Найти в Дзене
РБК Тренды

Российские технологии утекают на Запад. Как это исправить?

Оглавление

До 2014 года Россия обгоняла некоторые страны по стартап-привлекательности. Сейчас же большинство стартаперов если не уезжают в другие страны, то просто выходят со своими разработками на зарубежный рынок. Например, технологическая компания Mighty Buildings печатает жилые дома в России, но продает их исключительно в Калифорнии. Это кажется удивительным, особенно с учетом того, что еще в 2017 году 3D-дом появился в Ярославле.

Но дело в том, что после этого рынок печатных домов в России не появился, зато увеличилось число компаний, ориентирующихся на зарубежные страны. Это связано с экономическими преимуществами. Если говорить о 3D-печати зданий, то из-за высокой стоимости жилья в Калифорнии напечатанные дома там просто более конкурентоспособны, чем в российской среде.

Фото: Alex Kotliarskyi / Unsplash
Фото: Alex Kotliarskyi / Unsplash

С роботизированными технологиями дела обстоят немного иначе. Основная проблема заключается в отсутствии возможности тестировать инновации. И если роботов, доставляющих еду, еще можно встретить на московских улицах, то покататься на беспилотниках возможно только в пределах Иннополиса. Поэтому все роверы и беспилотники «Яндекса» ездят по городу Энн-Арбор в штате Мичиган.

Проблемы развития стартапов в России

Можно выделить несколько препятствий, с которыми сталкиваются стартапы в России:

  1. Отсутствие частного капитала и рынка инвестиций. В нашей стране готовы вкладывать только в дешевый бизнес с условием, что через год он не только окупится, но и принесет прибыль, станет «дойной коровой» для предпринимателей. Люди пока не готовы инвестировать с перспективой на 50 лет.
  2. Отсутствие клиентской базы. Средний класс в России — это люди, которые, по мнению правительства, зарабатывают около $200 в месяц, поэтому создатели стартапов не могут рассчитывать на средний класс как на покупательную силу.
  3. Не стоит сравнивать стартапы с разработками внутри крупных корпораций. Стартапы в России не могут привлекать частный капитал, а вот корпорации могут монополизировать рынок и инвестируют больше денег в развитие новых технологий. Но если разработка окажется нерентабельной, компания может просто от нее отказаться.

Несколько сценариев для российских стартапов

Чтобы прорывные технологии развивались, они должны стать частью какой-то большой компании или выйти за рубеж. На данный момент самым большим венчурным рынком является США, на втором месте — Китай, однако там действует политика протектората для собственных стартапов, в то время как в США активно приходят технологии и разработчики со всего мира.

Фото: Marvin Meyer / Unsplash
Фото: Marvin Meyer / Unsplash

Сценарии для российских предпринимателей

  1. Продать бизнес корпорации или инвестиционному фонду
  2. Выйти на биржу — самый маловероятный, но самый хороший вариант
  3. Открыть лайфстайл-бизнес, который будет приносить немного денег, не будет сильно расти, но точно принесет удовольствие основателю.

Первый способ можно продемонстрировать на примере компании Boston Dynamics, которая в течение нескольких лет сменила несколько владельцев, оставаясь при этом в Массачусетсе. В 2013 году компанию по производству роботов купил Google. Через несколько лет корпорация продала Boston Dynamics японскому технологическому гиганту SoftBank. А в 2020 году у роботов появился новый владелец — автомобильная компания Hyundai.

Читайте также:

Что делать российским металлургам, чтобы стать мировыми лидерами?

Почему перспективный российский рынок роботов развивается так медленно?

Российские ученые создали технологию по воссозданию снов

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!