Найти в Дзене
История и культура Евразии

Прототипы романа Каверина "Два капитана"

Оглавление

Писатель Вениамин Каверин создал один из самых популярных персонажей полярников ХХ века - капитана Татаринова. Сама книга стала путеводной звездой для многих, кто сознательно выбрал профессии, связанные с освоением Арктики. Но у персонажей романа были и реальные прототипы из числа членов трёх полярных экспедиций 1912 года – Седова, Брусилова и Русанова.

Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия Зи́льбер; 6 [19] апреля 1902, Псков, Российская империя — 2 мая 1989, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург и сценарист.
Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия Зи́льбер; 6 [19] апреля 1902, Псков, Российская империя — 2 мая 1989, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург и сценарист.

Сам Каверин называл прототипом своего персонажа Татаринова - полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.

В 1912 году он организовал экспедицию к Северному полюсу.

На тот момент о достижении Северного Полюса уже сообщили американцы Фредерик Кук (1908 год) и Роберт Пири (1909 год).

Экспедиция была плохо подготовлена и обеспечена. Но несмотря на это экспедиция на шхуне "Святой великомученик Фока" вышла к земле Франца-Иосифа, откуда они должны были дойти до Северного полюса.

Гео́ргий Я́ковлевич Седо́в (23 апреля [5 мая] 1877, Кривая Коса, Область Войска Донского — 20 февраля [5 марта] 1914, Остров Рудольфа, Архангельская губерния) — русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант.
Гео́ргий Я́ковлевич Седо́в (23 апреля [5 мая] 1877, Кривая Коса, Область Войска Донского — 20 февраля [5 марта] 1914, Остров Рудольфа, Архангельская губерния) — русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант.

Пережив две зимовки экспедиция Седова истратила все запасы продовольствия и угля.

2 февраля 1914 года заболевший Седов вместе с матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках пошли к Северному полюсу.

Но полюса он не достиг и умер в пути от болезни 18 февраля 1914 года (похоронен на острове Рудольфа). 6 марта 1914 года матросы Линник и Пустошный вернулись к шхуне, стоявшей в бухте на Земле Франца-Иосифа. Экспедиция благополучно вернулась в Архангельск.

Во время подготовки к экспедиции на Северный полюс. Сидят (на стульях, слева направо): В. Ю. Визе, Г. Я. Седов, П. Г. Кушаков, М. А. Павлов. Архангельск, 1912 год.
Во время подготовки к экспедиции на Северный полюс. Сидят (на стульях, слева направо): В. Ю. Визе, Г. Я. Седов, П. Г. Кушаков, М. А. Павлов. Архангельск, 1912 год.

Также другим прототипом капитана Татаринова может являться экспедиция Георгия Брусилова 1912-1914 годов.

Гео́ргий Льво́вич Бруси́лов (19 мая 1884 — 1914 или позже) — российский исследователь Арктики, лейтенант флота. Участник русско-японской войны (1904—1905), участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1911).
Гео́ргий Льво́вич Бруси́лов (19 мая 1884 — 1914 или позже) — российский исследователь Арктики, лейтенант флота. Участник русско-японской войны (1904—1905), участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1911).

Целью экспедиции на паровой шхуне "Святая Анна" было пройти Северный морской путь.

  • «…нас встретил старший помощник капитана лейтенант Андреев Н. С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… „Св. Анна“ построена в 1867 году, грузоподъемность её 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7—7,5 узлов… Пойдут вокруг Ньордкапа, остановятся на 3—4 дня в Архангельске, далее — в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…» - Троицкий В. Подвиг штурмана Альбанова. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989.

Экспедиция была также плохо подготовлена и обеспечена. Из 24 человек экипажа только 7 были профессиональными моряками. Среди них была и женщина:

  • На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась плывшая на шхуне в качестве пассажира из Санкт-Петербурга в Александровск-на-Мурмане Ерминия Александровна Жданко, дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко. Окончив самаритянские курсы, она имела квалификацию сестры милосердия - Википедия

Шхуна "Святая Анна" вышла из Санкт-Петербурга 10 августа 1912 года. В сентябре 1912 года она была зажата льдами у побережья Ямала, откуда начала дрейфовать.

Часть экипажа покинула судно пошла на лыжах к земле (судьба оставшихся членов экипажа и самого судна до сих пор не известна). В результате из всей экспедиции выжили только штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад, которых 15 июля 1914 года подобрала возвращавшаяся экспедиция Георгия Седова.

Команда «Святой Анны»
Команда «Святой Анны»

Еще одним прототипом был русский арктический исследователь Владимир Русанов.

Влади́мир Алекса́ндрович Руса́нов (3 [15] ноября 1875, Орёл — 1913(?), Карское море(?)) — русский арктический исследователь.
Влади́мир Алекса́ндрович Руса́нов (3 [15] ноября 1875, Орёл — 1913(?), Карское море(?)) — русский арктический исследователь.

Экспедиция Русанова была подготовлена не в пример лучше чем у Седова и Брусилова. Его задачей было указание Министерства внутренних дел Российской империи по закреплению за Россией угольных месторождений на архипелаге Шпицберген.

Парусно-моторный кеч «Геркулес» экспедиции В. А. Русанова.
Парусно-моторный кеч «Геркулес» экспедиции В. А. Русанова.

Свою задачу Русанов выполнил на 100 %. Она вышла в путь 9 июля 1912 года и 16 июля достигла Шпицбергена.

  • К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене - Википедия

Но не удовлетворившись этим он решил продолжить путь и пошёл к Новой Земле, которая по его замыслу должна была стать главной базой на Северном морском пути. Последней телеграммой от него была послана 18 августа 1912 года:

  • «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

После этого, никаких сведений о его экспедиции не имеется - её следы до сих пор не найдены.

Таким образом, 1912-1914 года стали трагическими для русского исследования Арктики - погибло три полярных экспедиции. Но они заложили основу последующих исследований и вдохновили других на изучение северной российской оконечности.

Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!

💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год