В последние десятилетия возобновился интерес к Святому Духу, вызвав к жизни харизматическое движение. Основной отличительной чертой этого движения является то, что люди, вовлеченные в него, претендуют на говорение “языками” силой Святого Духа. Говорят ли они на самом деле? Это важный вопрос. Но другой вопрос относительно Святого Духа еще более важен: какую роль играет Святой Дух в нашем спасении?
Да, Святой Дух непосредственным образом связан с нашим спасением. Мы заново рождаемся от Духа (Ин. 3:5), мы оправдываемся Духом (1 Кор. 6:11), и мы спасаемся обновлением Святым Духом (Тит. 3:5). Если вы хотите получить спасение сегодня, то вы должны быть спасены Духом.
Как же спасает Святой Дух? Ответ можно найти в Римлянам 8:14: “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии”. Я утверждаю: чтобы спастись Духом, вы должны быть водимы Духом! Тогда вопрос меняется: “Если ко спасению нас должен вести Дух, то как мы можем быть направляемы Святым Духом сегодня?” Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разобьем его на следующие два вопроса: во-первых, как Святой Дух ведет нас, и во-вторых, куда ведет нас Святой Дух?
КАК СВЯТОЙ ДУХ ВЕДЕТ НАС?
Как Святой Дух нас ведет? Можно представить, по меньшей мере, три варианта:
Чудесным образом?
Ведет ли нас Дух ко спасению непосредственно и чудесным образом? Разговаривает ли Он с нами глубокой ночью? Дает ли Он нам особые откровения? Посещают ли ангелы людей сегодня? Бог ли это слышен в голосе нашей совести?
Очевидно, что в прошлом Бог вел людей подобным образом. Но это еще не доказывает, что Бог точно так же ведет людей и в наше время. Почему? Потому что Бог обращался с людьми в разные века по-разному. Он разговаривал с людьми в разное время по-разному (см. Евр. 1:1, 2). Более того, Бог не повторяет того, что Он делал в прошлом. Он, например, повторно не создает вселенной, не посылает Своего Сына на землю еще раз, и повторно не вдохновляет никого на написание Библии. Таким образом, вопрос состоит не в том: “Что Бог сделал?” - или: “Что Бог мог сделать?” Вопрос таков: “Что Бог делает сегодня?”
Поскольку Библия учит, что время чудес прошло, мы полагаем, что в наши дни Бог не ведет людей и не управляет ими непосредственно или с помощью чудес. Почему я говорю, что время чудес прошло? Потому что Павел, вдохновленный Духом, сказал это первым! Павел говорил о чудесных дарах Святого Духа в 1 Коринфянам 12. Затем, в 1 Коринфянам 13, он сказал, что “когда настанет совершенное”, эти чудесные дары прекратятся (ст. 8-10). Я считаю, что именно так и случилось! Сверхъестественные дары Святого Духа, включая способность говорить на языках, способность исцелять и дар чудесного знания, прекратились. Они больше не нужны. Они были даны для подтверждения слова, возвещаемого апостолами (Мк. 16:17-20; Евр. 2:2-4), но теперь это слово уже получило свое подтверждение. Сегодня чудотворные дары больше не присутствуют в нашей жизни. В наши дни люди уже не исцеляются так, как это было во времена Нового Завета (посмотрите, например, Деян. 3 и сопоставьте это чудо с так называемыми сегодняшними чудесами). Зрелость церкви, наступившая при завершении Божьего откровения, ознаменовала собой конец века сверхъестественных явлений. Так как сверхъестественные дары отошли в небытие, мы больше уже не ждем, что Дух Святой будет руководить нами чудесным или сверхъестественным образом.
Даже если бы сегодня Дух воздействовал на людей непосредственно и чудесным образом, нет никаких указаний на то, что таким способом Он будет их спасать! В Новом Завете чудесное руководство Духа обычно давалось тем, кто уже был учеником Христа, а не тем, кто был вне тела Христова. Но даже они - например, богодухновенные апостолы - не всегда имели честь получить такое руководство. Павел и Варнава спорили о том, взять или не взять Иоанна Марка с собой во второе миссионерское путешествие. Очевидно, Господь не открыл им, кто был прав в том споре.
Из Нового Завета явствует, что, когда Господь хотел кому-то открыть Евангелие, Он всегда посылал ему человека с Благой Вестью. Он послал Филиппа к эфиопу (Деян. 8) и Петра к Корнилию (Деян. 10). Ни для спасения того, ни для спасения другого Он не воспользовался прямым и чудесным воздействием.
Если вы хотите получить спасение благодаря водительству Святого Духа, не ожидайте чудесного явления Духа. Но поступайте так, как сделал Корнилий: ищите вестника, который расскажет вам, как спастись (Деян. 11:14).
Особым озарением для понимания Слова?
Во-вторых, мы можем спросить, ведет ли нас Дух, давая особое озарение для понимания Слова? Некоторые считают, что, хотя для спасения и не требуется особого откровения от Духа, для понимания Библии необходимо особое озарение с Его стороны. Так ли это?
Человек должен читать и изучать Библию с молитвой, прося Бога помочь в понимании. (См., например, Иак. 1:5). Но речь сейчас идет о другом. Речь идет о некоем озарении, которое дается непосредственно Духом, без которого нельзя понять Библию, и которое, когда приходит, проясняет все в один ослепительный миг. Есть ли необходимость в подобном озарении?
Нет, и это потому, что Святой Дух уже дал нам книгу, которую мы можем понять! В Библии указывается, что она была предназначена для чтения и понимания. Павел сказал: “...Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой” (Еф. 3:4). Павел предполагал, что эфесяне поймут то, что он написал. Он не упоминает о необходимости чудодейственной помощи или божественного озарения для того, чтобы они поняли его. Действительно, читая Библию, мы приходим к выводу, что хотя там и есть некоторые моменты (не все и даже не большая часть, 2 Пет. 3:15 и дал.), трудные для восприятия, в основном Библия достаточно проста для понимания.
Допустим, что для того, чтобы понять Библию, все же требуется особое озарение Святым Духом. Но тогда получается, что Дух Святой должен толковать для нас Свои же собственные слова, поскольку, припомним, Библия сама была дана нам Святым Духом (см. 2 Тим. 3:16, 17; 2 Пет. 1:20, 21). То есть, для своего спасения мы как бы требуем дважды вдохновленного откровения! Разумно ли считать, что Дух Святой вдохновил сначала авторов Библии, но сделал это так непрофессионально, что теперь Ему приходится вдохновлять читателей Библии, чтобы они смогли понять ее?
В первом веке не требовалось никаких особых озарений, чтобы понимать слова апостолов. Когда в день Пятидесятницы Петр призвал людей покаяться и креститься, они прекрасно его поняли (Деян. 2:38 и дал.). Речь шла не о понимании или непонимании; это был вопрос принятия или непринятия благой вести. Сегодня у нас такая же проблема: суть благовестия доступна для понимания, но некоторые люди предпочитают отвергать его.
Когда люди заявляют, что ждут озарения от Духа, зачастую они вовсе не заинтересованы в получении помощи для понимания Библии. Просто они таким образом ищут оправдания своим уже сложившимся религиозным убеждениям. По сути, они молятся так: “Господи, помоги мне понять это так, как я уже в это верю”.
Подытоживая все сказанное, вы нуждаетесь не в каком-то особом озарении Святым Духом. Все, что вам требуется, - это готовность принять, поверить и подчиниться прямым и понятным указаниям Писаний.
Словом Божьим?
Не чудесами или особым озарением, но через Слово Божье, Библию, Святой Дух ведет нас ко спасению.
Обратите внимание на обещание, данное апостолам: “И Он [Дух Святой], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня” (Ин. 16:8, 9). Для спасения мы должны осознать собственную греховность, должны быть убеждены в том, что есть праведность перед Богом, и в том, что есть Божий суд! Но как в новозаветные времена Святой Дух убеждал людей в том, что они грешны? В Деяниях 2 мы читаем, что Петр проповедовал, что Иисус есть Господь и Христос. Каков был результат? Признание греха: “Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?” (Деян. 2:37). Убеждение пришло через проповедь вдохновленного Святым Духом Слова! Неудивительно, что Павел сказал, что “меч духовный... есть Слово Божие” (Еф. 6:17). Дух пользуется Своим мечом, Словом Божиим, чтобы сечь, обличать и убеждать, ведя людей ко спасению.
Библия говорит, что мы рождены или должны родиться от воды и Духа, чтобы получить спасение. Итак, мы рождены от Духа (Ин. 3:5, 9). Но Библия также учит, что мы возрождаемся посредством Слова: “...Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек” (1 Пет. 1:23).
Далее, Библия говорит, что мы освятились Духом: “Омылись... освятились... оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (1 Кор. 6:11). Она учит, что мы освящены через Слово. Иисус сказал: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина” (Ин. 17:17).
Библия учит, что мы спасены Духом : “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом” (Тит. 3:5). Библия также говорит, что мы получили спасение посредством Слова: “...Примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души” (Иак. 1:21).
Поэтому мы утверждаем, что все, что делает Святой Дух, чтобы привести нас ко спасению, Он делает через Слово! Хотите ли вы, чтобы Дух Святой вас спас? Тогда пусть Дух вас ведет. Если вы хотите, чтобы вас вел Дух, тогда вас должно вести Слово, которое вдохновлено Святым Духом.
КУДА СВЯТОЙ ДУХ ВЕДЕТ НАС?
Куда Святой Дух ведет нас? Он вдохновил Слово Божье. Он ведет нас через это Слово. Но что Святой Дух велит нам делать? Возьмите Новый Завет и прочтите.
Вера во Христа
Во-первых, Он приводит вас к вере во Христа. Иисус сказал, что Утешитель, Дух Святой, будет свидетельствовать о Нем (Ин. 15:26), и что Он прославит Иисуса (Ин. 16:14). Мы узнаём, что Слово, которое вдохновлено Святым Духом (2 Тим. 3:16, 17), производит веру: “Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим. 10:17). Первым результатом проповеди Петра в день Пятидесятницы в Деяниях 2 явилась вера. Он убедил слушающих его в том, что Иисус действительно был Христом. И тогда эти верующие воскликнули: “Что нам делать?” (Деян. 2:36, 37).
Осознание греха
Во-вторых, Святой Дух приводит вас к осознанию греха. Именно так это и случилось на Пятидесятницу (Деян. 2). Уверовав в Иисуса, люди “были поражены в самое сердце” (Современный Перевод). Они осознали, что совершили грех. Они поняли, что были виновны в распятии не какого-то грешного богохульника, а самого Сына Божия, Мессии. Да и как им было не почувствовать себя виновными! Но они были не единственными виновниками. Нам тоже необходимо понять, что и мы виноваты в распятии Христа: Он умер не только за их грехи, но и за наши. Нам нужно осознать собственный грех! Если мы еще не пришли к сознанию своей греховности, значит, мы отказываемся услышать то Слово!
Покаяние
В-третьих, читая Новый Завет, вы узнаете, что Святой Дух ведет вас к покаянию. Когда люди поверили и осознали свой грех, Петр призвал их к покаянию (Деян. 2:38). Это покаяние не есть осознание греха, оно есть результат такого осознания. Это решимость больше не грешить. Вот Божья весть, обращенная ко всем людям сегодня: “Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться” (Деян. 17:30). Так как все должны покаяться, считайте, что это слова, исходящие непосредственно от Святого Духа: вы должны покаяться!
Водное крещение для прощения грехов
Продолжая (в-четвертых) читать Новый Завет, вы открываете для себя, что Святой Дух ведет вас к крещению полным погружением в воду для прощения грехов - водному крещению во искупление грехов. Такое погружение всегда было связано со Святым Духом. Вспомните Иоанна 3:5: Иисус сказал, что мы должны родиться от воды и Духа. “Дух” - это, несомненно, Святой Дух, “вода” - это вода крещения. Таким образом, чтобы Дух возродил нас, нам нужно креститься в воде. В день Пятидесятницы Петр возвещал то, что было дано ему Святым Духом. Что же, как говорил Петр силою Святого Духа, надо было делать, чтобы спастись? “Покайтесь и да крестится каждый из вас... для прощения грехов” (Деян. 2:38). Дух велел людям, пришедшим на праздник Пятидесятницы, креститься. Подобным же образом Дух вел ко крещению и других людей, которые, как мы знаем из книги Деяний, становились христианами: в каждом случае обращения в веру, о котором у нас имеются подробности, Деяния указывают на то, что люди крестились. Если тогда Святой Дух вел людей ко крещению, чтобы они могли спастись, то и сегодня Дух призывает вас сделать то же самое: креститесь для прощения грехов!
Христова церковь
В-пятых, прочитав Новый Завет, вы узнаете, что Святой Дух ведет вас в Христову церковь. Таков был результат событий дня Пятидесятницы. Принявшие откровение Святого Духа крестились и, таким образом, “присоединялись” к тем, кто провозглашал его (Деян. 2:41). В Деяниях 2:47 мы читаем, что “Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви”. В оригинале текста нет слова “церковь”, но суть именно такова. С этого момента церковь начинает существовать, и те, кто крестится, прибавляются к ней. Павел говорит об этом в 1 Коринфянам 12:13: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело...” Тело - это церковь (Еф. 1:22, 23). Что это за тело, или церковь? Это одна церковь (Еф. 4:5). Это не какое-нибудь создание человеческих рук, это церковь Христа! (Мф. 16:18). Когда Дух приводит вас к тому, чтобы креститься для прощения грехов, Дух также вводит вас и в Господню церковь. В этой церкви у вас появляются дополнительные благословения, посылаемые Святым Духом, и дополнительные обязанности. На вас возлагается ответственность поклоняться и верно служить Богу всю вашу жизнь. При этом, вы можете быть уверены, что здесь вы находитесь в царстве спасенных, и если, по милости Божьей, вы будете продолжать руководствоваться Его Словом, вы можете быть уверены, что вас ждет обитель на небесах.
Тут кто-то может возразить: “Дух вел меня не к тому, о чем вы говорите”. Возможно, вы верите, что для вашего спасения Дух велел вам сделать что-то другое, или же что Он ввел вас в другое тело, или церковь, или конфессию.
Может быть, вы правы, говоря, что некий дух вел вас в другом направлении. Но вот вопрос: был ли это Дух Божий? Помните, Библия говорит: “Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4:1). В мире есть лживые духи и лжепророки.
Как же узнать, ведет вас лжепророк или Святой Дух? - Задавая вопрос, научил ли тот, кто вел вас, тому, чему в новозаветные времена учил людей Святой Дух! Я настаиваю: независимо от того, принимаете вы любые другие доводы или нет, вы должны принять следующий факт: если вас ведут к тому, чтобы выполнить меньше этих пяти перечисленных моментов или нечто совсем другое, то вас ведет не Святой Дух!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Желаете ли вы быть ведомым Духом? Если бы Он был здесь в человеческом обличии, то Он призвал бы вас совершить только то, чему учит Библия по этим важным вопросам, не больше и не меньше.