В прошлой статье "Могли ли монголы Чингисхана побеждать, будучи отсталыми кочевниками?" я писал, что кочевники вовсе не были отсталыми, как кому-то хочется их представить. Имели они и железное оружие, и сами изготавливать его умели.
Но другим просто "убийственным" аргументом отрицателей монголо-татарского нашествия на Русь является то, что монголы просто не могли дойти до Руси. Вот не могли и все тут! Дескать, зимой по заснеженной тайге конная армия пройти не могла от слова "никак".
В статье я хочу рассмотреть вопрос возможности перехода армии из Южной Сибири или Монголии до Южного Поволжья за отведенное время. Армию буду для простоты называть монгольской, не вдаваясь в подробности ее этнического состава.
Я не буду приводить аналогии, что гунны как-то до Придонья дошли, а монголы не могли. Не буду говорить, что гунны с боями по Европе прошлись аж до Пиренейского полуострова, а монголы в марше по завоеванной ранее территории преодолеть аналогичное расстояние по степи не могли. Это эмоции. Интересуют факты.
Вот эти факты и рассмотрим.
Согласно "Сокровенному сказанию монголов", в 1229 году, придя к власти после смерти Чингисхана, его сын Угэдей отправил на запад две армии: одну против Джелал ад-Дина, вторую – против кыпчаков. Другое решение о походе на Запад против Кыпчака и Булгара было принято на курултае в 1235 году. Учитывая, что корпус Субэдэя уже несколько лет воевал с Волжской Булгарией, решение курултая 1235 года сводилось фактически к необходимости усиления Субэдэя для окончательного разгрома Булгарии и завершения этой войны.
Итак, после разгрома Цзинского Китая в 1235 году в Кыпчак отправляется армия под предводительством внука Чингисхана Бату, которая и участвовала в военных действиях на территории Руси в 1237-1238 годах.
Дополнительно выделенные курултаем силы соединились с воюющим с половцами и булгарами корпусом Субэдэя осенью 1236 года. Волжская Булгария, согласно Лаврентьевской летописи, была разгромлена в 1236 году. Незадолго до того, в начале 1236 года, были разбиты половцы под предводительством хана Котяна.
Пожалуйста, оставьте свои язвительные замечания, что "Сокровенное сказание" - современная фальшивка, написанная русскими, но почему-то на китайском, переданная китайцами опять же русским, из которой монголы только в XX веке узнали о своем героическом прошлом. Сейчас интересует возможность перехода армии из Монголии до Руси.
Возьмем не совсем уж скромную численность этой армии в 60 тысяч воинов или 200 тысяч коней. Ну раз уж "альтернативщики" всегда исходят из расчета 3 лошади на воина (ездовая, вьючная и боевая), то будем придерживаться этих цифр. Тем более, что цифра в 60 тысяч воинов согласуется со сведениями Рашид-ад-Дина.
Итак, проблема, могли ли монголы дойти до Руси, собственно, трансформируется в вопрос: могла ли армия Бату (Батыя) дойти до южного Поволжья к осени 1236 года, выступив в 1235 году.
Расстояние от Барнаула, где, как утверждается, собиралась армия для Западного похода, до Астрахани или Волгограда по географической прямой составляет 2600-2700 километров. Двигаясь по казахским степям в течение, например, 9 месяцев, чтобы дойти до места назначения осенью, армии требовалось в сутки преодолевать всего порядка 10 километров. Ну ладно, 15 километров в сутки, если сперва они дождались окончания зимы и только весной выступили в поход.
Обратите внимание также на карту. Армии совершенно не было никакой необходимости совершать поход по сибирской тайге, так как самый удобный и короткий путь проходит как раз по степи через современный Северный Казахстан. Здесь я, конечно, не рассматриваю вариант полного топографического критинизма монгольских военачальников на случай, если им вдруг вздумалось пойти по тайге и болотам, причем зимой.
Возможен ли такой переход?
Согласно нормам РККА, для конницы при средней скорости 6,5-7,5 км/ч нормальный среднесуточный переход в походном нефорсированном марше составляет 50 километров (вместе с привалом, водопоем и пр). То есть, преодолевать расстояние в 15 километров в сутки, сохраняя силы, монгольские лошади могли. Вообще, двигаясь со скоростью 6-7 км/ч, армии для преодоления расстояния в 15 километров достаточно было 2-2,5 часа движения в сутки.
А теперь перейдем к любимому козырю отрицателей нашествия кочевников: чем питалась эта армия на марше?
И снова. Пожалуйста, не надо повторять выкладки Еникеева из его книги "Корона Ордынской империи", не надо писать про тысячи и тысячи подвод с овсом. Поверьте, глупость, будь она повторена хоть миллион раз, останется все той же глупостью.
Как уже было сказано, передвижение армии пришлось преимущественно на весну-лето. В это время степи весьма плодородны, коню в степи пропитания более, чем достаточно.
Вы скажите, что собранные в одном месте 200 тысяч лошадей быстро выщипают всю траву, причем большая часть останется голодной. Да, это так. Но это так при условии недальновидности военачальников. А военачальники в этой армии сами были кочевниками, прекрасно все понимали и могли, например, делать остановки не сразу всей армии, а отдельными отрядами поочередно, "выедая" при этом не только одно отдельное место, а, как саранча, всю полосу движения.
Предположим, что вся эта 200-тысячеконная армия двигалась колонной в 2 километра по фронту. Тогда площадь суточных пастбищ, учитывая 15 километров суточного перехода, составит 30 кв.км. Или 150 кв.м. пастбища на каждого коня в сутки. Мало? Предостаточно!
А чем питались воины? Заметим, что армия шла по уже завоеванной территории. И в ее распоряжении были все ресурсы, включая тех же овец, которые могли готовиться по ходу армии заранее специально выделенными передовыми отрядами.
Но вернемся к вопросу: могла ли конная армия монголов перейти из Южной Сибири или Монголии до Южной Руси за отведенное время.
Да, могла!
Далее следует заметить, что эта армия соединилась с армией Субэдэя и разбила Волжскую Булгарию в 1236 году. А на Русь напала лишь в начеле зимы 1237 года. То есть, далеко не "с колес в бой". Поход на Русь планировался всю весну, лето и осень 1237 года. То есть, на Русь пошла не уставшая от тысячекилометрового перехода армия, а отдохнувшая за лето, усиленная, в том числе, покоренными половцами и булгарами. И шла эта армия вовсе не из Монголии, а собиралась в районе Воронежа.
Кратко повторю содержание статьи. Во-первых, армия шла не зимой, а весной и летом 1236 года. Во-вторых, армия шла не по тайге, а по казахстанским степям. В-третьих, армия шла по собственной территории, население которой всячески обязано было содействовать ее передвижению, в том числе, снабжая провизией и конями.
Ну не получается никак складная картинка, будто шедшая зимой по тайге армия монголов замерзла по пути в заснеженной тайге или, как минимум, оказалась настолько вымотанной, что ни о каком нашествии на Русь и речи идти не могло. Не получается!