В визуальной среде кино и телевидения действия и реакции могут сыграть большую роль, когда дело доходит до представления персонажей.
Конечно, вы можете описать героев в своём сценарии, используя немного прозы, но читатели и, в конечном итоге, зрители будут более заинтересованы в вашей истории, если они смогут узнать, кто герои, из того, что они делают.
Почему?
Потому что проблема с использованием описания сцены заключается в том, что оно не предоставляет конечному зрителю необходимую информацию об этом персонаже. Когда вы смотрите фильм, у вас нет такой роскоши, как чтение описания персонажа. Всё, что у вас есть, - это то, что вы видите и слышите на экране.
Проблема с опорой на экспозиционный диалог для информирования зрителя заключается в том, что он кажется неестественным и вынужденным.
Действия и реакции - вот путь, по которому нужно идти.
Имея это в виду, мы представляем разбивку действий, которые показывают главного героя оскароносного анимационного фильма "ВАЛЛ-И".
Показ персонажа через действие: ВАЛЛ-И
В далёком будущем маленький робот-мусорщик по имени Валл-И - последний в своём роде. Он всё ещё выполняет свою работу, пытаясь наслаждаться маленькими радостями и хобби. Он непреднамеренно отправляется в космическое путешествие, которое в конечном счёте решит судьбу человечества.
ВАЛЛ-И
В сценарии кратко описываются физические характеристики Валл-И.
МАЛЕНЬКИЙ СЕРВИСНЫЙ РОБОТ старательно убирает мусор в кубики. Ржавый, древний. Милый. Каждый дюйм его тела предназначен для уплотнения мусора.
Это всё, что мы получаем. Упоминание о "маленьком сервисном роботе" говорит нам о том, что у этого робота есть цель. Он убирает мусор.
Упоминание о том, что он "ржавый и древний", говорит нам о том, что он провёл в этом грязном и захламленном мире много лет - возможно, десятилетий.
И одно — единственное слово предлагает нам деталь, на которой будет построен этот сценарий - "милый". Помимо кратких описаний, именно его действия будут определять, к какому типу персонажа он относится.
Действие № 1, определяющее персонажа - преданный работник
Мы начинаем с того, что Валл-И занимается своими повседневными делами.
Руками мини-лопатами собирает мусор. Зачерпывает его в открытое шасси. Его передняя панель медленно закрывается, сжимая отходы.
Выцветшая этикетка на его проржавевшей нагрудной пластине: "Погрузчик для распределения отходов - Класс Земля" (ВАЛЛ-И)
Валл-И выплёвывает кубик мусора. Складывает его вместе с остальными. Что-то привлекает его внимание. Тянет за кусок металла, застрявший в куче.
Колпак от колеса. Солнце отражается от него.
Валл-и смотрит на небо.
НА ГОРИЗОНТ МУСОРНОЙ КУЧИ
Солнце садится сквозь туманную дымку.
Песня: "...И мы не вернёмся, пока не поцелуем девушку...”
Он кладёт колпак ступицы в свой уплотнитель. Нажимает кнопку на груди. Песня перестает играть. Конец рабочего дня.
Первое впечатление, которое мы получаем о нём благодаря его действиям, - это то, что он преданный своему делу работник. Не имеет значения, что он последний в своём роде. Не имеет значения, что в поле зрения нет ни одного человека. У него есть работа, и он делает это уже очень давно. Это демонстрирует этику и мораль этого персонажа.
И ещё есть дополнительный элемент персонажа - он слушает музыку. Это говорит нам о том, что в нём также есть некоторые человеческие черты. Он наслаждается музыкой во время напряженного рабочего дня, как и большинство из нас.
Действие № 2, определяющее персонажа - проявление человечности
Когда он заканчивает свой день, Валл-И демонстрирует ещё один тонкий намёк на человечность и эмоции.
Валл-И прикрепляет к спине холодильник для ланча.
Свистит своему домашнему ТАРАКАНУ.
Насекомое прыгает ему на плечо.
Они спускаются с вершины ГИГАНТСКОЙ МУСОРНОЙ БАШНИ.
Что может быть более человечным, чем иметь преданного питомца? И это насекомое - не просто попутчик, нет. Валл-И изо всех сил старается свистнуть таракану. Это показывает нам, что он также верный друг и компаньон.
И когда мы видим гигантскую мусорную башню, которую он создал — одну из многих, — мы снова понимаем его преданность работе.
Определяющее персонажа действие № 3 —находчивость
Когда Валл-И едет по улицам из мусора, мы видим суровость мира, в котором он живёт. Он пересекает мили пустошей, не обращая внимания на ядовитые штормы, которые бушуют у него за спиной.
Мы видим руины автомагистралей, зданий и городов. Мы даже видим разбитые версии других моделей Валл-И. Это говорит нам о том, что в нём есть что-то особенное. Он единственный выживший — насколько мы можем судить. Как он выжил?
Старые гусеницы Валл-И изношены.
Практически разваливаются на части.
Это ухабистая дорога для его таракана.
Он проходит мимо остатков другого РЖАВОГО ВАЛЛ-И.
Замечает, что там ГУСЕНИЦЫ ПОНОВЕЕ, чем его...
ЭКСТ. ПУСТЫННАЯ УЛИЦА - МГНОВЕНИЯ СПУСТЯ
Валл-И теперь щеголяет новыми протекторами.
Мы узнаём, как он выживал все эти годы. Он находчив. Сломанная гусеница в обычных обстоятельствах была бы смертным приговором роботу. Однако Валл-и быстро восстанавливается. Благодаря этим действиям мы узнаём, что он находчив и, скорее всего, сможет позаботиться о себе в кризисной ситуации.
Действие №4, определяющее персонажа — он коллекционер
Очарование этого персонажа продолжает возрастать с каждым мгновением, которое мы проводим с ним. Когда он прибывает в свой импровизированный дом в большом грузовике, мы видим бесконечные безделушки, которые он собрал.
Открытые стеллажи для хранения на расположены вдоль обеих стен.
Повсюду валяются БЕЗДЕЛУШКИ ИЗ НАЙДЕННОГО ХЛАМА.
Усталый робот снимает свои новообретенные протекторы.
Ох... наконец-то дома.
Валл-и едет по центральному проходу. Щелкает по древнему ПРОИГРЫВАТЕЛЮ БЕТОМАКС. Подсоединённому к айподу.
Вставляет кассету с надписью “Привет, Долли!”
Изображение очень низкого качества.
Актёры поют и танцуют песню Put On Your Sunday Clothes (POYSC). Та же песня, под которую работал Валл-И.
ВАЛЛ-И
[Напевает POYSC]
Валли-И открывает свой мини-холодильник.
Новообретённые безделушки.
Вынимает колпак из своей груди.
Снова смотрит на телевизор.
Имитирует танцоров на экране.
Притворяется, что колпак - это шляпа.
Продолжает распаковывать: столовый прибор ложка-вилка. Кубик Рубика (нерешённый). Зажигалка "Зиппо".
Он нажимает КНОПКУ у стеллажа с полками.
Они вращаются до тех пор, пока не появляется свободное пространство.
Его новинки с любовью добавляются на полку.
Zippo присоединяется к уже существующей КОЛЛЕКЦИИ ЗАЖИГАЛОК.
И снова проявляется его человечность. Он коллекционер. Это ещё одна привлекательная черта, которая демонстрируется без единого слова диалога.
Но всё становится только лучше.
Определяющее персонажа действие № 5 — Он жаждет любви
Мы узнали о увлечённости, преданности, человечности и находчивости Валл-И. Но затем мы узнаём то, чего не ожидали увидеть от робота. Он жаждет любви.
Новая песня, это занимает всего мгновение, воспроизводится на видео.
Валл-И тянется.
Нажимает кнопку “Запись”.
НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕВИЗОРА
Двое влюбленных нежно поют друг другу.
Они целуются...держась за руки...
Уолли наклоняет голову, наблюдая за происходящим.
Любопытно.
Держит себя за руки.
ЭКСТ. ГРУЗОВИК - НОЧЬ
Уолли выходит на улицу.
Переворачивает свой мини-холодильник, чтобы вычистить его.
Делает паузу, чтобы полюбоваться ночным небом.
ЗВЁЗДЫ с трудом пробиваются сквозь грязную дымку.
Валл-И нажимает кнопку “Воспроизвести” у себя на груди.
Новая песня - It Only Takes A Moment.
Поднимается ветер.
На груди Валл-И загорается ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ ЛАМПОЧКА.
Он смотрит в ночь.
Со стороны залива надвигается БУШУЮЩАЯ ПЕСЧАНАЯ БУРЯ...
Невозмутимый Валл-И возвращается в грузовик.
Песня всё ещё играет.
...Массивная волна песка с рёвом приближается...
Уолли поднимает дверь.
Делает паузу.
СВИСТИТ, чтобы его таракан забежал внутрь.
Дверь захлопывается как раз в тот момент, когда налетает гроза.
Уничтожает всё, что попадается на пути.
Без диалога мы знаем, кто такой Валл-И как персонаж. Мы знаем, что он добросердечное существо, которое извлекает максимум пользы из ужасной ситуации - оказаться в одиночестве на давно покинутой планете. И мы знаем, что он одинок и жаждет любви.
Когда мы позже увидим, как он положил глаз на удивительную посетительницу — Еву, — мы знаем, что он наивно влюбится в неё. Это неизбежно.
Не полагайтесь на написание подробных описаний сцен и диалогов с экспозицией, чтобы продемонстрировать черты персонажей в ваших сценариях. Эти элементы - пустая трата времени. И они также замедляют темп сценария.
Вместо этого бросьте своих персонажей в огонь конфликта и позвольте их действиям и реакциям показать кто они такие.
by Ken Miyamoto
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.