Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующих! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ.
Сегодня я предлагаю немного отвлечься от символики и истории создания танковых дивизий . Хотя к ним обязательно вернемся. Предлагаю посмотреть вот такое «насекомое».
И так поехали.
Применение тактики блицкрига, на первом этапе боевых действий, показала ее крайнюю эффективность. Но вместе с тем, выявила и существенные недостатки. Поскольку, подвижные танковые части часто уходили вперед, выбивая штабы, уничтожая линии связи, перерезали линии снабжения и т.д. Но при этом оставляли в своем тылу сильные очаги сопротивления, для зачистки их пехотой и артиллерией. Но артиллерия на конной тяге, в основной своей массе, не успевала за группами прорыва. Что при подавлении оставленных опорных пунктов приводило к большим потерям среди пехоты и артиллерии. Но так же и танки отрывались от своих частей поддержки, что приводило в некоторых моментах к остановке наступления и большим потерям танковых соединений. Для решения этой дилеммы, Вермахту и понадобились самоходные орудия на гусеничном ходу, способные передвигаться вместе с ударными танковыми группами. Это и привело к созданию САУ «Hummel» или в переводе «Шмель».
Конструкция новой машины, должна была содержать в себе, хорошо проверенные и зарекомендовавшие себя в процессе работы узлы и механизмы линейных танков. Из всех вариантов, выбор остановился на использовании узлов и агрегатов танков Pz.Kpfw III и Pz.KpfwIV. Бронирование САУ предполагало надежную защиту от пуль и осколков. Этого считалось достаточно, в силу того, что эти машины были предназначены второму эшелону войск, и кроме того тяжелая танковая броня резко уменьшала скорость перемещения и маневренности машин. А кроме того за счет брони решался вопрос о количестве боезапаса в машине.
Первый прототип САУ «Хуммель» увидел свет в начале осени 1942 года. Занималась разработкой машины фирма “Alkett” .
Инженеры фирмы подготовили образец из мягкого металла для показа фюреру. Базу, для этого образца, выбрали от линейного танка Pz.KpfwIV, установив в открытой рубке 150-мм орудие sFH 18. Гитлер, после осмотра новой машины и внесения своих рекомендаций новую машину утвердил. Окончательный вариант был представлен фюреру в октябре 1942 года. Машина получила официальное название « 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV». В войсках же у нее появилось название «Шмель». Самое странное, что внешний вид ходовой части машины повторял собой вид Pz.KpfwIV, а внутренний вид Pz.KpfwIII.
С танка Pz.KpfwIV взяли: ходовую часть с обрезиненными катками и поддерживающими роликами, ленивцы (заднего расположения), механизмы натяжения гусениц, торсионную индивидуальную подвеску, и корпус слегка его удлинив. От танка Pz.KpfwIII взяли: двигатель, трансмиссию, механизм управления, тормозную систему и ведущие колеса переднего исполнения.
Новыми элементами стали: валы, передающие мощность силовой установки, система охлаждения двигателя, масляные фильтры, стартеры инерционного типа, топливопроводы, а так же выхлопные трубы. Для увеличения пространства боевой рубки, двигатель перенесли ближе к центру машины. Отсек управления изолировали от других отсеков, и перенесли во фронтальную часть. Над местом механика-водителя смонтировали небольшую надстройку. В лобовой части корпуса имелись два откидных лючка с смотровым щелями. С боков отделения управления имелись дополнительные приборы наблюдения усиленные бронезаслонками. В крыше отсека управления для входа/выхода экипажа сделали два круглых люка.
Боевую рубку перенесли в кормовую часть машины. Рубка собиралась из броневых листов, установленных под углом, и крепилась к корпусу болтами. В ее лобовой части устанавливалось тяжелое орудие 150-мм sFH18/1 L/30. Вариант, переработанной полевой гаубицы. Что интересно, первые орудия оснащались дульным тормозом, но в дальнейшем от него отказались. Углы вертикального наведения составляли от -3 до +42 градусов. В горизонтали (вправо/влево) составлял 15 градусов.
При стрельбе фугасом весом 43,5 кг и начальной скоростью 495 м/с, расстояние выстрела составляла 13 250 метров. Правда, стрельба данными боеприпасами приводила к ускоренному износа ствола. В среднем ствол орудия заменялся после 7000-8000 выстрелов. Таблица используемых боеприпасов.
Из оборонительного вооружения комплект дополнялся пулеметом MG-34, позже MG-42 с запасом в 600 патронов. А также два МП-40, и штатные пистолеты экипажа. Но в боевой обстановке, часто можно было увидеть и трофейные автоматы и пулеметы. Всего планировалось построить к маю 1943 года 150 машин. Но так как фирма “Alkett” одна не успевала, то привлекли фирму «Deutsche Rohrenwerke» в Мюльгейме, и ее филиал фирмы в Дуйсбурге. Из-за довольно удачной конструкции, всего с 1943 г- по 1945 год было выпушено 724 машины. В машину постоянно вносились мелкие изменения. Часто не на заводе, а в самих войсках. В заводских условиях изменили конструкцию машины, продлив крышу над стрелком радистом, и снабдив ее люком как у механика-водителя. Из войсковых изменений часто экипажи над боевым отделением устанавливали металлические сетчатые конструкции. Экипаж составлял 7 человек. В результате чего в боевой рубке было тесно. Из-за этого боекомплект составлял всего 18 снарядов. В итоге было решено, переделать часть поврежденных САУ и линейных танков, в подвозчики боеприпасов (Munitionstragtr).
Всего в подвозчики боеприпасов переделали 157 штук.
В боевой обстановке.
Согласно штатному расписанию, от 16 января 1943 года, один из трех моторизированных дивизионов (в основном первый) артиллерийского полка каждой танковой дивизии получил такие САУ. Обычно дивизион состоял из трех батарей. Две батареи комплектовались САУ «Веспен» (6 САУ, и 2 подвозчика боеприпасов), а третья имела на вооружении САУ «Hummel» (6 САУ и 1-2 подвозчика). Управление осуществлялось машинами артиллерийских наблюдателей базе танка Pz.KpfwIII. О них я писал в одной из своих статей. Ближе к концу войны машины начали поступать и в моторизованные дивизии, а так же и в состав отдельных армейских тяжелых артиллерийских частей (845-й и 536-й полки). Но из-за потерь штатное количество часто не выдерживалось. Цели этих гаубиц обычно составляли: живая сила, танковая и другая бронетехника, укрепрайоны и дальнобойная артиллерия. Часто им приходилось вести огонь прямой наводкой. Впервые данные САУ применили на Курской дуге. К началу 1943 года в войсках исправными числилось 85 машин. Они использовались в обороне Белгорода и Орла, а так же в боях за Харьков в августе-сентябре 1943 года.
В августе 1944 года в боях отличились самоходки 73-го моторизированного артполка 1-ой танковой дивизии на Сандомирском плацдарме. Применялись они и в обороне Карпатских предгорий (Дукельский горный перевал). Весной 1945 года вели упорные бои в Венгрии, в районе озера Балатон, города Секешфехервар.
В конце 1944 года, установки «Hummel» моторизированного полка дивизии СС “Leibstandarte Adolf Hitler”, применялись в Арденском контрнаступлении, САУ сумели подавить своим огнем дальнобойные батареи орудий американцев. Бой произошел у городка Коо.
В апреле 1945 года в строю находилось 170 этих самоходок. В заключение скажем: к плюсам можно отнести надежность в эксплуатации и мощное орудие. К минусам : большая высота машины, слабая бронезащита, и малый боекомплект.
Ну, вот что я хотел ВАМ, уважаемые, сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. Которые будут теперь соответствовать историческому периоду, для которого собирается модель. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.