Любит народ попеть хором на спортивных аренах. А где, скажите, еще это делать – на митингах, демонстрациях, в церквях или в общественном транспорте? А в спорткомплексах все условия для этого: объединенную общим интересом огромную массу народа собрали в одном месте, идет захватывающий поединок, можно отхлебнуть пивка и вместе с приятелями или совсем незнакомыми тебе людьми в минуту эмоционального подъема зарядить что-нибудь эдакое окрыляющее и воодушевляющее. Не ты поешь – душа твоя поет, выражая неподдельную радость пребывания в этом мире. Наверное, так было повсеместно во все времена, уверен, что даже в древнеримском Колизее во время гладиаторских боев тоже разносились какие-то коллективные песнопения. Кто знает, как оно все действительно обстояло.
Конечно, на стадионах можно петь все что угодно, хоть арию Риголетто из одноименной оперы Джузеппе Верди, но только обычно выбирается что-то всеми хорошо знакомое, мелодичное, динамичное и ритмичное. Постепенно формируется певческая традиция. С полвека назад очень часто горланили, да и сейчас еще порой оглашают спортивные ристалища мелодией припева песни "Na Na Hey Hey Kiss Him Goodbye" от американцев Пола Лека, Гэри ДеКарло и Дейла Фрэшуэра, я об этом как-то уже писал.
Позже во время состязаний вдруг зазвучала эпическая квиновская "We Will Rock You", словно специально написанная под стадионный формат.
А после триумфальной победы на соревнованиях болельщики, зачастую вместе с победителями, проникнутые довольством и радостью, дружно заводят "We Are The Champions".
Уверен, что обе эти бессмертные композиции группы Queen будут распевать еще ни одно десятилетие. Но если вы в последние 10-15 лет регулярно смотрите большой футбол, то не могли ни обратить внимание, что все чаще и чаще создает сопутствующую атмосферу, в том числе и на всех стадионах во время последних Евро и чемпионатов мира, заводной рифф "Seven Nation Army", песни американского дуэта The White Stripes с их четвертого студийного альбома 2003 года "Elephant". Она, между прочим, в 2004 году получила премию "Грэмми" в категории "Лучшая рок-песня года".
Первыми начали петь ее на футбольных матчах болельщики клуба "Брюгге" из Бельгии в Лиге чемпионов: впервые она зазвучала с трибун 4 ноября 2003 года на матче против итальянского "Милана". Но истинную популярность "Seven Nation Army" обрела на чемпионате мира по футболу 2006 года: именно ее пели болельщики из Италии во время каждого матча своей сборной. Как известно, Итальянцы выиграла тот чемпионат, победив в финале по пенальти Французов. С той поры итальянские тиффози не без основания считают ее своим музыкальным талисманом и неофициальным гимном сборной Италии. Джек Уайт, автор этой композиции, растрогавшись, заявил в тот год:
"Для меня большая честь, что итальянцы приняли эту песню как свою собственную. Нет ничего прекраснее в музыке, чем когда люди принимают мелодию и позволяют ей войти в пантеон народной музыки".
Прогремев триумфально на аренах чемпионата мира по футболу 2006 года, сегодня мелодия этого риффа поется уже повсеместно на соревнованиях любого уровня. С "Seven Nation Army" начинаются матчи, она звучит после голов и по окончании встречи и уже заводит публику не только в футболе, но и в соревнованиях НХЛ, НБА и НФЛ, а также на боксерских поединках и перед боями ММА. Эта песня на сегодня так сильно проникла в спорт, что уже воспринимается как часть спортивной культуры.
Есть еще и другая категория стадионных песен. Они выступают в роли неофициальных гимнов каких-либо команд. Болельщики и фаны поют их, чтобы почувствовать себя частью комьюнити, а еще для того, чтобы передать некий месседж как лагерю противника, так и своей команде, подгоняя ее вперед и вдохновляя на свершения и подвиги. Каждого, кто хотя бы раз слышал, как в едином порыве весь ливерпульский стадион, не смотря на любой итог игры, проникновенно пел "You’ll Never Walk Alone", пробирало до потаенных глубин души.
Этот классический поп-стандарт был создан американскими композиторами Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном II для мюзикла "Карусель" еще в 1945 году. В свое время сингл с этой песней, записанный в 1963 году ливерпульской бит-группой Gerry & The Pacemakers, занял первое место в Всебританском хит-параде и продержался там целых четыре недели.
Вскоре после этого "You’ll Never Walk Alone" стала гимном болельщиков футбольного клуба "Ливерпуль", и с той поры она традиционно исполняется на стадионе за несколько минут до стартового свистка и перед сигналом об окончании матча. Это звучит настолько вдохновенно и впечатляюще, что по крайней мере фаны еще 26 команд в разных странах мира взяли ее в свой арсенал в качестве своего гимна.
У почитателей Лондонского футбольного клуба "Кристал Пэлас" гимном стал другой хит, занявший первое место в чарте "UK Singles Chart" в том же 1964 году. Это песня "Glad All Over" группы The Dave Clark Five, написанная Дэйвом Кларком, Майком Смитом и Роном Райаном.
Ее играют и поют в начале всех домашних игр и после окончания матча. Болельщицкий хор распевает ее после домашних голов, сразу же после того, как оглашается имя бомбардира.
А вот у поклонников свежего чемпиона Англии "Манчестер Сити" по сути сейчас два гимна. Одним из них является песня "Blue Moon", написанная в 1934 году американским композитором Ричардом Роджерсом на слова Лоренца Харта.
Классическая баллада, которую в разные годы исполнили более 60 разных музыкантов, впервые была спета фанатами "Манчестер Сити" в сезоне 89–90 годов после окончания выездного матча против "Ливерпуля", и, по свидетельствам, "прозвучала грустно, но произвела впечатление". С той поры она была провозглашена клубным гимном.
Другим негласным клубным гимном стала песня в стилистике брит-поп "Wonderwall", написанная давним фаном клуба Ноэлем Гэллахером еще в пору его пребывания в рок-группе Oasis, и выходившая как синглом, так и на альбоме 1995 года "(What's the Story) Morning Glory?".
Это что касается клубов, а вот на матчах сборных вместо британского гимна – уже все сегодня, наверное, обратили внимание – англичане на трибунах с недавних пор буквально приходят в неистовство, дружно заряжая маршеобразное "It’s c-o-mming home, It’s c-o-mming home. Football’s c-o-ming home". Если вы видели хоть одну трансляцию матча сборной Англии на Евро-2020, то наверняка это слышали – британские фанаты на трибунах заводят ее регулярно. Кажется, даже чаще, чем легендарную "God save the Queen", и, кстати, не только уже на стадионе.
Чтобы понять истоки этого коллективного помешательства, нужно открутить время немного назад – в конец 20 века. Жил-был в Ливерпуле 70-х годов молодой музыкант 1958 года рождения Ян Брауди, поигрывал на различных музыкальных инструментах, пел, сочинял песни и давал концерты в пабах и залах мерсисайдской стороны в составе пост-панк-группы Big in Japan. По иронии судьбы, эта группа, не смотря на свое название, никогда не выступала и не выпускала ни одного диска в Японии. Как вспоминал об этом времени Ян Брауди:
"Это было больше исполнительское искусство, чем рок-н-ролл . Но это вызвало у меня здоровое пренебрежение к музыкальности. Важны идеи, а не профессионализм".
Группа просуществовала недолго – всего 12 месяцев, выпустив за это время один EP "From Y to Z and Never Again" и один сплит-сингл. Все песни для релиза написали Ян Брауди совместно с Биллом Драммондом, будущим участником групп The KLF, K Foundation, The Timelords и The17. Исполнительское мастерство ребят действительно оставляло пока еще желать лучшего, а вот что до музыки, то здесь все было довольно любопытно.
После распада Big in Japan Ян пару лет состоял в группе новой волны Original Mirrors. Коллектив сложился, когда Брауди объединился с бывшим участником Deaf School Стивом Алленом, и они завербовали клавишника и гитариста из XTC Джонатана Перкинса, басиста Фила Сполдинга и барабанщика Пита Кирчера. Группа просуществовала пару лет, выпустив такое же количество LP альбомов. Основным автором снова выступил Ян Брауди.
В 1983 году Брауди написал и записал несколько песен с клавишником и вокалистом Полом Симпсоном в проекте под названием Care. Ребята выпустил 3 сингла, включая небольшой хит британского чарта "Flaming Sword". Удивительно, Care стали культовой группой в Японии и на Филиппинах, где их песни были более популярны, чем в их родной Англии. Группа распалась в 1985 году после ухода Симпсона.
К этому моменту Ян Брауди имел уже устойчивую репутацию и определенный вес в музыкальном мире. Причем, он был более известен как автор и продюсер, чем как музыкант, так как попутно спродюсировал и выпустил альбомы для таких исполнителей новой волны и альтернативного рока, как Echo & the Bunnymen, Wall of Voodoo и The Fall. И вот тут-то Брауди и замыслил свой новый самостоятельный проект, поименовав его The Lightning Seeds, взяв название из неправильно расслышанных им слов песни Принса "Raspberry Beret", одного из хитов 1985 года.
Собственно, по началу в The Lightning Seeds был всего один участник – сам Брауди. Он написал все песни, в одиночку спел и исполнил все инструментальные партии на первом альбоме, "Cloudcuckooland" 1990 года, который он же еще и спродюсировал. Короче, и швец, и жнец, и на всем, что ни попадя, игрец. Жанрово музыка на альбоме укладывалась в то, что сейчас называют альтернативный рок или инди. Песня с этого альбома, "Pure", была выпущена синглом и достигла 16-й строчки в чартах Великобритании. Она же стала единственной записью The Lightning Seeds, угодившей в американский список "Billboard Hot 100", достигнув своего пика под номером 31. Относительный успех удивил самого Брауди:
"Я не думал, что многим людям будет интересно, если я буду настолько честен. На самом деле у меня не было никакой уверенности, и я не был в группе".
Следующий поп-роковый сингл "All I Want" уже вошел в десятку лучших треков музыкального чарта Соединенных Штатов "Billboard Modern Rock Tracks".
Наконец, неожиданно в 1992 году The Lightning Seeds Яна Брауди и футбол внезапно обрели коллаборацию, когда сингл "The Life of Riley" со второго альбома "Sense", поднявшийся до 28-й позиции в национальном хит-параде, стал выходить в качестве заставки одного из разделов футбольной телепрограммы "Матч дня". Эта передача, транслируемая во время сезона Премьер-лиги на канале "BBC One" в субботний прайм-тайм, известна всем британским любителям футбола по аббревиатуре "MOTD" (Match of the Day). Телепрограмма включает в себя основные моменты состоявшихся футбольных матчей и их анализ экспертами.
Собственно, когда в 1992 году Английский футбольный чемпионат трансформировался в "Премьер-лигу", программа "MOTD" тоже подстроилась и осовременила свой формат. Тогда то и появились идеи в качестве фона включать актуальную популярную музыку, после чего выбор редакторов остановился на "The Life of Riley", зазвучавшей в разделе "Goal of the month". Песня оказалась долгожителем и все еще была связана с программой много лет спустя, фигурируя в аналогичном сегменте "Goal of the Day" в середине 2000-х. А в сознании у англичан прочно закрепилась ассоциативная связь "The Lightning Seeds – Футбол".
Между тем, Ян Брауди, пригасив в группу мультиинструменталиста Саймона Роджерса, записал в 1994 году уже вдвоем с ним третий альбом "Jollification". А позже, доукомплектовав свой бэнд басистом Мартином Кэмпбеллом, ударником Крисом Шарроком, клавишником Али Кейном и гитаристом Полом Хеммингсом, выпустил в 1996 году свой четвертый альбом "Dizzy Heights". Обе работы оказались успешными и получили платиновый сертификат. Что до музыки The Lightning Seeds, то она преобразилась в сторону модного брит-попа.
Ян Брауди в ту пору был вполне удовлетворен тем, как складывалась его музыкальная карьера, но тут стали приближаться эпохальные, значимые для Англии события – матчи домашнего 10-го чемпионата Европы по футболу, который должен был пройти с 8 по 30 июня 1996 года. Евро-96 должен был стать первым крупным футбольным турниром, проводимым в Англии с тех пор, как они выиграли чемпионат мира на родине в 1966 году.
И вот тут то сыграла свою роль ассоциативная связь "The Lightning Seeds – Футбол". Английская Футбольная Ассоциация обратилась к Яну Брауди, не напишет ли он песню для сборной Англии, чья эмблема как раз представляет собой "Три льва". Он согласился при условии, что в работе примут участие комики Фрэнк Скиннер и Дэвид Бэддиел, которые вели популярное вечернее юмористическое телешоу "Fantasy Football League". В итоге Фрэнк и Дэвид написали слова на музыку Брауди, и появилась песня "Three Lions".
В отличие от других футбольных песен, здесь в тексте выражено разочарование оттого, что англичане являются фанатами своей футбольной сборной. Лирика, хотя и не была лишена оптимизма, но все же содержала неприкрытый стеб, и джентльмены в Английской Футбольной Ассоциации, честно говоря, немного офигели от услышанного, но виду не подали. На записи в студии вокальные партии исполнило трио авторов, и песня вышла синглом 20 мая 1996 года как раз в канун чемпионата Европы по футболу. Тогда же и был снят клип.
Как позже Ян Брауди объяснялся в интервью "The Guardian":
"Я думал, что трек стоит писать, только если он будет отображать чувства футбольных болельщиков, поэтому я не хотел, чтоб пели футболисты".
Песня "Three Lions" пришлась по нраву практически всем, в канун каждого международного турнира с участием сборной Англии она регулярно занимает верхние позиции ведущих чартов, что говорит о ее безусловном успехе у болельщиков. В британских чартах сингл трижды (в 1996, 1998 и 2018 годах) поднимался до 1-го места, и в случае благоприятного для сборной исхода Евро-2020 имеет все основания оказаться там же в четвертый раз.
Интересно, что Брауди – фанат "Ливерпуля", Синнер является болельщиком "Вест Бромвича", а Бэддиэл – поклонник "Челси". Три болельщика разных английских клубов создали песню об их совместных переживаниях за национальную сборную, полную надежды и английской иронии:
Я думаю, для английской игры плохие новости.
Мы недостаточно креативны и недостаточно позитивны.
Он возвращается домой, возвращается домой,
Футбол возвращается домой.
И у нас снова будут плохие результаты.
Он возвращается домой, возвращается домой,
Футбол возвращается домой...
Кажется, все знают счет,
Они уже видели это прежде,
Они знают, они так уверены,
Что Англия упустит шанс,
Продует,
Но я-то знаю, что они умеют играть,
Потому что я помню
Трех львов на майке,
Жюля Риме, сияющего,
Тридцать лет боли
Не заставили меня прекратить мечтать.
Столько шуточек, столько насмешек,
Все эти "ну, были же совсем рядом…"
Изматывают, на протяжении лет,
Но я все еще помню ту подножку Мура,
И когда забил Линекер,
Бобби дал по мячу,
И Нобби танцевал.
Англия сделала это!
На последней минуте добавочного времени!
Какой сейв, Гордон Бэнкс!
Старая добрая Англия,
Англия, что умела играть в футбол.
Англия, дело в шляпе.
Я знаю, то было в прошлом, но может и вернуться.
Он возвращается домой, возвращается домой,
Футбол возвращается домой...
Футболисты тоже полюбили песню, а звезда сборной-1996 и капитан Пол Гаскойн даже включал ее во время ЧЕ-1996 в командном автобусе. Но все равно она оставалась фанатской: болельщики распевали ее с трибун во время победной поступи Англии на том Евро вплоть до осечки в полуфинале турнира. Пришлась она по душе и фанатам других сборных: по свидетельству игрока сборной Германии Юргена Клинсманна, которая победила англичан в полуфинале по пенальти и выиграла Евро, немецкие болельщики пели "Three Lions" на пути к стадиону, и даже исполнили ее во Франкфурте-на-Майне во время торжественного парада чемпионов.
Ян Брауди объяснял, чем же "Three Lions" так запали всем в их английскую душу:
"Мне было важно, чтобы она отражала, что значит быть футбольным болельщиком. Даже самые успешные команды не всегда побеждают, но по-прежнему вы не перестаете верить – неважно, болеете вы за "Манчестер Юнайтед" или "Рочдейл". В самые эмоциональные моменты люди поют вместе, будь то похороны или футбольный матч. В "Three Lions" есть что-то из этого – это наше общее, мы все готовы мечтать. Даже если все вокруг говорят: "Да пошло оно"."
Есть во всем этом горькая ирония и даже несправедливость. Сборная родоначальников футбола, страны, где он является не просто национальным видом спорта – религией, лишь единожды в истории этой великой игры становилась чемпионами мира – в далеком 1966 году. Еще пару раз на мировых первенствах Англия доходила до полуфинала – в 1990 году, где проиграла по пенальти ФРГ, и в нашу эпоху – 2018 году, когда уступила в экстра-тайме Хорватии. В обоих случаях Англичане потом проигрывали и в матче за 3-е место.
На Чемпионатах Европы до сегодняшнего дня их высшее достижение было бронзового отлива 1968 года – после победы над сборной СССР. И вот в 1996 году после пятилетнего еврокубкового бана, вызванного неистовством фанатов, после последовательной череды турнирных неудач повеяло оптимизмом. Ведь строчка "Football's coming home" и правда означала, что футбол возвращается домой.
Но и в 1996 году Англия снова уступила немцам в полуфинале по пенальти. Праздник не случился. Поэтому, спустя два года, вышла новая версия песни. Она немного отличалась от первоначальной. Например, в ней уже были упомянуты действующие футболисты (Пол Инс, Гаскойн, Алан Ширер, Пол Пирс), в то время как в первом варианте назывались имена легенд прошлого (Бобби Мур, Гари Линекер, Нобби Стайлз, Гордон Бэнкс).
Постепенно песня "Three Lions" де-факто стала "гимном" не только сборной Англии по футболу, но и всего английского футбола. Англичане привозили ее в Португалию на ЧЕ-2004, в 2006 году на ЧМ в Германию, в 2010 году на ЧМ в ЮАР, в 2012 году на Евро в Польшу и Украину, потом в 2016 году во Францию и в 2018 году – на ЧМ в Россию.
Во время ЧМ-2018 фанаты распевали рефрен "It's coming home" в каждом городе нашей страны, где выступала сборная Англии. А когда английские футболисты обыграли шведов и вышли в полуфинал в третий раз в своей истории, казалось, слова песни "он возвращается домой, футбол возвращается домой", написанные 22 года назад будут пророчеством. "Three Lions" снова стала хитом в Великобритании, и The Lightning Seeds уже в новом составе исполнили ее живьем в Лондонском "Hyde Park" в день решающего полуфинала с Хорватией 11 июля. Однако, как мы все прекрасно помним, Хорватия оказалась тогда сильнее.
Я люблю английский футбол, но нынешняя сборная Италии мне симпатичнее. Сегодня, когда я пишу эти строки в преддверии финала Евро-2020, в Англии очередное помешательство по имени "Three Lions". Англия в кои то веки, сокрушая всех на своем пути, добралась до решающего матча турнира. Уверен, кодовые "It’s coming home" поют повсеместно, – в парках, в пабах, в метро, в фан-зонах, на подступах к стадиону "Уэмбли", а вскорости они зазвучат и на самом "Уэмбли", где в финале встретятся Италия и Англия. Если брать музыкальную составляющую и гимны, то это по сути битва "Seven Nation Army" – "Three Lions". В случае, если Англия все же добьется долгожданного успеха – не буду рассуждать заслуженно или нет – "Three Lions" снова оккупируют британские чарты, а ее припев будет еще долго победоносно звучать над туманным Альбионом.
Ян Брауди отреагировал на то, что происходит в наши дни так:
"Люди ходят рядом с моими окнами и поют ее, это заставляет меня улыбаться. Это великолепно, что как в 1996 году, так и сейчас люди, которые не погружены в футбол, вовлекаются эмоционально. Вы можете разговаривать с людьми, которые ничего не знают о футболе, а они будут вам цитировать такие детали, которых сами не понимают".
☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного
➤Прежние материалы схожей тематики:
✔️Песня, которую слушали все на стадионах. История одного мирового хита
✔️Их песни о счастье и счастливцах
✔️60-е. Лучшие песни Восточной Европы в стиле мерси-бит