Найти в Дзене
Завуч в теме

Новая система оценки: 5, 4, 3, «зачтено», все свободны

Оглавление

Ситуация

Несколько дней назад. В Воронеже в очередной раз проводится общегородской выпускной. В парке «Алые паруса». По названию понятно, все планируется, как в Москве – «общенародное» гуляние нескольких тысяч выпускников. Но отпустить их в «одиночное плавание» еще рано. Поэтому, к каждым 5 школьникам прикрепляется учитель. Странно, что учитель, а не родители. Ведь официально, после вручения аттестатов, школьники нам не подчиняются и мы не должны нести ответственность. Да и родителям было бы интереснее там «потусить» до утра. Но это – тема для отдельной статьи.

А сегодня, директор называет ученикам 11 класса имена учителей, идущих с ними на выпускной. «Учитель математики…» Довольный гул. Она – классный руководитель. «Учитель химии…» - молчание. Типа – могла бы и дома посидеть… В общем, разная реакция. И вот: «Два учителя физкультуры: Пал Палыч и Виктор Викторович!» Аплодисменты! Физкультурников одиннадцатиклассники любят. С ними ребята готовы и в огонь и в воду.

Личное фото. Соревнования по футболу. Наша женская команда. Они, кстати, на тех соревнованиях выиграли!
Личное фото. Соревнования по футболу. Наша женская команда. Они, кстати, на тех соревнованиях выиграли!

Вопрос.

За что наше родное Министерство собирается сделать преподавателей этого предмета учителями «второго сорта»? А заодно – учителей музыки и рисования. Следующим «слабым звеном» станут учителя технологии и ОБЖ? Затем – информатика? Кто следующий? Почему надо решать – какой предмет важный, а какой не важный?

Речь идет об отметке «зачтено»

Заметили? «Зачтено» - это НЕ оценка. Это – «отметка». Такое положение дел стало возможным благодаря Приказу Минпросвещения РФ от 05.10.2021 №546 «Об утверждении Порядка учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов». В нем, в пункте 5.3.б) сказано:

«По учебным предметам "Изобразительное искусство", "Музыка" и "Физическая культура" допускается указание отметки "зачтено"» Источник: https://docs.cntd.ru/document/566006437.
Приказ вступил в силу с 01.01.2021, и будет действовать до 2027 года.

Какие «+» и «-»таит в себе эта возможность

Плюс я вижу только один, да и тот весьма условный. При получении аттестата особого образца выпускники не станут волноваться о том, что четверка по физкультуре, музыке или ИЗО этот аттестат подпортят. Но ребята! мы же с вами знаем, что таких детей на поток выпускников – единицы. И, как правило, эти дети и так имеют «пятерку» по этим предметам

Минусы:

А) Физкультура, музыка и ИЗО – единственные предметы, на которых не используются гаджеты. Думаю, вы согласны, что нужно от них отдыхать.

Б) Большинство детей не ходят ни на какие секции и не посещают фитнесс клубы. Уроки физкультуры – единственная возможность получать дозированную физическую нагрузку. При системе зачета, те, кто и так «халявил» по этим предметам, считая их ненужными, теперь станут относиться к ним вообще «спустя рукава». А что? Ведь теперь тройка им не грозит. Постепенно такое отношение будет формироваться и у остальных детей.

В) Очень часто дети, не блистающие в общеобразовательных предметах, имеют отличные показатели как раз в спорте и творчестве. Они выступают за честь школы на соревнованиях. Их работы занимают призовые места на выставках. Они – активные участники школьных концертов и агитбригад. Да, они получают заслуженные пятерки. Иногда, это единственная положительная мотивация для учения. Почему мы должны лишать таких детей возможности поверить в свои силы, получая отличные отметки в четверти и в году?

Г) В конце девятого класса у троечников каждый балл на счету. Пятерки по этим предметам этот средний балл «приподнимали». Теперь это показатель станет ниже у всех выпускников.

Послесловие

Единственное, что утешает, система зачетов может так и остаться не сформированной. Обращаю ваше внимание на слово «допускается»в цитате. Для того, чтобы рекомендации стали реальностью, необходимо узаконить данную возможность локальным актом школы. Это дело не быстрое. И – опасное!)))

Опыт плановых и внеплановых проверок вышестоящих органов говорит следующее. Сначала в руки администрации предоставляют возможность. При этом, не дается никаких инструкций, как её использовать законным образом. Начальство словно приговаривает: «Мань, ну ты такая умная! Придумай что-нибудь сама! А мы придем, проверим, найдем несоответствия и накажем!» Поэтому я ещё не видела ни одной школы, которая первая ринулась на амбразуру: такой локальный акт составила и во всю использует. Может быть это случилось в ваших школах? Поделитесь опытом, коллеги.

И хочется узнать мнение педагогов и родителей – как они относятся к этой инициативе нашего Министерства? Не станет ли система "зачет/незачет" равносильна фразе: "все свободны от обязательств"

Подписываться ли на мой канал и ставить ли лайк - это только ваше решение. Поступайте так, как считаете нужным. Здесь я честно рассказываю о том, что происходит в современной школе.