Найти в Дзене
Колосс Родосский

Был ли подвиг в гибели крейсера «Варяг»?

Материал для статьи взят из книги Доценко В. Д. «Погибаю, но не сдаюсь! // Морские битвы России XVIIII-XX веков.» — Спб: Полигон, 2002.

«Врагу не сдается наш гордый Варяг» - слова знакомые людям далеко за пределами нашей страны. Событие вписано в историю русского военно-морского флота как величайшее проявление доблести и отваги, но в действительности оно имеет очень неоднозначную оценку экспертов.

История произошла в 1904 году близ корейского порта Чемульпо. У Российской империи были крайне напряженные отношения с Японией и дело близилось к войне. На Тихий океан претендовали обе державы и столкновение дух флотов было делом времени. Дипломатическое ведомство в Сеуле охраняли три наших корабля – Крейсер «Варяг», канонерка «Кореец» и транспортное судно «Сунгари».

На головном корабле «Варяге» командовал капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, на «Корейце» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев. Им противостояла японская эскадра из 9 более мощных кораблей под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу, в числе которых были три крейсера «Асама», «Нанива», «Такашихе».

Руднев
Руднев

Пока русские корабли стояли в порту нейтрального Сеула, им гарантировалась безопасность, в том числе поддержка других иностранных судов в порту. В обход морского права японцы заблокировали порт и не дали «Корейцу» переплыть в Порт-Артур в связи с началом русско-японской войны.

Уриу планировал захватить русские корабли без боя и направил свои требования о капитуляции. Руднев прибыл в наше дипломатическое представительство для получения дальнейших указаний, но там ничего конкретного сказать не могли. Переживания капитана можно понять, ведь был печальный опыт судна «Рафаил», которое в войне 1828-1829 сдалось туркам без боя, а после возвращения на родину офицеры экипажа были казнены. С того времени морской устав мало поменялся и капитан решил действовать согласно ему, что предполагало дачу боя в любой ситуации.

Уриу
Уриу

Вышедшие из порта крейсер «Варяг» и «Кореец» радостно провожали экипажи нейтральных стран, понимающие, что русские корабли идут на неравный бой. Не все поддерживали план прорыва из порта, некоторые иностранные капитаны советовали оставаться в нейтральных водах и обещали открыть огонь в случае приближения японских судов.

Основными орудиями Варяга были пушки куда меньшего калибра, чем у японцев. Завязался бой. Японский контр-адмирал планировал захватить «Варяг», поэтому приказал бить по нему осколочными снарядами, минимально повреждающими корабль. Русские же били бронебойными. Из-за низкой скорости в 13 узлов и недальнобойных орудий, «Кореец» не добивал до японских кораблей, вся тяжесть боя упала на «Варяг».

Всего сражение длилось около часа и за это время на крейсере «Варяг несколько раз вспыхнул пожар, два десятка офицеров и матросов было убито, ещё несколько десятков ранено. Капитан Руднев был ранен в голову, но продолжал командовать боем.

-5

Только после того как стало ясно, что прорваться не удастся, был отдан приказ возвращаться в порт Чемульпо. На обратном пути, почти не пострадавший в бою «Кореец» умудрился потопить японский миноносец и вызвать значительные повреждения на всех трех японских крейсерах. Согласно рапорту Уриу, большая часть русских снарядов во время боя били мимо цели.

В порту Руднев принял решение затопить «Варяг», взорвать «Корейца» и поджечь «Сунгари». Сам экипаж был эвакуирован через Порт на родину. Всего погибло 39 русских моряков, японских данных о потерях нет, но по отчетам Руднева и Беляева крейсер «Такашихе» затонул.

Затопление "Варяга"
Затопление "Варяга"

В России изначально хотели наказать экипаж за потерю кораблей, однако начавшаяся война требовала своих героев, а по всей России и за её пределами морякам пели песни и писали стихи, наказывать их в такой момент было политически невыгодно.

Капитана Руднева наградили георгиевским орденом 4-й степени, наградили также всех офицеров корабля. Руднева повысили в звании и отправили в отставку.

Торжественный обед с матросами "Варяга" и "Корейца"
Торжественный обед с матросами "Варяга" и "Корейца"

Современные оценки события выявляют много интересных моментов – крейсер «Варяг» японцы смогли достать с мели, восстановить и поставить в строй назвав «Сойя». Почему его не взорвали? Руднев аргументировал это тем, что боялся задеть нейтральный корабли в порту, однако корейца почему-то взорвать это не мешало.

На что рассчитывал капитан, идя в боя с тихоходной канонеркой тоже неясно. Вопрос о героизме ставит под сомнение итоговое отступление русских назад, а многие современники считали, что «Варяг» мог прорваться и уйти без боя. Согласно оценке поднятого корабля, на нем были минимальные повреждения и всего одно место пожара, что расходится со словами Руднева о сильных повреждениях.

Как бы там ни было, для России того времени даже такая маленькая, возможно не самая правильная с военной точки зрения, отвага была жизненно необходима.

В 1911 году Россия смогла выкупить крейсер и отправить на модернизацию, однако начавшаяся Первая Мировая война не дала его достроить. Пришедшие к власти большевики продали его в Германию. По пути корабль попал в шторм и в итоге был распилен на металлолом.

Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:

Что стало с телом Александра Македонского после смерти?

Цена победы России в Чеченской войне

Русские в Карабахе: почему армяне смогли отстоять Арцах в 90-х?