Найти тему

От "Лавра" до "бузовгейта"

Оглавление
Сцена из спектакля "Лавр"
Сцена из спектакля "Лавр"

Пятнадцать премьер за девять месяцев – всего за один сезон. Залы, встающие на финальные овации. Удивление одних, радость других, озлобление третьих. Всё это – МХАТ имени Горького.

Самый живой, самый обсуждаемый театр столицы. Чем он вызвал такую реакцию, хорошо или плохо, когда у театра есть матёрые, лютые враги и в каком направлении МХАТ будет двигаться дальше?

В отличие от тех, кто организует коллективные рыдания по тому реалистическому театру, который был при Дорониной, я видел все премьеры сезона 2020-2021 года. Мне есть что с чем сравнивать. Я видел, как под влиянием новы пьес, новых режиссёров, новой эстетики МХАТ становится театром, где прослеживают связи между историей и современностью, не боятся острых вопросов, сближают традиции и новизну. МХАТ сегодня – это одна из самых сыгранных, умеющих решать любые технические задачи московских трупп. А финальный общий танец - горячий, заводной – стал уж фирменным знаком мхатовских спектаклей.

Не скажу, что все премьеры одинаково значимы или в равной степени успешны – такого не бывает ни в одном театре. Если какой-то спектакль не упомяну, то не оттого, что он плох, просто в мою (и только мою!) картину сезона он не совсем ложится. Всякий рецензент пристрастен – примем это за норму.

Сцена из спектакля «Мифический муж и его собака»
Сцена из спектакля «Мифический муж и его собака»

Самая чеховская премьера – «Мифический муж и его собака»

Автор пьесы (он же её и поставил) – театральный режиссёр и педагог Сергей Десницкий, человек-легенда, заставший ещё вдову Чехова, Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Пьеса Десницкого об отношениях Антона Павловича и актрисы Московского художественного театра Ольги Книппер более пятнадцати лет ждала своего часа.

И вот результат совместных усилий – спектакль о любви и прощении, о муках писателя и настойчивости режиссёра, о болезнях и овациях, о слабости физического тела и об усилиях творца запечатлеть свою картину Божьего мира.

В основе пьесы – письма Чехова и Книппер, предельно личные, доверительные, полные скрытого юмора и намёков, до конца понятных только тем, кто вёл переписку.

На два часа зрители становятся свидетелями этого иногда пылкого, иногда усталого диалога, начиная понимать дух времени, в которое жил Чехов.Стал бы он классиком без участия Художественного театра в его судьбе, без любовных переживаний, без постоянного, пусть даже заочного диалога с любимой женщиной?

Чтобы найти ответ, нужно прийти на спектакль «Мифический муж и его собака». Это точно и тонко построенное зрелище, где ирония незаметно переходит в печаль, а нюансировка не менее важна, чем сквозное действие.

Отдельная тема – художественное оформление спектакля. Александр Окунь, художник-постановщик, чтобы организовать пространство использует театральные ширмы, которые могут быть легко переставлены. В театре, как в жизни, игровые рамки задают границы судьбы, превращая случайное в неизбежность.

Сцена из спектакля "Лес"
Сцена из спектакля "Лес"

Самая стильная премьера – «Лес»

«Отличный спектакль! Цунами!», «Браво режиссёру!», «Классика, рассказанная современным языком!», «Это восторг!» Так пишут в социальных сетях о спектакле «Лес» во МХАТе имени Горького люди, профессионально связанные с театром.

Поставить «Лес» Островского на мхатовской сцене был приглашён петербургский режиссёр Виктор Крамер. Выпускник режиссерской мастерской Георгия Товстоногова, он работал и в Москве, и в северной столице, ставил оперы и спектакли в Милане, Лондоне, Париже, вместе с Полуниным придумывал «Снежное шоу». Его называют одним из самых модных режиссёров России – и это не пустая похвала, а дань профессионализму. «Модному режиссёру легче работать – есть из чего выбрать», - говорит сам Крамер. Его сотрудничество с МХАТом – счастливый билет и для мастера, и для театра.

«Лес» Крамера не похож ни на какую другую постановку этой пьесы Островского. Громадная куча опилок на сцене – вот и всё, что осталось от некогда дремучих лесов. Торговля лесом, которую пытается вести помещица Гурмыжская – виртуальная сделка, которая, однако, приносит реальные деньги (узнаваемая история, не правда ли?). А венчает эту картину стоящая на самом верху горы отходов лесопильная машина, напоминающая гильотину. Как гостья из будущего, как знак, поданный свыше, она предупреждает: когда начнётся большой лесоповал, люди-щепки лягут в основание нового порядка. «У нас запляшут лес и горы…»

«Лес» - пьеса о токсичной власти денег над людьми, которых мы называем приличными, и о блаженстве бродяг, не имеющих крова над головой, о дурной театральщине лицемеров и подлинности чувств актёров по призванию, о внешнем благочестии и продаже себя по сходной цене.

«Лес» во МХАТе - это представление космической глубины, неожиданный Островский, непривычный Островский. И при всём при том, это настоящий Островский, это Островский-предсказатель, суровый и в то же время щедрый на юмор.

Сцена из спектакля "Лавр"
Сцена из спектакля "Лавр"

Самая масштабная премьера – «Лавр»

Работа над инсценировкой романа Евгения Водолазкина заняла почти год. Начинали, когда никто не ждал беды от какого-то очередного вируса. Потом объявили самоизоляцию – и публиковали статистику заболевших-выживших. История врача, хоть бы и средневекового, стала супер-популярна. Хотя «Лавр», понятно, не о медицине. Это спектакль о том, что самое главное – спасение души. Возможно ли оно усилиями одного, пусть даже самого прекрасного человека? Много ли театров, рискующих предложить зрителям нечто подобное?

И конечно, почуяв брошенный им вызов, слетелись разные бесы.

Им хотелось если не уничтожить создателей спектакля, то хотя бы исказить его смысл, а зрителей с овациями выдать за голограммы. Безусловно, «Лавр» - программный спектакль, про который говорили, что его невозможно поставить. Это единственное житие в клеймах на театральной сцене.

Сцена из спектакля"Чудесный грузин"
Сцена из спектакля"Чудесный грузин"

Самая провокационная премьера – «Чудесный грузин»

Не припомню ни одного спектакля, о котором столько писали бы все издания, столько говорили бы федеральные каналы. Самое простое тому объяснение – главной приманкой для журналистов и публики стало появление на мхатовской сцене звезды шоу-бизнеса Ольги Бузовой. Первая публикация на эту тему вызвала скандал; хайпнуть захотели многие полу-сбитые лётчики и лётчицы.

Каждый день подбрасывал новую порцию информации в инцидент, который можно назвать «бузовгейт».

Большинство высказавшихся на эту тему не заметило главного: скандал стал приправой к шоу под названием «Чудесный грузин». Будущий вождь представлен здесь дальновидным, проницательным, харизматичным – словом, совсем не тем угрюмым уголовником, каким его обычно изображали историки известного направления. Низвержение и анализ старых мифов – ещё одна масштабная задача, за которую взялся МХАТ.

Сцена из спектакля "Красный Моцарт"
Сцена из спектакля "Красный Моцарт"

Самая музыкальная премьера – «Красный Моцарт»

Режиссер Рената Сотириади много лет работала с Любимовым, и эта школа чувствуется в спектакле. «Красный Моцарт» удивительно театрален, то есть, это, прежде всего, зрелище, где пластика, музыка и текст существуют в гармонии. Трудно даже представить, сколько сил было вложено в ту, словно природную, легкость, с какой драматические актеры танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Исполнителей и зрителей, музыкантов и солистов - всех подхватывает волна чистого чувства восторга и узнавания музыки, которую помнишь с детства, как мамины руки, как голос отца.

Спектакль «Красный Моцарт» соединяет мелодию и биографию, оркестр и мизансцену, миф и документ. Весело, неожиданно, нежно, доверчиво, открыто.

Дунаевского называли «красным Моцартом». Моцарту нужна империя.

«Красный Моцарт» видел падение империи двуглавых орлов и рождение империи рубиновых звёзд. Слом и творение, вихрь и надежда, колыбельная и марш - музыка эпохи, музыка нашей жизни, прошлой и будущей. Театр это понял и передал.Сценография спектакля явно черпала вдохновение в сталинском «Большом стиле» – и не напрасно. Масштабы и смелость постановщиков восхищают, так что даже когда появляется настоящий дирижабль, это воспринимаешь как естественную, пусть даже циклопических размеров деталь происходящего.

Сцена из спектакля "Некурортный роман"
Сцена из спектакля "Некурортный роман"

Самая народная премьера – «Некурортный роман»

«Некурортный роман» - спектакль, в котором семь героинь, семь сценариев жизни, и всё, от слова до слова, правда. Пьеса написана на основе интервью с реальными женщинами – жительницами Сочи.

Группа авторов во главе с Еленой Исаевой, поэтом и драматургом, почти месяц собирала материал. Итог – удивительно музыкальный, острый, нежный, трагический, смешной текст. И спектакль, поставленный на его основе. «На большой сцене вербатим вдруг засверкал», - говорит Исаева. Елена знает всё б этом жанре – один из первых вербатимных спектаклей в России сыграли в Театре.doc по её пьесе «Первый мужчина».

Актрисы играют участниц кулинарного шоу, пришедших на съемки. Единство времени, места и действия – как в классической драматургии.

Каждая героиня успевает поделиться рецептом любимого блюда и рассказать историю любви.

И эти простые, откровенные до исповедальности рассказы вызывают в зрительном зале настоящий взрыв эмоций. Точнейшее попадание – прямо в душу.

Думаю, у каждого, кто был на спектакле, есть свой любимый эпизод – монолог или песня, которую исполняет героиня. Для меня моментом высокой радости стала Besame mucho, которую исполняет Алика Смехова. Поверьте на слово – это праздник чувств.

Изначально собирался писать обо всех премьерах сезона, потом сократил их число до десяти. В итог получилось шесть - иначе перегрузил бы текст именами, цитатами, разного рода подробностями. Однако, и так уже очевидно: наступательная стратегия МХАТа работает, в театр приходит новый зритель, более молодой, активно присутствующий в социальных сетях, но при этом ищущий в театре «живую жизнь», какой нет в интернете.