Писатель Вениамин Каверин создал один из самых популярных персонажей полярников ХХ века - капитана Татаринова. Сама книга стала путеводной звездой для многих, кто сознательно выбрал профессии, связанные с освоением Арктики. Но у персонажей романа были и реальные прототипы из числа членов трёх полярных экспедиций 1912 года – Седова, Брусилова и Русанова.
Сам Каверин называл прототипом своего персонажа Татаринова - полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.
В 1912 году он организовал экспедицию к Северному полюсу.
На тот момент о достижении Северного Полюса уже сообщили американцы Фредерик Кук (1908 год) и Роберт Пири (1909 год).
Экспедиция была плохо подготовлена и обеспечена. Но несмотря на это экспедиция на шхуне "Святой великомученик Фока" вышла к земле Франца-Иосифа, откуда они должны были дойти до Северного полюса.
Пережив две зимовки экспедиция Седова истратила все запасы продовольствия и угля.
2 февраля 1914 года заболевший Седов вместе с матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках пошли к Северному полюсу.
Но полюса он не достиг и умер в пути от болезни 18 февраля 1914 года (похоронен на острове Рудольфа). 6 марта 1914 года матросы Линник и Пустошный вернулись к шхуне, стоявшей в бухте на Земле Франца-Иосифа. Экспедиция благополучно вернулась в Архангельск.
Также другим прототипом капитана Татаринова может являться экспедиция Георгия Брусилова 1912-1914 годов.
Целью экспедиции на паровой шхуне "Святая Анна" было пройти Северный морской путь.
- «…нас встретил старший помощник капитана лейтенант Андреев Н. С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… „Св. Анна“ построена в 1867 году, грузоподъемность её 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7—7,5 узлов… Пойдут вокруг Ньордкапа, остановятся на 3—4 дня в Архангельске, далее — в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…» - Троицкий В. Подвиг штурмана Альбанова. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989.
Экспедиция была также плохо подготовлена и обеспечена. Из 24 человек экипажа только 7 были профессиональными моряками. Среди них была и женщина:
- На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась плывшая на шхуне в качестве пассажира из Санкт-Петербурга в Александровск-на-Мурмане Ерминия Александровна Жданко, дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко. Окончив самаритянские курсы, она имела квалификацию сестры милосердия - Википедия
Шхуна "Святая Анна" вышла из Санкт-Петербурга 10 августа 1912 года. В сентябре 1912 года она была зажата льдами у побережья Ямала, откуда начала дрейфовать.
Часть экипажа покинула судно пошла на лыжах к земле (судьба оставшихся членов экипажа и самого судна до сих пор не известна). В результате из всей экспедиции выжили только штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад, которых 15 июля 1914 года подобрала возвращавшаяся экспедиция Георгия Седова.
Еще одним прототипом был русский арктический исследователь Владимир Русанов.
Экспедиция Русанова была подготовлена не в пример лучше чем у Седова и Брусилова. Его задачей было указание Министерства внутренних дел Российской империи по закреплению за Россией угольных месторождений на архипелаге Шпицберген.
Свою задачу Русанов выполнил на 100 %. Она вышла в путь 9 июля 1912 года и 16 июля достигла Шпицбергена.
- К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене - Википедия
Но не удовлетворившись этим он решил продолжить путь и пошёл к Новой Земле, которая по его замыслу должна была стать главной базой на Северном морском пути. Последней телеграммой от него была послана 18 августа 1912 года:
- «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».
После этого, никаких сведений о его экспедиции не имеется - её следы до сих пор не найдены.
Таким образом, 1912-1914 года стали трагическими для русского исследования Арктики - погибло три полярных экспедиции. Но они заложили основу последующих исследований и вдохновили других на изучение северной российской оконечности.
Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!
💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год