Пятнадцать премьер за девять месяцев – всего за один сезон. Залы, встающие на финальные овации. Удивление одних, радость других, озлобление третьих. Всё это – МХАТ имени Горького.
Самый живой, самый обсуждаемый театр столицы. Чем он вызвал такую реакцию, хорошо или плохо, когда у театра есть матёрые, лютые враги и в каком направлении МХАТ будет двигаться дальше?
В отличие от тех, кто организует коллективные рыдания по тому реалистическому театру, который был при Дорониной, я видел все премьеры сезона 2020-2021 года. Мне есть что с чем сравнивать. Я видел, как под влиянием новы пьес, новых режиссёров, новой эстетики МХАТ становится театром, где прослеживают связи между историей и современностью, не боятся острых вопросов, сближают традиции и новизну. МХАТ сегодня – это одна из самых сыгранных, умеющих решать любые технические задачи московских трупп. А финальный общий танец - горячий, заводной – стал уж фирменным знаком мхатовских спектаклей.
Не скажу, что все премьеры одинаково значимы или в равной степени успешны – такого не бывает ни в одном театре. Если какой-то спектакль не упомяну, то не оттого, что он плох, просто в мою (и только мою!) картину сезона он не совсем ложится. Всякий рецензент пристрастен – примем это за норму.
Самая чеховская премьера – «Мифический муж и его собака»
Автор пьесы (он же её и поставил) – театральный режиссёр и педагог Сергей Десницкий, человек-легенда, заставший ещё вдову Чехова, Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Пьеса Десницкого об отношениях Антона Павловича и актрисы Московского художественного театра Ольги Книппер более пятнадцати лет ждала своего часа.
И вот результат совместных усилий – спектакль о любви и прощении, о муках писателя и настойчивости режиссёра, о болезнях и овациях, о слабости физического тела и об усилиях творца запечатлеть свою картину Божьего мира.
В основе пьесы – письма Чехова и Книппер, предельно личные, доверительные, полные скрытого юмора и намёков, до конца понятных только тем, кто вёл переписку.
На два часа зрители становятся свидетелями этого иногда пылкого, иногда усталого диалога, начиная понимать дух времени, в которое жил Чехов.Стал бы он классиком без участия Художественного театра в его судьбе, без любовных переживаний, без постоянного, пусть даже заочного диалога с любимой женщиной?
Чтобы найти ответ, нужно прийти на спектакль «Мифический муж и его собака». Это точно и тонко построенное зрелище, где ирония незаметно переходит в печаль, а нюансировка не менее важна, чем сквозное действие.
Отдельная тема – художественное оформление спектакля. Александр Окунь, художник-постановщик, чтобы организовать пространство использует театральные ширмы, которые могут быть легко переставлены. В театре, как в жизни, игровые рамки задают границы судьбы, превращая случайное в неизбежность.
Самая стильная премьера – «Лес»
«Отличный спектакль! Цунами!», «Браво режиссёру!», «Классика, рассказанная современным языком!», «Это восторг!» Так пишут в социальных сетях о спектакле «Лес» во МХАТе имени Горького люди, профессионально связанные с театром.
Поставить «Лес» Островского на мхатовской сцене был приглашён петербургский режиссёр Виктор Крамер. Выпускник режиссерской мастерской Георгия Товстоногова, он работал и в Москве, и в северной столице, ставил оперы и спектакли в Милане, Лондоне, Париже, вместе с Полуниным придумывал «Снежное шоу». Его называют одним из самых модных режиссёров России – и это не пустая похвала, а дань профессионализму. «Модному режиссёру легче работать – есть из чего выбрать», - говорит сам Крамер. Его сотрудничество с МХАТом – счастливый билет и для мастера, и для театра.
«Лес» Крамера не похож ни на какую другую постановку этой пьесы Островского. Громадная куча опилок на сцене – вот и всё, что осталось от некогда дремучих лесов. Торговля лесом, которую пытается вести помещица Гурмыжская – виртуальная сделка, которая, однако, приносит реальные деньги (узнаваемая история, не правда ли?). А венчает эту картину стоящая на самом верху горы отходов лесопильная машина, напоминающая гильотину. Как гостья из будущего, как знак, поданный свыше, она предупреждает: когда начнётся большой лесоповал, люди-щепки лягут в основание нового порядка. «У нас запляшут лес и горы…»
«Лес» - пьеса о токсичной власти денег над людьми, которых мы называем приличными, и о блаженстве бродяг, не имеющих крова над головой, о дурной театральщине лицемеров и подлинности чувств актёров по призванию, о внешнем благочестии и продаже себя по сходной цене.
«Лес» во МХАТе - это представление космической глубины, неожиданный Островский, непривычный Островский. И при всём при том, это настоящий Островский, это Островский-предсказатель, суровый и в то же время щедрый на юмор.
Самая масштабная премьера – «Лавр»
Работа над инсценировкой романа Евгения Водолазкина заняла почти год. Начинали, когда никто не ждал беды от какого-то очередного вируса. Потом объявили самоизоляцию – и публиковали статистику заболевших-выживших. История врача, хоть бы и средневекового, стала супер-популярна. Хотя «Лавр», понятно, не о медицине. Это спектакль о том, что самое главное – спасение души. Возможно ли оно усилиями одного, пусть даже самого прекрасного человека? Много ли театров, рискующих предложить зрителям нечто подобное?
И конечно, почуяв брошенный им вызов, слетелись разные бесы.
Им хотелось если не уничтожить создателей спектакля, то хотя бы исказить его смысл, а зрителей с овациями выдать за голограммы. Безусловно, «Лавр» - программный спектакль, про который говорили, что его невозможно поставить. Это единственное житие в клеймах на театральной сцене.
Самая провокационная премьера – «Чудесный грузин»
Не припомню ни одного спектакля, о котором столько писали бы все издания, столько говорили бы федеральные каналы. Самое простое тому объяснение – главной приманкой для журналистов и публики стало появление на мхатовской сцене звезды шоу-бизнеса Ольги Бузовой. Первая публикация на эту тему вызвала скандал; хайпнуть захотели многие полу-сбитые лётчики и лётчицы.
Каждый день подбрасывал новую порцию информации в инцидент, который можно назвать «бузовгейт».
Большинство высказавшихся на эту тему не заметило главного: скандал стал приправой к шоу под названием «Чудесный грузин». Будущий вождь представлен здесь дальновидным, проницательным, харизматичным – словом, совсем не тем угрюмым уголовником, каким его обычно изображали историки известного направления. Низвержение и анализ старых мифов – ещё одна масштабная задача, за которую взялся МХАТ.
Самая музыкальная премьера – «Красный Моцарт»
Режиссер Рената Сотириади много лет работала с Любимовым, и эта школа чувствуется в спектакле. «Красный Моцарт» удивительно театрален, то есть, это, прежде всего, зрелище, где пластика, музыка и текст существуют в гармонии. Трудно даже представить, сколько сил было вложено в ту, словно природную, легкость, с какой драматические актеры танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Исполнителей и зрителей, музыкантов и солистов - всех подхватывает волна чистого чувства восторга и узнавания музыки, которую помнишь с детства, как мамины руки, как голос отца.
Спектакль «Красный Моцарт» соединяет мелодию и биографию, оркестр и мизансцену, миф и документ. Весело, неожиданно, нежно, доверчиво, открыто.
Дунаевского называли «красным Моцартом». Моцарту нужна империя.
«Красный Моцарт» видел падение империи двуглавых орлов и рождение империи рубиновых звёзд. Слом и творение, вихрь и надежда, колыбельная и марш - музыка эпохи, музыка нашей жизни, прошлой и будущей. Театр это понял и передал.Сценография спектакля явно черпала вдохновение в сталинском «Большом стиле» – и не напрасно. Масштабы и смелость постановщиков восхищают, так что даже когда появляется настоящий дирижабль, это воспринимаешь как естественную, пусть даже циклопических размеров деталь происходящего.
Самая народная премьера – «Некурортный роман»
«Некурортный роман» - спектакль, в котором семь героинь, семь сценариев жизни, и всё, от слова до слова, правда. Пьеса написана на основе интервью с реальными женщинами – жительницами Сочи.
Группа авторов во главе с Еленой Исаевой, поэтом и драматургом, почти месяц собирала материал. Итог – удивительно музыкальный, острый, нежный, трагический, смешной текст. И спектакль, поставленный на его основе. «На большой сцене вербатим вдруг засверкал», - говорит Исаева. Елена знает всё б этом жанре – один из первых вербатимных спектаклей в России сыграли в Театре.doc по её пьесе «Первый мужчина».
Актрисы играют участниц кулинарного шоу, пришедших на съемки. Единство времени, места и действия – как в классической драматургии.
Каждая героиня успевает поделиться рецептом любимого блюда и рассказать историю любви.
И эти простые, откровенные до исповедальности рассказы вызывают в зрительном зале настоящий взрыв эмоций. Точнейшее попадание – прямо в душу.
Думаю, у каждого, кто был на спектакле, есть свой любимый эпизод – монолог или песня, которую исполняет героиня. Для меня моментом высокой радости стала Besame mucho, которую исполняет Алика Смехова. Поверьте на слово – это праздник чувств.
Изначально собирался писать обо всех премьерах сезона, потом сократил их число до десяти. В итог получилось шесть - иначе перегрузил бы текст именами, цитатами, разного рода подробностями. Однако, и так уже очевидно: наступательная стратегия МХАТа работает, в театр приходит новый зритель, более молодой, активно присутствующий в социальных сетях, но при этом ищущий в театре «живую жизнь», какой нет в интернете.