогда не показал, что он это знает.

"Герман, сын Германа" (2005)

Без Никулина, с любым иным артистом, наша картина развалилась бы, всё стало бы отдельными вставными номерами — актёрскими или типажными, и невозможной стала бы вся стилистика, построенная на слиянии сцен, кажущихся странными, с подробной, выходящей часто на первый план несыгранной жизненной средой. Соединить всё это смог, на мой взгляд, только Никулин своей неяркой (намеренно неяркой – артист он очень яркий) игрой.

Алексей Герман. Правда – не сходство, а открытие (2001)

Своё отношение к фильму Константин Михайлович долго не высказывал. Хотя, как мне говорили, понимал, что картина, во всяком случае, честная. Когда на одном из просмотров кто-то обронил:

– Тяжёлый случай...

Симонов, умевший порой "недослышать", уточнил:

– Картина тяжёлая, но хорошая.

На премьере он нервничал. Потом сказал, что работать со мной не будет:

– За это время я книжку мог написать.

И лишь несколько лет спустя отметил в "Литературной газете", что фильм ему нравится.

Алексей Герман. Постижение добра (1985)

Лия Ахеджакова в сцене с часами / "Двадцать дней без войны" (© Ленфильм, 1977)
Лия Ахеджакова в сцене с часами / "Двадцать дней без войны" (© Ленфильм, 1977)

Ни одной картины без участия своих родителей я снять не мог. В "Двадцати днях" мы просто со Светланой написали эпизод, которого не было никогда нигде ни у кого – мы написали мою маму. Её играет Лия Ахеджакова. Это моя мама. А мальчик Вадик – это я.

"Герман, сын Германа" (2005)

"Мой друг Иван Лапшин"

Андрей Миронов, Нина Русланова, Андрей Болтнев / "Мой друг Иван Лапшин" (© Ленфильм, 1984)
Андрей Миронов, Нина Русланова, Андрей Болтнев / "Мой друг Иван Лапшин" (© Ленфильм, 1984)

У папы о Лапшине есть две книги. Одна – прелестная, высокохудожественная книжка "Лапшин". Симонов считал, что такое может написать только старый человек, а пришёл мой папа, двадцатитрёхлетний, – и написал. Это была вещь об одиночестве, написанная в стране, где отрицалось одиночество. В этом сила папы, за которую я его так и ценю. Вторая – "Один год", плохо написанная, вся построенная на любви к Хрущеву и желании ему угодить.

Из книги Антона Долина "Герман. Интервью. Эссе. Сценарий" (2018)

Мы довольно быстро поняли, что интересно снимать кино про время и совсем неинтересно снимать кино про любовный треугольник. Мы оказывались в роли Бога, потому что мы про них <героев фильма> всё знали. Мы знали, куда денется Иван Бодунов, он же Лапшин, и вся его бригада <...>. Мы знали, что будет с Ханиным, которого исполняет Миронов <...>. Как они мечтают – что получится, что не получится <...>. На этом была построена вся картина.

"Герман, сын Германа" (2005)

Нам не годилась такая хроника парадная – нам годилась только техническая хроника, технические фотографии. Потому что парадная хроника врёт во всех странах: врала в Германии, я думаю, врёт в Америке; как нигде, наверное, в другом месте, врала у нас. То есть что значит "парадная"? Вообще хроника. У нас не парадной хроники не было – у нас хроника обязана была отражать "положительные явления": отражать радости, события. Она не должна была просто показывать улицу. Поэтому для того, чтобы хоть как-то увидеть, как мы жили, мы должны были выбирать технические вещи.

Интервью Рону Холлоуэю (1988)

Андрей Болтнев в роли Ивана Михайловича Лапшина, начальника уголовного розыска в вымышленном городе Унчанске начала 1935 года / "Мой друг Иван Лапшин" (© Ленфильм, 1984)
Андрей Болтнев в роли Ивана Михайловича Лапшина, начальника уголовного розыска в вымышленном городе Унчанске начала 1935 года / "Мой друг Иван Лапшин" (© Ленфильм, 1984)

Как мы нашли артиста Болтнева? Нам на роль Лапшина был нужен человек, во-первых, лучше всего – совсем неизвестный. Во-вторых, обладающий свойством, которое мы бы сформулировали так: это должен быть человек, занесённый в Красную книгу; человек, которого сейчас нет; человек истреблённый; человек с печатью – прости меня, Андрей – гибели на лице. Вот нам нужен был такой человек – человек, который не дожил.

Встреча в Концертной студии Останкино (1989)

Я повторяю, что для меня, когда западный человек смотрит "Лапшина" – это полное ощущение рассказа африканскому негру про валенки. Про снег надо рассказать, про холод – иначе ничего понять нельзя. Я не верю, что западный человек, не живший в Советском Союзе, не знавший нашу жизнь, может это понять. Он может просто ощутить некоторые другие выразительные средства, которые применены в этой картине – не более того, как мне кажется.

Интервью Рону Холлоуэю (1988)

"Хрусталёв, машину!"

Кадр из, пожалуй, самой тяжёлой, но важной картины Германа / "Хрусталёв, машину!" (© Ленфильм и др., 1998)
Кадр из, пожалуй, самой тяжёлой, но важной картины Германа / "Хрусталёв, машину!" (© Ленфильм и др., 1998)

Мы вообще не очень снимали про 53-й – так уж получилось. Мы хотели разобраться в себе. Например, почему мы такие добрые, что всё прощаем друг другу. Вот Анну Ахматову всё волновало, что встретятся Россия, которая сидела, с Россией, которая сажала. А потом выпустили людей, все встретились. Ну что было бы в другой стране? Наверное, резня, а у нас – все сказали "спасибо большое", и всё. Вот такие мы...

Из интервью после выхода фильма "Хрусталёв, машину!" (1997–1998)

Ставил-то я в основном отца. А даже когда я не ставил, это было про отца. "Хрусталёв, машину!" – это гипотетическая история, которая могла быть со мной, с отцом в те времена...

"Германология" (2008)

В "Хрусталёве" я решил представить, что было бы со мной, если бы папу посадили, а нас с мамой переселили бы в коммуналку. Это фантазия, сон, наш ужас. В этом страшном сне мы были достаточно беспощадны к самим себе <...>. Тогда мы придумали, что мальчик будет доносить на папу. Этого никогда не было!

Из книги Антона Долина "Герман. Интервью. Эссе. Сценарий" (2018)

Об одном неосуществлённом замысле

Жена и соавтор Светлана Кармалита, Алексей Герман, актёр Юрий Цурило в период работы над фильмом "Хрусталёв, машину!", 1990-е годы / © Фото Сергея Аксёнова
Жена и соавтор Светлана Кармалита, Алексей Герман, актёр Юрий Цурило в период работы над фильмом "Хрусталёв, машину!", 1990-е годы / © Фото Сергея Аксёнова

Мы будем снимать либо "Трудно быть Богом" по братьям Стругацким, либо о двух императорах... Хочется порассуждать про Петра Первого и Александра Второго. При одном население России уменьшилось на треть, в церкви практически была упразднена тайна исповеди: священники должны были доносить и доносили исправно всё это время... И при этом Россия стала великой державой, вышла к морю... Ценой дикой крови. И вся страна – в памятниках Петру! А второй – отменил рабство в стране, ввёл равный суд, которого не было нигде в мире: можно было губернаторов в суд потянуть. К собственным убийцам пошёл спрашивать, зачем они это делали. И ни одного памятника ему – хоть тресни! И интеллигенция его ненавидела. И вот как разобраться, что это такое?

Из интервью после выхода фильма "Хрусталёв, машину!" (1997–1998)

Об интеллигенции и советском диссидентстве

Мы отличались от пусть самых талантливых ребят, которые существуют сейчас, тем, что мы считали своей функцией, своей жизненной задачей принести пользу своей родине. Светлана была ближе к диссидентству <...>. Я к диссидентам относился достаточно иронически – то есть уважительно, но я понимал, что этот дредноут никто никогда не покачнёт.

"Герман, сын Германа" (2005)

О себе

Существует такая лекция Тарковского – когда он говорит там про меня, он говорит: "Но он никогда не будет знаменитым". А я правда, так сказать, широко известный в узком кругу человек.

"Герман, сын Германа" (2005)

P. S. О современности. Вспоминает кинокритик и друг режиссёра Любовь Аркус

Алексей Юрьевич Герман / © Фото Геннадия Авраменко
Алексей Юрьевич Герман / © Фото Геннадия Авраменко

"Он и не пил почти, да и никогда не пил, да и в тот раз бокал вина разве, а я насвистывала какую-то песенку, и он попросил вдруг: "А ты можешь про посёлок Рыбачий?" И я, счастливая, что могу порадовать его, затягиваю поначалу вкрадчиво, а потом расхожусь по полной:

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход <...>

Я стараюсь вытягивать правильно, потому что знаю, как он чуток ко всему, и не сразу вижу, что он… плачет. Никогда – ни до, ни после – его слез я не видела".

"Любка, – говорит он, грузно поднимаясь из-за стола и опираясь на палку, – я там жил. Туда приезжал папа… всё как-то глупо получилось с тем, за что мы так долго боролись… Я уже с трудом, но вполне отчетливо вспоминаю, что мы боролись совсем не за то, что сейчас происходит".

Любовь Аркус. Предсловие к сборнику "Герман" (2020)

Отец Юрий Герман, сын Алексей Герман и капитан эскадренного миноносца "Гремящий" Антон Гурин / Фото 1942 года из книги "Герман. Интервью. Эссе. Сценарий"
Отец Юрий Герман, сын Алексей Герман и капитан эскадренного миноносца "Гремящий" Антон Гурин / Фото 1942 года из книги "Герман. Интервью. Эссе. Сценарий"
С вами был "Прожектор". Берегите себя и близких, не забывайте о главном и – смотрите хорошее кино 🙂