Сегодня я хочу рассказать о французском балетмейстере Анжелене Прельжокаже. Сам он албанец, выходец из Черногории. Он получил классическое образование, но затем решил связать свою жизнь с современным балетом. Поступил в Парижскую консерваторию и уже никогда не изменял современному направлению.
В нашей стране этот балетмейстер известен по балету «Парк», который в свое время привозила Парижская опера. На сегодняшний день этот спектакль с большим успехом идет в Мариинском театре. В Европе почти во всех театрах идут балеты Прельжокажа. И я хочу рассказать о некоторых основных его спектаклях.
Спектакль «Возвращение в Барратам» 2015 года, на музыку Фридриха Генделя. Этот балет был специально поставлен для сцены Папского дворца в Авиньоне. Трагедия Гражданской войны в Югославии раскрывается через историю девушки Кати, возлюбленной главного героя, в поисках которой он возвращается в родной город.
Другой его балет «Ночи» 2013 года. Это фантазия по мотивам сказок «Тысяча и одна ночь». Спектакль погружает зрителя в мир восточных тайн, мистических образов и фантазий, составляющих неотъемлемую часть историй, рассказанных Шехерезадой.
Спектакль «А дальше тысячелетие покоя», поставленный на музыку Людвига ван Бетховена. Эта постановка балета Прельжокажа по мотивам самой мистической части «Нового Завета» – откровения Иоанна Богослова или Апокалипсис.
Следующий балет – это «Призрачное доказательство» 2013 года для «Нью-Йорк Сити Балет». На атмосферу спектакля повлияло реальное историческое событие – процесс над Салемскими ведьмами, в ходе которого суд принимал на веру призрачные доказательства и выдумки обвинителей, что привело к гибели невинных женщин.
Спектакль «Парк», о котором я упомянул вначале, был поставлен в 1994 году на музыку Моцарта. Для меня это один из самых любимых спектаклей, который довелось увидеть на сцене.
Особенно впечатляет адажио, которое завершает этот спектакль. Это квинтэссенция спектакля, который делится на три части. Первое адажио, это когда мужчина соблазняет женщину, но она ему отказывает. Второе адажио, когда он ее соблазняет и она почти готова, но он ее отпускает. И третье адажио, это всепоглощающая страсть, которая приводит к достаточно сложному финалу. Несмотря на то, что это страсть и это любовь, по этому спектаклю понятно, что хорошего конца у всего этого не будет.
Далее хочу упомянуть спектакль «Пейзаж после битвы» 1997 года. Он представляет собой цикл танцевальных новелл о конце XX века.
Хореограф здесь размышляет о соединении невозможного: интеллектуального и чувственного подхода к искусству, вдохновляясь творчеством основоположника «Реди-мейда» Марселя Дюшана и писателя Джозефа Конрада.
Следующий спектакль – это «Белоснежка» 2008 года, который Анжелен Прельжокаж поставил на музыку Густава Малера.
Вообще, этот спектакль поднимает серьезный сюжет, но Анжелен решил следовать не вольному пересказу, а точному воспроизведению мрачной и сложной сказки братьев Гримм. Он показывает борьбу добра и зла, доходит до очень интересного соревнования двух женщин – Белоснежки и ее мачехи. В этом балете поставлен очень интересный дуэт для двух исполнительниц.
Надо отметить, что творчество Прельжокажа вызывает большую двоякость, и даже когда в Россию впервые привезли его хореографию – балет «Благовещение», где ангела и Деву Марию исполняли две девушки, то был большой скандал. Многие были против исполнения такого адажио на российской сцене.
Прельжокаж часто обращается к таким тонким моментам. И в спектакле «Белоснежка» есть эти моменты, как и очень интересные костюмы и их исполнение. Надо отметить, что это не единственная интересная работа знаменитого кутюрье Жана-Поля Готье и Анжелена Прельжокажа.
И наконец, завершает мой рассказ спектакль «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Надо сказать, что сам спектакль решен очень интересно: действие перенесено в своеобразную зону, где люди как бы отбывают наказание.
Балетмейстер рассказал, что его на эту тему навели произведения Джорджа Оруэлла. Люди заключены в достаточно сложном пространстве, находятся под давлением и под влиянием не только своих чувств и внешних обстоятельств, но какой-то очень разрушающей системы.