Найти в Дзене
ПРОБУЖДЕНИЕ

Евангелие от Иоанна. Иудейская точка зрения, которая расширяет понимание Евангелия. Это очень познавательно

Иоанн. Автор Евангелия от Иоанна.
Иоанн. Автор Евангелия от Иоанна.

Евангелие Иоанна самое позднее, оно написано, когда Иоанн был уже стар. К тому времени появилось уже много подложных евангелий и видимо, осознавая свой авторитет, он решил записать все, что осталось не записанным. Поэтому в евангелии Иоанна есть самые удивительные, самые страшные слова Йешуа. Есть еще одна особенность евангелия Иоанна — создается впечатление, что оно написано не для евреев. Например, Иоанн говорит (Ин.2:13): «Приближалась пасха иудейская», евреи и так знают, им не надо объяснять. В другом месте (Ин.7:2): «Приближался праздник Иудейский — поставление кущей» или говорит (Ин.4:9): «Иудеи с Самарянами не сообщаются». Все это, как-будто указывает на то, что Иоанн пишет тем, кто не знает, чей праздник Песах.


В те времена начал процветать гностицизм — учение, которое говорило, что когда-то был злой и страшный бог (бог ветхого завета) и пришел в мир добрый бог Иисус, и победил того плохого бога; между Йешуа и ветхозаветным богом нет ничего общего. Поэтому, для Иоанна было важно показать, что Йешуа соблюдал все еврейские праздники (в глазах самарянки он выглядел, как иудей), и жил как иудей. Поэтому, когда мы говорим о евангелии Иоанна, мы должны говорить о нем, как о еврейском тексте.

«В начале было слово и слово было у Бога и слово было Бог». Первая книга торы начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Как творил Бог? Мы читаем, что Бог сказал: «Да будет свет», Бог творил словом, слово — Его инструмент, и в псалмах мы находим неоднократно: «Твоим словом установлены небо и земля». Еврейская традиция говорит, что мир создан десятью речениями Всевышнего.

Поэтому, пока мир не был создан нельзя было это слово извлечь наружу. И первым словом стало «в начале». Это довольно древнее придание и читатели Иоанна его знали. Иоанн говорит в третьем стихе, что все начало быть через это слово и без него ничего не начало быть. Этим словом были сотворены небо и земля, но в первоисточнике, на иврите, сказано: «небо [и все что в нем] и землю [и все что на ней]», и далее Всевышний говорит: «да произрастит земля… да полетят птицы…» т. е. земля и небо выводят из себя то, что в них было заложено: земное и небесное, и все это сотворено тем первым словом.

Иоанн говорит, что в нем был свет для каждого человека. Во времена, когда Иоанн писал своё евангелие, было очень много неграмотных людей, буквально, не умеющих читать и писать. Они приходили в синагогу каждую субботу и им читали фрагмент из торы на иврите, но большинство не понимало иврит, ведь разговорным языком был арамейский, поэтому при чтении торы ее сопровождали пояснительным переводом. Есть такой фрагмент на самый первый стих библии: «В начале Всевышний сделал небо и землю, это было сотворено особым светом, который должен был раскрыться в человеке, свет — в котором можно увидеть Всевышнего, для того чтобы человек, который будет сотворен, мог узнавать Всевышнего».

Другое предание говорит о том, что каждый человек перед рождением обучается ангелом всей торе при помощи Божественного света и перед тем как человек рождается ангел бьет ребенка пальцем по устам и ребенок все забывает. Считается, что ямка между носом и верхней губой это след от пальца ангела. Так или иначе у евреев есть знание о том, что до рождения человека, ему светит особый свет, и что тора больше чем текст — это особый Божественный свет. В этом контексте понимаются первые пять стихов, они знакомы евреям, но не знакомы не евреям, ибо в то время не евреи не знали этого предания.

Далее Иоанн пишет о Иоанне Крестителе, что он пришел свидетельствовать о свете. Почему нужно было свидетельствовать? Потому что этот свет должен был прийти во плоти, слово должно было стать плотью и жить среди нас. Слово Божье должно было прийти во плоти, но уже и раньше, по разному, открывалось в этом мире. Как говорит Иоанн, слово Божье стало плотью и обитало среди нас.

Для чего оно должно было прийти? Когда мы читаем первую главу Бытия, как Всевышний сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», чтобы этот человек мог, как написано, управлять миром, и над рыбами, и птицами, даже над змеями — это цель, ради которой человек сотворен. А следующий стих говорит, что человек был сотворен по образу и не написано, что по подобию. Комментарий говорит, что человек создан по образу, а к подобию он только предрасположен и должен им стать. Когда он сможет это сделать? Когда в нем сможет жить слово Божье. Изначально, по мнению еврейской традиции, Адам был сотворен для того, чтобы Бог в нем жил, подобие было только для него задумано. Казалось бы, осуществился замысел Всевышнего, но все не так просто: «Он пришел к своим, но свои его не приняли», его не принял не только народ, в десятом стихе сказано, что и мир его не познал.

Часто слышим вопрос: «Почему евреи не приняли Йешуа? Ведь он пришел к своим, а свои его не приняли», но тут написано, что и мир его не познал, не одни евреи. Изначально только маленький остаток из всех народов смог его познать, и это не то, что весь мир его принял, а евреи нет — почти никто не принял. «Но те, кто принял, они получили власть быть сынами Божьими». Что это за власть? Почему не право, не должность, не звание? Потому что до того, как они его приняли, они были в рабстве испорченной природы Адама. Адам был создан, как сын Божий, но он не устоял в этом и его испорченная природа властвовала над ним. Те же, кто приняли Йешуа отменили власть испорченной природы, и получили власть быть сынами Божьими, не наследуя природу плоти и крови и хотения мужа. Иоанн говорит, что мы видели того самого человека, которого Всевышний хотел создать в первый день творения. Есть возможность быть человеком с Богом во плоти, в котором может жить Бог. Это то, что было Божественным замыслом изначально.

Радостная весть не в том, что нет наказания, а в том, что у греха больше нет власти и, что можно Богу быть сыном — в этом осуществление замысла Всевышнего. Когда Иоанн говорит: «Вот радостное известие», он говорит: «Замысел всевышнего осуществился полностью. Мы можем победить врага. Первые восемнадцать стихов евангелия — ключ ко всему евангелию. Иоанн пишет в конце двадцатой главы, для чего написано его евангелие: «Я написал это все, для того чтобы вы верили, что Йешуа — это сын Божий, и веруя имели жизнь во имя его» — в этом, собственно, евангелие.

Что это значит веровать? Много народа верует и ходит в церковь, а все остальное время живет обычной мирской жизнью. Чем они отличаются от тех, кто старается, стремится к святости? Может быть достаточно только веровать и будешь иметь жизнь? Если посмотреть греческий, или арамейский перевод евангелия, мы можем увидеть одно интересное отличие: Иоанн говорит, чтобы вы веровали, что Йешуа — Машиах, сын Божиий; а жизнь вечная — это не награда за веру, а еще одна заповедь, которую надо исполнять т. е. мы должны веровать, что Йешуа это сын Божий, что в нем жил Бог и веруя в это, иметь жизнь вечную — это значит, самим становиться сосудами в которых живет Бог — это не награда, а действие, которое нам заповедано (просто веры не достаточно). Тот, кто верит, понимает, как стать таким в котором живет Бог, и если мы станем такими, этого не достаточно, просто верить — мало, как говорит апостол: «И бесы веруют», но в бесах не живет Бог. Всевышний, должен был покорить Себе все и мы можем покорить Ему свою греховную природу — это жизнь вечная, то что мы должны сделать и в этом суть благой вести, что это стало для нас доступно (хоть и для малого количества людей, как сказал Иоанн, что мир его не принял).

Вот, собственно, предисловие книги Иоанна. Что интересно, что именно с иудейской точки зрения, становится понятным правильность понимания Бога через триединство. Ясно указывается, что есть Бог Отец, сын Христос и Дух который должен принять человек.

Всем мира, любви и добра!